Если у нас власть наличествует до образования классов, то как же она становится эксплуататорской? Какие-то разрозненные данные из интернета, к которым даже авторство не указывается:
/И опять же: #среднеклассовость. Кстати, в предыдущем посте про Поршнева, в первоисточнике отмечалось про мелкое пр-во - я это не скопировал, - что оно может быть не только капиталистич., но и феодальным. И не только, добавлю я./
* Борьба между родовой аристократией и демосом привела к созданию в Афинах сложной обстановки. По воспоминаниям современников в начале VI века смута была сильная, народ восстал против знатных.
Смягчение противоречий могло быть достигнуто только путем радикальных преобразований. В 594 г. до н. э. на политическую арену выдвигается Солон, избранный архонтом, наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон осуществил ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.
Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которыми была наводнена Аттика. Кроме того, впредь запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов иноземцев.
/М. С. Так сказать, негативная ЧС преобразуется в действительную, производительную/
Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.
Центральное место среди преобразований, осуществленных Солоном, занимают его политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая или цензовая реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна - медимн.
Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к разряду пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 медимнов годового дохода, все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.
Деление населения на разряды по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку предоставляло каждому разряду определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах (они не могли избираться в архонты). Феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.
Деление населения по имущественному цензу и открытое признание преимуществ за имущими классами означали дальнейшее укрепление Афинского государства. Однако, Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени филы и создал на базе этого деления новый государственный орган - Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Деятельность Народного собрания активизируется, на нем стали обсуждаться все важные государственные дела, приниматься законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг - оплот родовой аристократии. За ним было оставлено право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью народного собрания.
Большое значение имело создание суда присяжных - гелиэи, которая позднее приобрела большое политическое значение. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов.
По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Однако, следует отметить, что реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и в известной степени способствовали в дальнейшем демократизации государственного строя.
С укреплением демоса Афины перестали нуждаться в тирании. После падения тирании в 509 г. до н.э. вождь и защитник демоса Клисфéн провёл радикальные демократические реформы, в отличие от компромиссных реформ Солона, который являлся примирителем борющихся эвпатридов и демоса.
...Реформа Клисфена нанесла сильнейший удар преобладанию аристократии. Новые филы являлись территориальными единицами, имевшими политическое значение. Именно по филам происходили выборы должностных лиц республики, осуществлялась военная служба. Граждане распределялись между ними не по происхождению, а по месту жительства. Клисфен перемешал всех граждан. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает своё политическое влияние.
Совет четырехсот, избиравшийся по родовым филам, был преобразован в Совет пятисот. В него избиралось по 50 человек от каждой новой территориальной филы. Состав его резко изменился. Эвпатриды лишились былóй возможности проводить в него своих представителей.
Áрхонты потеряли прежнее значение, так как учреждались особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Так создавалась коллегия десяти стратéгов (военачальников), избираемых по одному от каждой филы. К ней перешло от архонта - полемáрха (полководца) командование войсками. Заведование государственной казной перешло от архонта - эпонúма к коллегии десяти казначеев, за которыми надзирали десять контролёров. Народное собрание стало собираться гораздо чаще, чем прежде, и получило значительно бóльшее влияние на государственные дела.
Для обеспечения демократического строя от тирании, от захвата власти предприимчивыми честолюбцами Клисфен ввёл остракúзм (от греческого «отсракóн» - глиняный обожженный черепок, откуда и название) - это специальное голосование путём подачи черепков, посредством которого можно было удалить в десятилетнее изгнание казавшегося опасным своим властолюбием политического деятеля, то есть безо всякой вины. Остракизм представлял собой изгнание слишком влиятельных лиц из аристократии, которые, опираясь на своё богатство, способности, демос по примеру Писистрата могли захватить власть и отстранить граждан от государственных дел. Это был своеобразный вóтум недоверия народа отдельным лицам из знатных родов, которые могли угрожать демократии. Остракизм являлся мощным орудием контроля рядовых граждан над аристократией. Изгнание посредством остракизма являлось, в сущности, почётным удалением проигравшей партии. Право гражданства и имущество удаляемого не отымались. Изгнание ограничивалось десятью годами. По истечении этого срока изгнанник мог вернуться в Афины и снова занять влиятельное место среди граждан.
В 594 г. до н.э. первым архонтом избирается Солон. Хотя Солон и был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс.
Первой крупной реформой Солона была "сисахфия" (отмена долгового рабства). Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства.
Upd. Нашел источник: Всеобщая история государства и права : [Учебник / К. И. Батыр, Т. П. Филиппова, З. М. Черниловский]; Под ред. К. И. Батыра. - М. : Былина, 1995.
д-р юрид. наук К. И. Батыр
http://www.bibliotekar.ru/2-8-26-istoriya-gosudarstva-i-prava/index.htmВ изд. /1999?/ "История государства и права зарубежных стран" - это глава авторства: Т. П. Филиппова, канд. юрид. наук, доц.
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/batur/05.phpФилиппова - явл. зам. зав. кафедрой истории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА /данная каф. является одним из старейших подразделений вуза/
***
Доставить афинянам это благо было целью реформ Солона. Он справедливо находил, что коренная причина всех бедствий Афин и Аттики - дурные отношения между сословиями, слишком большое неравенство состояний, резкая противоположность между классом полноправных граждан, землевладельцев, и массою обедневших бесправных земледельцев и других рабочих людей. В тех стихах Солона, где он сам прославляет хорошие законы, реформатор порицает алчность богатых, которые для увеличения своего богатства совершают притеснения, захватывают себе чужое добро, не думая о божественном правосудии, которое накажет их и вместе с ними государство, допускающее их беззакония.
«Скоро, - говорит там Солон, - постигнет Афины неизбежное бедствие: или подпадут она под иго постыдного рабства, или раздор граждан возбудит междоусобную войну; падет во прах цветущая сила мужей, и милая родина погибнет от ярости вооруженной борьбы. Толпами поведут несчастных в чужбину, окованных цепями, и будут на рынках продавать их в рабство».
Для избавления государства от бедствий, грозивших ему погибелью, в реформах Солона была поставлена цель сформировать третье сословие, которое заняло бы средину между привилегированным сословием богатых, знатных землевладельцев и бесправною, обедневшею, подавленною долгами массою, и имело б интересы, совпадающие с общим благом.
Солону нелегко было склонить угнетавших народ эвпатридов отказаться от материальных выгод, доставленных им законами Драконта. Закон о взыскании долгов отдал значительную часть народа в работу или даже в рабство землевладельцам, а каменные столбы на землях, еще остававшихся за поселянами, свидетельствовали, что и эти участки скоро перейдут в собственность эвпатридов, что и эти поселяне скоро станут работать на господ. Но Солон отважился доказывать и успел доказать эвпатридам, что они должны сделать большие уступки народу. Это доказывает, что сами эвпатриды видели невозможность поддержать существующие отношения; им грозила опасность или революции или подпадения под иго тирана, который стал бы грабить их. Чтобы не лишиться всего, они согласились пожертвовать частью своих выгод ради необходимых реформ. Характер Солона, знатность его рода, его богатство, его рассудительность и опытность представляли для них гарантию, что он по возможности соблюдет их интересы; потому они выбрали его в сан первого архонта и поручили ему составить законы, какие нужно для примирения их сословия с народом.
/М. С. Это и есть переход от АСП к рабству, под руководством элит, которые осознали, что иначе мальтузианская ловушка неизбежно их обрушит!/
Законодательство Солона и все его реформы были направлены к тому, чтоб устранить главные причины бедственного положения государства и предотвратить возможность возобновления их в будущем; он хотел освободить граждан, которые были отданы в работу кредиторам; освободить от долгов заложенные земли поселян, а чтоб облегчить уплату долгов, которыми были обременены простолюдины, он находил надобным изменить монетную систему. Солон сделал это посредством законов, в которых, по его собственному выражению, «насилие было соединено со справедливостью», и которые, по общему своему значению, обозначаются общим названием «сисахфия» («снятие бремени», льгота).
Во-первых, реформами Солона была отменена отдача неисправного должника в работу кредитору. Солон освободил своих несостоятельных должников от уплаты долгов ему; эти долги, прощенные им, составляли 5 талантов (более 10.000 русских дореволюционных рублей), - сумму, огромную по тогдашней ценности денег. Поступив так относительно своих должников, Солон особой реформой объявил отмененными все те долги, которые были сделаны под залог личной свободы должника; таким образом, получили свободу все те афиняне, которые находились за долги в работе у кредиторов; а те, которые были проданы за долги в рабство, были выкуплены на счет государства, и было установлено, что кредитор не имеет права на личность должника или его детей, что личность не может быть предметом залога. Государство освободило своих должников и отказалось от всех взысканий по неуплаченным ему долгам. Известия о том, в чем состояла реформа Солона относительно долгов частным лицам, передаются греческими писателями не одинаково: по одним известиям, были совершенно уничтожены и эти долги, по другим, они были только уменьшены на 27 процентов. В одной из элегий Солона есть выражения, смысл которых, по‑видимому, согласен с известиями, что должники были совершенно освобождены от уплаты долгов.
...При всей выгодности положения Афин для торговли, Аттика была до той поры чисто земледельческим государством; преобладание земледельческих интересов довело государство до разорения. Введением монетной системы, употреблявшейся у коринфян, потому принятой в морской торговле, Солон, вероятно, хотел облегчить афинянам переход к торговым занятиям.
Реформа сисахфии вывела народ из бедственного положения, но было надобно предотвратить повторение такого же бедствия в будущем. Освободив граждан, находившихся в рабстве у кредиторов, и возвратив на родину тех, которые были проданы на чужбину, где «не слышали они звуков аттической речи», Солон воспретил давать ссуды под залог личной свободы. Продавать афинского гражданина в рабство было запрещено под страхом смертной казни; это запрещение распространялось и на несовершеннолетних детей. Но Солон не принял для облегчения должников той меры, которую употребляли для этого в новой Европе...
Потомок Кодра Солон снова имел полную возможность захватить в свои руки верховную власть: народ охотно предоставил бы ему ее за обещание раздела земель. Но Солон не поддался искушению. Этою мудрою сдержанностью он приобрел доверие эвпатридов. По принесении торжественной жертвы благодарности богам за восстановление мира между сословиями, собрание эвпатридов назначило Солона устроителем и законодателем государства с неограниченной» властью. Он исполнил это трудное поручение в духе мудрой справедливости очень успешно.
Продолжением реформ Солон хотел примирить враждующие между собою сословия, уменьшить неравенство в распределении собственности и прав, создать средний класс, интересы которого были бы неразрывно соединены с благом всего государства. Верный этому своему стремлению, Солон старался удовлетворить потребностям простолюдинов, по возможности сохраняя привилегированное положение эвпатридов...
Солон постановил, что размер политических прав должен быть пропорционален средствам и желанию служить государству, сделал мерилом политических прав лица количество продуктов, доставляемых этому лицу земельною собственностью его. Все население Аттики очередной реформой Солона было разделено на четыре класса; принадлежность гражданина к тому или другому классу определялась собственным его показанием о том, сколько чистого дохода сельскохозяйственными продуктами получает он от своей земли.
К первому классу принадлежали, согласно этой реформе Солона, те граждане, которые получали чистого дохода от своей земли не менее 500 медимнов (около 150 четвертей) ячменя (или другого хлеба) или столько же метретов (несколько более 1500 ведер) вина и оливкового масла. Они назывались пентакосиомедимнами, «пятисотмедимными гражданами». По рыночной цене продуктов, капитал, подлежавший обложению податями, при этом наименьшем, размере дохода граждан первого класса составлял 6000 драхм или 1 талант. Ко второму классу реформа Солона отнесла тех граждан, которые получали со своей земли от 500 до 300 медимнов чистого дохода; таким образом наименьшая величина капитала во втором классе была 3600 драхм. Граждане этого класса назывались «всадниками» (hippeis). К третьему классу Солон причислил получавших от 300 до 150 медимнов дохода; наименьшая величина капитала их была, 1800 драхм. Они назывались зевгитами («имеющими пару волов»). Наконец, все те граждане, которые не имели 150 медимнов дохода от земли, то есть, не имели земельной собственности такого размера, который обеспечивает хозяйственную самостоятельность, по этой реформе Солона составляли класс фетов (рабочих людей).
Обязанности военной службы Солон распределил между гражданами соответственно этому делению их на классы по порядку земельной собственности. Первый класс был обязан содержать 48 триер; он и строил и снаряжал их на свой счет. Менее богатых землевладельцев, составлявших второй класс, реформа Солона обязала служить всадниками; каждый гражданин этого класса обязан был содержать двух боевых коней, одного для себя, другого для оруженосца. Граждане третьего класса, зажиточные поселяне, имевшие столько земли, что для её обработки было надобно содержать по крайней мере пару волов (или лошадей, или мулов), имевшие и работников, служили в войске гоплитами, тяжеловооруженными пехотными воинами; каждый из них обязан был иметь полное вооружение - то есть, и латы - для себя и для одного работника, шедшего с ним на войну. - Фетам реформа Солона предписала служили в войске только легко вооруженными, а во флоте матросами. Кроме военной службы, на афинянах эпохи реформ Солона лежало очень мало государственных тягостей. Постоянных налогов не было. Все общественные должности были почетные; их могли получить только граждане трех первых классов; жалованья должностные лица не получали. Издержки на обеды в Пританее, на посольства, и на другие государственные расходы совершенно покрывались доходами от государственных земель, серебряных рудников, судебных штрафов и таможенных пошлин. Расходы были тем менее значительны, что на должности вообще выбирались люди зажиточные, за почет, оказанный им, охотно принимавшее на себя часть должностных своих издержек. Налоги установлялись лишь временные, во время войны или по каким‑нибудь чрезвычайным случаям. Они платились гражданами первого класса со всей суммы их оценочного имущества (с 6000 драхм); граждане второго класса платили только с пяти шестых долей своего оценочного состояния (из 3600 драхм только с 3000); граждане третьего класса только с пяти девятых долей своего состояния (с 1000 драхм из 1800). Например, если установляли налог в 2 процента, то пентакосиомедимн платил 120 драхм, всадник - 60, зевгит - 20. Феты были свободны от всяких налогов,
Установленное реформами Солона распределение народа на эти классы заменило прежние привилегии знатности рода привилегиями по богатству, аристократическую форму правления тимократией, «правлением богатых». Но основанием ценза исключительно служила земельная собственность, а большая часть удобной земли в государстве принадлежала эвпатридам, потому господствующим классом и после реформ Солона фактически оставались они. Впрочем, установление классов по цензу все‑таки было большим шагом вперед к равноправности граждан: привилегированность положения перестала быть наследственною; обедневшие эвпатриды лишались привилегий; простолюдины, достигшие трудолюбием, дарованиями или удачею до обладания цензом, получали соединенные с ним почет и права. Введённый Солоном ценз представлял для общества и другие выгоды; он побуждал молодых эвпатридов беречь и увеличивать отцовское поместье...
* Согласно реформам Солона, ежегодно, под наблюдением архонтов, назначалось по жребию 1000 человек из каждой филы в состав народного суда, решавшего в последней инстанции все судебные дела, представляемые на его рассмотрение. Эти назначенные по жребию судьи назывались гелиастами. При вступлении в отправление своих обязанностей они приносили торжественную присягу подавать голос сообразно с законами, правдиво, беспристрастно, неподкупно. Под председательством фесмофетов они постановляли окончательные решения по всем процессам об имуществе и по всем делам о проступках или преступлениях, наказанием за которые было лишение жизни, свободы или чести (кроме дел, которые решались эфетами под председательством архонта-царя, как мы уж говорили). Таким образом, суд гелиастов составлял самое прочное ограждение драгоценнейших благ человека от насилия или несправедливости. Этот суд назывался гелиэя. Сначала он был только апелляционным трибуналом; но впоследствии, при развитии судебных учреждений в демократическом духе, гелиэя стала верховным судилищем по всем уголовным, делам и по всем важным тяжбам. Реформы Солона сделали гелиэю и охранительницею всех введенных ими учреждений, постановив, что проекты изменений в законах, одобренные правительственным советом, предлагаются на решение народного собрания лишь в том случае, если будут одобрены комиссией, члены которой, номофеты («законодатели»), избираются гелиэей. Они выбирались из людей, хорошо знающих законы.
...Ареопаг состоял из бывших архонтов. Это были пентакосиомедимны, богатые землевладельцы, люди высшего сословия, по своему наследственному положению привычные исполнять судейские обязанности, имевшие возможность получить высокое образование; выбор их в архонты свидетельствовал, что они люди влиятельные, а результатом докимасии было доказано, что они люди безукоризненно добросовестные в исполнении своих обязанностей. Каждый год сменялось девять архонтов; потому число членов Ареопага должно было быть велико. По мысли Солона, учреждение, призывавшее влиятельнейших и лучших людей знатного сословия к пожизненной правительственной и судебной деятельности, тесно соединявшее сословную честь аристократов с благом государства, делавшее пожизненный высокий сан наградою за верное служение родине, за гражданскую честность и доблесть, давало прочную консервативную опору новому государственному устройству; аристократы имели интерес поддерживать, защищать государственное устройство, не только обеспечивавшее их личность и имущество, но и предоставлявшее им привилегированное положение, поручавшее им охрану законного порядка, контроль над общественною жизнью и нравами, и при этом избавлявшее их власть от всякого упрека в узурпации, в сословной исключительности и притеснительности. Молодые эвпатриды имели очень сильный интерес заслуживать уважение общества честным, верные исполнением своих гражданских обязанностей, чтобы стать членами Ареопага. Потому та реформа Солона, которая обновила Ареопаг, была очень удачной. Солон одушевил ею даровитых эвпатридов любовью к новому государственному строю, а государство приобрело в правительственном учреждении, состоявшем из пожизненных членов, прочную консервативную опору. Независимый, от изменчивых увлечений минуты, окруженный всеобщим уважением, Ареопаг, с именем которого соединялись священные предания народа, после реформ Солона должен был предотвращать опрометчивые нововведения, охранять национальные обычаи, контролировать, общий ход общественных дел.
С властью, не ограниченною никакими законами, ответственный только перед собственною совестью, Ареопаг исполнял обязанности политического контроля. Верховная полицейская власть в государстве принадлежала ему. Он наблюдал за управлением религиозными делами: за общественным богослужением и совершением религиозных праздников, за администрацию храмов, за охранением священных оливковых деревьев Афины; наблюдал за тем, чтобы граждане оказывали уважение к религии; наблюдал за воспитанием детей граждан, за нравственностью их самих, за образом жизни всех жителей государства. Согласно законам Солона, ареопаг имел право наказывать за дурные дела, неуловимые для формального суда; обязан был следить за тем, чтобы граждане жили честно, не были праздными тунеядцами, не расстраивали родовое имущество расточительностью. Он не был обязан дожидаться жалоб, иметь формальный улики; он по собственной инициативе мог призывать на свой суд каждого гражданина, поступавшего дурно, и по праву отеческой власти делать ему внушения, угрозы, подвергать его наказанию. Ареопаг имел право требовать сановников к своему суду за их должностные действия и объявлять незаконными те решения правительственного совета и народного собрания, которые находил или нарушающими существующий порядок, или опасными для государства.
Афина говорит у Эсхила («Эвмениды», 648 и след.): «Ареопаг - достопочтенное, неподкупное судилище, неусыпно бодрствующее для охраны страны; пока вы (афиняне) будете благоговейно уважать его, вы будете иметь спасительный оплот вашей стране, какого не имеют ни скифская земля, ни Пелопоннес».
Устройством государственных учреждений было завершено законодательство Солона. Реформой сисахфии он освободил граждан, бывших в работе или в рабстве у кредиторов, и отменил законы, лишавшие неисправного должника личной свободы; возвратив поселянам заложенные земли и облегчив тяжесть долгов, он спас от погибели сословие самостоятельных поселян и создал энергическое, преданное благу родины, среднее сословие; постановив, что отец не может ни продавать детей, ни отдавать их в залог, он оградил свободу несовершеннолетних и возвысил характер семейного быта. Распределением граждан на классы Солон проложил путь к равноправности граждан, упрочил общественный порядок, поставил размер прав в зависимость от размера обязанностей. Реформы Солона дали, правда, некоторые привилегии гражданам первого класса: предоставили им одним доступ к сану архонтов и в Ареопаг, и фактически дали преобладание в государстве зажиточной части граждан правилами о выборах в Совет четырехсот. Но все‑таки Солон сделал много для предоставления равноправности всем гражданам: он предоставил им всем равный голос в народном собрании, которому принадлежала верховная власть, которое выбирало правителей и постановляло законы. Реформы Солона обеспечили общество от возвращения владычества эвпатридов, учредив народный суд, который не только карал всякое превышение власти, всякое нарушение законов, но и подвергал своему исследованию личные качества правителей, образ действий членов правительственного совета и сановников, охранял существующее законы от опрометчивых нововведений.
Солон: Народ повинуется руководителям своим только тогда, когда он не сделан слишком самовластным, да и не порабощен». - Видя, что не все отдают должную справедливость ему, он утешал себя мыслью: «удовлетворить желаниям всех трудно». /М. С. Невозможно, да и не нужно; не у всех помыслы чисты./
Реформы Солона сохранили прежнее деление граждан на роды и филы, но освободили поселян от судебной власти старшин родов и соединили их в сельские общины (демы), имевшие своих собственных начальников (демархов), заведовавших охранением порядка; процессы по мелких делам решали общинные судьи под председательством демарха. Солон увеличил личную свободу граждан и в том отношении, что предоставить им право распоряжаться имуществом посредством завещания, и, если нет детей, то право избирать себе наследника посредством усыновления. Прежде, имущество гражданина, не имевшего наследников по крови, переходило к фратрии. Закон Солона благоприятствовал сохранению хозяйства в целости и потому помогал развитию хозяйственной заботливости. Если не имеющий сыновей имел дочь, то усыновление часто было соединено с условием, чтоб усыновляемый женился на ней. До Солона, ближайший родственник имел право и обязанность жениться на дочери умершего; а если не женится на ней, и она бедна, то был обязан дать ей приданое.
* Знаменит был закон Солона, постановлявший, что в случае междоусобия каждый гражданин обязан стать на ту или на другую сторону; кто останется безучастным, лишается политических прав. Это постановление Солона имело целью побуждать миролюбивых граждан останавливать своим вмешательством мятежи, которых можно было тогда опасаться со стороны реакционной партии эвпатридов или со стороны простолюдинов, по интригам властолюбивых демагогов.
* Из числа продуктов сельского хозяйства, он дозволил вывоз только винных ягод и оливкового масла, которыми Аттика изобиловала; вывоз хлеба, которого производила она мало, он запретил.
http://rushist.com/index.php/greece-rome/1891-reformy-solona