К генезису капитализма - плюс бонус

Jun 19, 2022 16:32

Леонид Сергеевич Васильев, доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией исторических исследований НИУ ВШЭ (2013):
* В свое время Маркс потратил немало сил и времени, чтобы убедить читателя (знаменитая 24-я глава первого тома «Капитала»), что капитализм с капиталом в качестве его основы возникает в результате первоначального накопления. На примере Англии он стремился показать, что все шло от огораживания несчастных английских крестьян: «овцы съели людей». Дурные люди - капиталисты - в бессовестной погоне за прибылью создали за их счет свой капитал и пошли во все тяжкие...
Почему Маркс писал только о нищей, обездоливавшей своих крестьян Англии? Почему он ни разу не вспомнил о чудовищно богатой, ограбившей Америку Испании? Если уж все дело в первоначальном накоплении - так вот оно, бери не хочу! Почему же испанские гранды и идальго, живя в роскоши, сами не брали и другим, полунищим и бесправным испанским кандидатам в предбуржуа, не давали стать капиталистами? Как ни странно, но в СССР никому в голову не приходило - и не могло прийти - задать этот вопрос. Все хорошо помнили, что было с теми, кто позволял себе, например, писать об азиатском (по Марксу) способе производства, напоминающем СССР.
Так вот, в отличие от Англии, которая с XIII века имела парламент и в которой доставшиеся Европе в наследство от античного мира традиции либеральной демократии оказались наиболее живучи, породив у многих чувство личного достоинства (too much dignity), в Испании этого не было. Конечно, и этой стране как неотъемлемой части западноевропейской антично-христианской, цивилизационно-ренессансной традиции кое-что в этом смысле досталось. Иначе не открыла бы Америки...
В XVI-XVIII веках воздействие внутренних и внешних обстоятельств на англичан дало очень позитивный итог. Одолев и казнив своего монарха, парламент создал основы конституционного правления и либеральной демократии. Все абсолютно ясно. Удачная случайность и благоприятное стечение обстоятельств (античные традиции протокапитализма и движение в сторону западноевропейского предкапитализма; слабость монархии и сила ограничивающего авторитарную власть парламента, огораживание и умелая игра на беспомощности испанцев в условиях революции цен и наращивания предбуржуазного производства, мощный торговый флот) привели страну к успеху. Выразился он в росте влияния буржуа, заложивших базу буржуазных преобразований.
На всем остальном Западе (включая североитальянские города-республики Ломбардии, ранее других проявившие склонность к буржуазной активности) не возникло столь благоприятного стечения обстоятельств. Там все шло медленней и тормозилось реакцией неповоротливо-высокомерной испанской монархии. И капитализм там вплоть до революции во Франции и гения Наполеона себя не проявил. Потому вестернизировавшие весь мир великие буржуазные новации, от либеральной демократии до паровой машины, железных дорог и очень многого другого, - дело рук мастерской мира, как почтительно называли Англию.
* Вестернизация пришла к нам в специфически изуродованной форме, с резким акцентом в сторону заимствования военной мощи.
* Колониальных европейских буржуа у нас до реформ 1861 года не было. Были разные иностранцы-наемники, но не было именно буржуа с капиталом, которые действовали бы, как во всем мире вне европейского Запада, в правовом поле.
https://www.hse.ru/news/1163611/74654795.html

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ:
Лахман не только аргументированно разгромил классовую теорию Маркса и теорию «происхождения капитализма из протестантского духа» Вебера, но и предъявил собственную и очень убедительную теорию формирования капитализма... Лахман тщательно прослеживает все перипетии классовых войн средневековой Европы - и нигде не находит практического подтверждения теории Маркса о том, что буржуазия в борьбе с дворянством утверждает капитализм. Лахман исходит из посылки о множественности элит и утверждает, что шанс на изменение своего положения у подчиненных классов («неэлит») возникает только в ситуации межэлитного конфликта. Этот шанс может реализоваться, только если неэлита вступит в союз с одной из сильных и сплоченных элит (что бывает крайне редко). В ином случае элита воссоединяется, чтобы задавить движение неэлит и вернуть их в подчиненное положение. Революция - это элитный конфликт, отягощенный конфликтом классовым.
Буржуазия лишь однажды - в ходе Великой французской революции - свергла власть короны и аристократии, уничтожила дворянское государство, чтобы установить свое собственное. Однако капитализм родился не во Франции XVIII века, а в Англии XVII столетия, и там-то буржуазия как класс напрочь отсутствовала. Лахман предлагает очень интересную трактовку истории возникновения капитализма в Англии, начиная его отсчет с Реформации. Король Генрих VIII отверг католичество, чтобы решить личные проблемы - семейные и финансовые. Имущество церкви было конфисковано и распродано по дешевке местным элитам - дворянам («джентри»). Его дочь Елизавета I уничтожила власть магнатов, чтобы устранить аристократическую оппозицию, и тем самым окончательно отдала английскую провинцию во власть джентри. Попытки Якова I и Карла I восстановить церковное имущество и угроза католической реакции сплотили джентри на идеологической платформе протестантизма. Джентри взяли под свой контроль парламент и в ходе гражданской войны и Славной революции уничтожили политическую власть короны, заменив ее парламентским режимом.
Итак, именно английские джентри, по Лахману, создали капитализм. Они не занимались никакими капиталистическими предприятиями, но нещадно эксплуатировали фермеров, арендаторов и безземельных батраков, а прибавочный продукт вкладывали в покупку предметов роскоши, облигации государственного долга и отчасти в «стартапы» тех времен. Они были кровно заинтересованы в утверждении неприкосновенности и священности частной собственности на землю - и добились этого вопреки всему. Так аграрный феодализм в Англии сменился аграрным капитализмом, что со временем создало возможности для запуска процесса индустриализации.
Что касается теории Вебера, то Лахман соглашается с ней в том, что именно Реформация сделала возможным возникновение капитализма. Но категорически возражает по поводу мнения классика, как именно Реформация сделала это! Напомню, Вебер утверждал, что именно рационалистический поворот в сознании европейских христиан, принявших протестантизм, дал толчок к их капиталистической активности. Однако история борьбы английских и французских светских и церковных элит против колдунов и магии в XVI-XVIII веках, описанная Лахманом, показывает, что дело тут вовсе не в росте рациональности. Европейцы становились рациональными (в веберовском смысле) только тогда, когда социальные ситуации давали возможность для возникновения у них заинтересованности в подобных мыслях и действиях! Такие рациональные идеологии и стратегии развивались в ответ на структурные изменения, порождаемые элитными и классовыми конфликтами.
https://историк.рф/journal/84/kapitalisty-ponevole.html

-- Бонусом --
Анатолий Вассерман:
Внедряются же новшества не столько из любви к творчеству, сколько вследствие конкуренции внутри класса эксплуататоров: не воспользуешься находкой - воспользуется другой производитель и разорит тебя.
* Вообще внутриклассовая борьба чаще всего (за исключением сравнительно редких революций, то есть радикальных и быстрых изменений структуры общества в целом) жёстче межклассовой. Хотя бы потому, что каждый представитель каждого класса нуждается в деятельности других классов ничуть не меньше (а чаще всего - куда больше), чем в своих классовых коллегах. По сходной причине внутривидовая борьба обычно жёстче межвидовой: как показал ещё Чарлз Робертович Дарвин (1809.02.12-1882.04.19), даже небольшой прирост скорости размножения, вызванный минимальными наследуемыми изменениями, через считанные поколения приводит к вытеснению тех, у кого данных изменений нет. Блестящий селекционер (и, увы, слабый теоретик) Трофим Денисович Лысенко (1898.09.29-1976.11.20) смеялся над концепцией внутривидовой борьбы: мол, заяц зайца не ест. Он почти прав: заяц всего лишь выедает подножный корм другого зайца. И тем самым убивает его куда эффективнее (и с меньшим риском для себя), чем если бы лез в драку.
/М.С. И здесь проявляется разница именно не межформационных переходов классового общества, но перехода в целом от бесклассового общества к классовому!/
https://business-magazine.online/fn_41992.html

-- Еще бонусом --
* «Англия - единственная страна, - говорил Маркс, - где рабочий класс достаточно развит и организован для того, чтобы использовать всеобщее избирательное право в своих собственных интересах".

* Ленин писал: «Либо гибель всех полученных завоеваний Советской власти, либо подведение под них экономического фундамента. В Социалистической революции политический переворот предшествует экономическому. В этом смысле политика имеет первенство над экономикой».

-- Петелька --
Рядом две вкладки открытых:
Некий Коробьин: коллективизация сельского хозяйства была решена единолично Сталиным в 1929 году, что Ленин за год до своей смерти, в 1923 году, написал два письма о кооперации сельского хозяйства, из которых видно, что ни о какой коллективизации сельского хозяйства он не думал. И если бы он был жив, то не допустил бы её.

И рядом Ленин: «крестьянин торгует сейчас по-азиатски, а для того, чтобыуметь быть торгашом, надо торговать по-европейски. От этого нас отделяет целая эпоха».

От меня еще: Так вот факт ли, что без коллективизации, одной только кооперацией, можно было побудить работать тогда советского крестьянина так, как это необходимо было для социализма? Ой, сомневаюсь.

Лахман

Previous post Next post
Up