Л.А. Файнберг & М.Л. Бутовская

Sep 26, 2022 14:53

Как пишут М.Л. Бутовская и Л.А. Файнберг, «социальная среда для всех животных
является своеобразной „оболочкой“, которая окружает особей и
видоизменяет, трансформирует воздействие на них со стороны
физической среды». Тем самым «способность к поддержанию
взаимоотношений с родственными или неродственными особями являет
собой значительное адаптивное преимущество и представляет
стратегию, направленную на усиление заботы о потомстве,
повышающую вероятность выживания детенышей». И «чем сложнее и
гибче социальная организация, тем бóльшую роль она играет в защите
особей данного социума».

***

Я. Л. Коломинский. Социальная психология взаимоотношений в малых группах:
Л. А. Файнберг: «Иногда думают, что заря человеческой истории - это природное состояние, в котором человек был свободен от всех социальных ограничений. Можно, напротив, задать вопрос, не является ли это природное биологическое состояние мифом и не осуществляется ли процесс гоминизации социально, так что его основным субъектом с самого начала был не изолированный индивидуум, а группа» (там же, с. 122) (курсив мой. - Я. К.). Возможно, было бы уместно уже здесь уточнить и социально-психологическую квалификацию этой общности - малая (контактная) группа, членов которой связывали отношения эмоционального предпочтения, общности по тотему и коллективная деятельность.

***
«Исчезновение крупных животных, - пишет Л.А. Файнберг, - оказало существенное влияние на хозяйство и образ жизни людей конца верхнего палеолита и начала мезолита. Уменьшение размеров животных потребовало совершенствования охотничьего оружия: появляются лук со стрелами, совершенствуется копьеметалка (упругие копьеметалки с грузом) и т.д. В связи с изменением состава фауны развиваются новые приемы охоты. Особенно развивается индивидуальная охота на средних и мелких животных и птиц. В некоторых областях получает распространение рыболовство, а на рубеже верхнего палеолита и мезолита - даже морской зверобойный промысел» [Файнберг Л.А. Раннепервобытная община охотников, собирателей, рыболовов // В кн.: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М.: Наука, 1986. - С. 133.]. Прив. по articlekz.com/article/31513

***
Бутовская Марина Львовна, "Первый в российском обществознании вузовский учебник по дисциплине «Антропология и этнология», который по своей структуре и содержанию соответствует как пониманию
этой дисциплины в мировой науке"
> Антропология и этнология: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.А.Тишкова. − М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018 <
Из "Глава 4. Эволюционные основы культуры."

В социальной и культурной антропологии не существует консенсуса относительно причин появления культуры и времени ее зарождения у гоминин.
В рамках данной главы мы рассмотрим эволюционные взгляды на происхождение культуры. Задумаемся над вопросом о преемственности между человеческим
обществом и социальными структурами приматов, о наличии биологических
корней многих социальных институтов человека (систем передачи социальной
информации, систем родства, института брака, социальной стратификации).
Мысль о преемственности вовсе не революционна и не нова - предпосылки
социальной организации человека обсуждались нашими отечественными специалистами по истории первобытного общества и антропологами В.П. Алексеевым,
В.В. Бунаком, М.Л. Бутовской и Л.А. Файнбергом, зарубежными исследователями Р. Фоули, Р. Ренгемом, Ф.де Ваалем и другими учеными. Один из основоположников этологии человека, И. Айбл-Айбесфельд, убедительно говорит о биологических основах культуры (речь в этом случае идет о культуре современного
человека, а не его далеких гомининных предков).
В эволюционной психологии культуру рассматривают в качестве второй
системы наследования, параллельной генетической системе передачи информации. Р. Докинз называет культурно-передаваемые верования и ценности мемами.
Подобно тому, как гены конкурируют между собой, мемы конкурируют за наше
внимание и место в нашей памяти. Одни мемы сохраняются и передаются последующим поколениям, другие исчезают. Гены и мемы сосуществуют и взаимно
влияют друг на друга.

4.2. Предпосылки культуры и представления о культуре у животных
Преемственность социальной жизни у приматов и человека фундаментальна для понимания закономерностей формирования человеческого общества
в процессе эволюции. Реальность предпосылок культуры у животных сейчас
мало кем отрицается. Накоплены данные о социальных традициях у низших обезьян (макаков, павианов, мартышек, лангуров). История самки японских макаков по имени Имо, ставшей основоположницей многолетней традиции мытья
бататов в соленой воде перед использованием в пищу, - классический пример.
Все чаще говорят о наличии культуры у человекообразных обезьян (шимпанзе,
бонобо, горилл и орангутанов), а также у капуцинов. Во всех случаях речь идет
об устойчивых традициях использования различных видов орудий в повседневной жизни, начиная от добычи пищи и заканчивая приспособлениями для защиты от дождя, груминга и передачи сигналов на большие расстояния. Особое внимание в этом аспекте уделено культуре шимпанзе. В последние
десятилетия в их популяциях доказано наличие не просто устойчивых традиций но и направленного научения, а также эпохальной устойчивости орудийных
навыков (о чем свидетельствуют археологические находки возрастом 4300 лет
в Кот-д’Ивуаре, а также в ряде других стран Африки).

http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document2656.pdf

первобытность

Previous post Next post
Up