Ученый-марксист Б.Ф.Поршнев (продолжение)

Jun 02, 2022 11:46

Почувствовал насущную необходимость дочитать поршневское, начатое здесь https://mskolov.livejournal.com/97503.html (Вите О. Т. Б. Ф. Поршнев: опыт создания синтетической науки об общественном человеке и человеческом обществе // Полития. 1998. №3.)

* Наиболее важным, с точки зрения Поршнева, является как раз анализ классового антагонизма в те длительные периоды, когда он не прорывается на поверхность в виде открытого противостояния, прерывающего общественное производство: «В высшей степени наив­но думать, что периоды затишья во внутренней жизни феодального общества говорят об исчезновении на это время классового антаго­низма. Нет, застойность феодализма - это не сон масс, не отсутствие сил и стимулов для борьбы, а борьба обузданная противоборством, “действие, равное противодействию”. Иными словами, за этой за­стойностью скрывается огромное напряжение, внутренне характе­ризующее феодальный мир, хотя и редко выступающее на поверх­ность. Именно анализ этого внутреннего напряжения и открывает научный путь к объяснению всего конкретного содержания средне­вековой истории».
Таким образом, поршневская теория классовой борьбы в качест­ве своего предмета имеет не столько видимые проявления открытых классовых конфликтов, сколько «борьбу, обузданную противоборст­вом» и ее влияние на общественную жизнь. /М.С. Полагаю, что Поршнев, конечно, имел перегиб в пользу межклассовой борьбы - невозможной для преодоления при феодализме в смысле победы подчиненного класса./

* В отличие от капитализма, где рабочий, повышая производительность труда в интересах улуч­шения своего материального положения, автоматически улучшает и материальное положение капиталиста, при феодализме работа кре­стьянина с целью улучшения своего положения феодалу не дает ровным счетом ничего. Более того, она прямо враждебна ему, ибо изменяет соотношение необходимого и прибавочного продукта в пользу крестьянина.

* «Крестовые походы были, по крайне мере, вначале, не чем иным, как массовым бегством западноевро­пейских крестьян, санкционированным церковью, но вызванным исчерпанием возможностей внутренней колонизации и утяжелени­ем феодального гнета...»

* «Было бы совершенно не­верно думать, что крестьянин впервые понес свои продукты в город продавать на рынке потому, что феодал потребовал с него вместо натурального продукта - деньги. Нет, наоборот, феодалы начали требовать ренту в деньгах лишь после того, как деньги стали позвя­кивать в карманах у крестьян, хотя бы и исправно вносивших рен­ту отработкой или продуктами. До этого наличие денег (или покуп­ных товаров) свидетельствовало о принадлежности человека к общественным “верхам”».

* /М.С. Замечание Вите, камешек в огород демократии, на самом деле./ А что касается собственных обяза­тельств [современного] государства, то ведь оно взяло их на себя по своей воле, а не по поручению этих граждан, требовавших, скажем, централизованно­го перераспределения части их доходов. /М.С. В смысле, что за налоги мы не голосовали, чтобы их с нас взымали. А если бы голосовали, люди, скорее всего, голосовали бы против них - уж точно против их увеличения./

* "более интенсивно пе­реселялось в феодальном обществе население из тех районов, где феодальная эксплуатация имела тенденцию подняться выше, чем в других местах, где, следовательно, классовый антагонизм был острее"

* Поршнев подчеркивает «социальную сторону» в начавшемся в конце XIX в. переходе к империализму. Во-первых, это внешние за­хваты, создание колониальных империй. Во-вторых, это образование монополий.

* Поршнев также выделяет насилие как первый системообразующий фактор классового общ-ва

* «Можно сказать, что глубоко скрытым существом аппара­та государственной власти всегда, во всех классовых антагонистичес­ких обществах, была монополия на обуздание, подавление, включая в первую очередь монополию на умерщвление людей... С монополией на умерщвление связана и монополия на заточение (плен, тюрьма), а также на захват имущества (налоги, конфискация, добыча). Сплошь и рядом государство этим и ограничивается. Но корень - монополия на умерщвление, хотя бы умерщвление длительное время и оставалось всего лишь угрозой. В древности и в средние века монополия на умерщвление рассредоточивалась в руки крупнейших представителей господствующего класса; это значит, что они имели частицу государ­ственной власти. Массы угнетенного народа, добиваясь изменения своего социального положения, вынуждены были прибегать к воору­женному сопротивлению и восстанию, логикой прогресса подводи­лись к необходимости выбить оружие из рук защищающего данный порядок государства, нарушить его монополию на умерщвление. Уничтожая старый порядок, буржуазная революция сама в разной ме­ре присваивала себе, сначала в форме террора, монополию на умерщвление» /М.С. К роли гос-ва./

* Поршнев ана­лизирует различные аспекты процесса становления феодального го­сударства: формирование «феодальной иерархии», политическую раздробленность, распространение государственной власти на терри­тории массовой крестьянской миграции, наконец, неумолимо нарас­тающую централизацию государственной власти.

* Поршнев на множестве примеров показывает, что в яркой средневековой истории, борьбе различных социальных групп фео­дального общества, включая и группы господствующего класса, победа оказывалась за теми из них, которые могли в большей ме­ре, чем другие, опереться на потенциал крестьянского сопротивле­ния. Это было возможно либо за счет (хотя бы и частичного) при­влечения крестьянских масс на свою сторону, либо, наоборот, за счет повышенного уровня их сопротивления группам соперников. Большинство централизованных феодальных государств возникли в ходе соперничества между крупнейшими феодалами именно та­ким образом.

* Поршнев специально останавливается на том, как формирую­щееся централизованное государство утилизирует часть потенциа­ла крестьянского сопротивления, направленного как против своих, так и против иноземных феодалов: «Королевская власть приобрета­ла авторитет в глазах народных масс, поскольку она объявляла вой­ну реально существующим органам принуждения, т.е. более мел­ким феодальным государственным образованиям, - герцогствам, княжествам. Народ имел полное право считать: враг моего врага - мой друг»

* Рассмотрение феодального государства приводит Поршнева к выводу, что «основная социологическая проблема» все еще не реше­на: «Потенциальная сила народного напора на феодализм неизбежно больше, чем сила феодального государства (если брать вопрос в дли­тельной исторической перспективе). Значит не учтя дополнительно сложнейшие идеологические факторы, в частности, нечто такое на первый взгляд “нематериальное”, как религия, мы не сможем объяс­нить, как феодализм все же держался много столетий, не рушась под напором эксплуатируемой крестьянской массы»83. /М.С. Третьестепенный это фактор. Первостепенный, материалистический - что попросту в конкурентном обществе на той стадии достигнутого уровня производительности труда, примитивном ведь, и нельзя было разрешить классовое противоречие во внеклассовое!.. Вот чему люди починялись - силе, опирающейся на необходимость. А не на возникающие в связи с этим идеи.../

* Учение о грехе не только обезоруживало крестьянство, но и во­оружало его противников: «Поскольку восстание есть стихия сата­ны - здесь не должно быть места пощаде; не только право, но долг христианина - разить мятежников мечом» /"ибо нет власти не от Бога"; М.С. просто как иллюстрация к тому, как важен рационализм - или же будет вот это вот мракобесие./

* Поршнев: "чем меньше развита способ­ность логического опровержения и самостоятельного привлечения новых фактов, тем легче поддается сознание связыванию понятий, хо­тя бы на самом деле друг другу противоречащих. Этим и пользова­лась религиозная проповедь" /М.С. К застойности средневековой мысли?/

* "С первых веков своего существования христианская религия защищала земные порядки тем путем, что отвергала их, хулила здешний мир, как порочный и подлежащий уничтожению, строила ему смелую ан­титезу в перспективе: наступит день, когда осуществятся народные чаяния справедливости, угнетатели будут наказаны, все будут равны. Это будет “божие царство” - прямая противоположность земной дей­ствительности, “земному граду”"

* Поршнев подчеркивает генетическую связь, если можно так вы­разиться, феодального «дискурса» с позднерабовладельческим: «В те­чение всех средних веков люди считали, что они по-прежнему живут в римском государстве, отождествляли существующие порядки с “Ри­мом” и верили, что низложение “Рима” будет окончательным уничто­жением всякого угнетения. Крестьянские массы дышали атмосферой напряженного ожидания этого переворота, который будет “страшным судом” над их притеснителями... /М.С. Собственно, на этот фрагмент я и попал на данный материал, и из-за него и начал читать оный целиком/

* «Христианство, - подводит итог Поршнев, - на протяжении средневековья, будучи могучим рычагом защиты и укрепления феодального строя, вместе с тем на словах не переставало быть идеоло­гией протеста, идеологией отрицания окружающей действительнос­ти. Без этого оно непонятно, без этого оно не могло бы служить гос­подствующему классу»

* Главным «спорным» вопросом был вопрос о сроке восстания: «Массы требовали “последнего часа”, “страшного суда” как можно скорее. Но “штаб восстания” требовал выдержки, терпения - до ре­шающего дня, который будет выбран самим вождем, Мессией»

* Церковь брала на себя роль партии, организующей массы для борьбы: «Она как будто давала массам именно то, что им так ост­ро недоставало: общую задачу, единство, словом, преодоление раз­розненности. Но это был мираж! На самом деле христианская цер­ковь... стремилась отвести их от борьбы. Она достигала этого тем путем, что относила их освобождение и установление справедли­вого божьего “тысячелетнего царства” все дальше и дальше в бу­дущее, в жизнь, после воскрешения из мертвых, в потустороннюю жизнь»

* В этом и была, говорит Поршнев, глубочайшая причина «поч­ти непоколебимой» веры крестьянских масс в загробную жизнь и воскрешение мертвых: «Это бессрочное “завтра” связывалось в их сознании с революционным переворотом, в котором каждому из них хотелось принять личное участие, с установлением лучшей жизни, которой каждый из них хотел дождаться. А уж цер­ковь, так сказать, заодно заставляла веровать и в страшные загроб­ные муки, ожидающие “грешников”, восстающих до срока, непо­корных ей»

* «Гигантскую подрывную силу скрывали в себе и по­пытки крестьянского сознания вырваться из христианского плена путем апелляции к “старине”. Авторитет “исконности”, “древнос­ти” был для крестьянина не мене могуч, чем авторитет “ума”...Сколько ни клеймила церковь все, предшествовавшее христианст­ву, как античное и варварское как “языческое”, его пережитки и смутные воспоминания тайно будили доверие к себе в крестьян­ском мозгу - именно благодаря своей “извечности”, “исконности”. Привлекали доверие и предание о первоначальном, “чистом” христианстве»

* Вторым важнейшим направлением расшатывания идеологи­ческой монополии церкви были ереси. Поршнев объясняет, что в ереси главным является не позитивное содержание, а ее негатив­ная направленность на разрушение авторитета вероучения-моно­полиста: «“Ересь” - это отрицание того или иного, пусть даже вто­ростепенного пункта в установленном вероучении и культе. Именно вследствие полной спаянности, “универсализма” средне­векового христианского вероучения достаточно было отвергнуть не все его догматы, а любую деталь, чтобы тормоз оказался сбро­шенным. Раз в нем ложно что-нибудь, значит есть другое, истин­ное вероучение, в котором ничто не ложно, следовательно, эта официальная церковь - обманщица. А если она обманщица, значит она слуга сатаны, и ее, как и всех, кого она защищает, христиане обязаны побивать мечом. Значит можно и должно восстать. Вот как объясняется тот удивительный на первый взгляд парадокс, что большие народные движения в средние века подчас начинались по поводу совершенно пустякового спора о том, как правильно следу­ет причащаться, креститься и т.д. Такой спор, разумеется, не был причиной восстания, но он сбрасывал тот тормоз, которым церковь сдерживала восстание» /М.С. Любопытно!/

* Поршнев выделяет четыре важнейших направления «реви­зии» важнейших постулатов христианства: «Во-первых, ереси при­давали новое толкование принципу “живи не для себя”»104, распро­страняя его на всех, включая господствующие классы. “Во-вторых, ереси пересматривали учение о грехе. Они по крайней мере устра­няли тезис, что всякий грех произошел из восстания... Нередко в ересях прорывались бурные попытки легализовать отдельные вида “греха” и даже вообще все грехи, как символизация законности восстания»
* «В-третьих, ереси требовали... точного и близкого срока обе­щанного переворота. Множество крестьянских движений отмечено чертой мессианизма, т.е. верой, что Мессия уже пришел или непо­средственно должен появиться... В-четвертых, ереси настаивали на том, что божие царство, царство равенства и справедливости, устано­вится не на небе, а на земле, не среди мертвых, а среди живых, во пло­ти людей»

* Поршнев отмечает огромное значение самостоятельного ду­ховного творчества народа, т.е. крестьянства, не только в содержа­тельном отношении, но и в качестве силы, расшатывающей духов­ную монополию церкви: «Если мы хотим полностью понять роль народа в духовной жизни средних веков, мы не должны ограничи­ваться поисками и изучением особой народной культуры: фолькло­ра и т.п. Не менее важно изучать роль народа в расшатывании господствующей культуры - авторитета официальной церкви... Отказ простых людей думать так, как учат верхи, но и неспособность ни­зов создать собственную идеологию, - таков механизм развития средневековой культуры»

* Поршнев вновь и вновь подчеркивает, что все сдвиги, в том чис­ле в культуре, в духовной жизни, которые происходили в феодальном обществе, были вызваны непрекращающимся, нарастающим сопро­тивлением трудящихся эксплуатации, их борьбой против идеологиче­ских оков, парализующих это сопротивление: «Средневековая христи­анская культура оставалась бы веками неподвижной, окостеневшей, не знала бы никаких расколов и бурь, если бы простой народ пребывал впокое и повиновении. Но он то восставал открыто, то обнаруживал скрытое недовольство, неподатливость церковной проповеди, ту или иную степень недоверия. Это и только это рано или поздно заставляло образованные верхи вступать в идейные битвы между собой. Что-ли­бо новое, что-либо хоть ограниченно передовое возникало в культуре и мировоззрении образованных верхов средневекового общества толь­ко потому, что внизу шевелилась и вздыхала огромная масса “темно­го” народа»

(Не дочитано.)

феодализм, religio, государство, Поршнев

Previous post Next post
Up