* Один из моих наставников профессор Борис Фёдорович Поршнев (2022) skurlatov.livejournal.com/6532721.html
* один из моих учителей-собеседников профессор Борис Фёдорович Поршнев (2014) skurlatov.livejournal.com/3350112.html
* один из моих учителей Борис Фёдорович Поршнев (2014) skurlatov.livejournal.com/3126930.html
* Один из моих собеседников-учителей профессор Борис Фёдорович Поршнев (2015) skurlatov.livejournal.com/3523413.html
* В беседах с одним из своих учителей выдающимся советским историком Борисом Фёдоровичем Поршневым (1905-1972) я... (2012) skurlatov.livejournal.com/1542938.html
* ...с Поршневым, с которым я много общался... skurlatov.livejournal.com/338775.html
* Борис Поршнев уверял, что и труд
палеоантропа напоминал инстинктивный труд бобра, а не человека разумного, которому свойственно сначала думать, а потом делать. /! - т.е. все-таки стоял на ложно-марксистской позиции!?/
* Борис Фёдорович Поршнев допускал, что расы возникли от смешения неоантропа с палеоантропом, и одна раса отличается от другой по доле неандертальской крови в их жилах.
(2014) skurlatov.livejournal.com/2717012.html
* Борис Фёдорович Поршнев полагал, что потомки неандертальцев могли дожить до наших дней, и потому интересовался историями о «снежном человеке». (2009) skurlatov.livejournal.com/730963.html
* /про переход "от феодализма к капитализму" - не без "народных восстаний"? В посте с примеч. назв. "Как террор подстёгивает человечество"/ (2012) skurlatov.livejournal.com/1542938.html /Уже от меня доп.: а ведь по сути - классовая борьба; еще дополню: но не одна она сама разумеется. Как от рабства посредством революций нельзя было перейти сразу в коммунизм; так и от феодализма посредством народных восстаний нельзя было шагнуть в капитализм - до появления соотв. ему технологий!!!/
* Скурлатов свидетельствует, что Поршнев "отталкивался от материалистического понимания истории Карла Маркса и знаменитой работы Иосифа Виссарионовича Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" (1950)" skurlatov.livejournal.com/5456198.html
А вот, собственно, после попадания на этот пост Скурлатова, я и решился накропать этот пост. Пост с назв. "Мои предки были людоедами, и я не в праве их осуждать и проклинать, ибо так уж устроен мир" (2019). Цитирую:
"Сорок лет назад много общался с профессором Борисом Фёдоровичем Поршневым (1905-1972) и проникся его концепцией о психике наших первобытных предков, изложенной в его известном труде "О начале человеческой истории". Этот шедевр мысли впервые был опубликован в 1974 г. уже после смерти автора, в полном виде его издали последователи-поршневисты - в 2006 году автор стимулирующих книг "Цивилизация каннибалов: человечество как оно есть" (Издание 2-е, дополненное - Москва: Издательство МП "Китеж", 1999. - 173 с.) и "Этическая антропология. Видизм /speciesism/: Новая концепция антропогенеза" (Москва: ФЭРИ-В, 2003. - 553 с.) Борис Андреевич Диденко (1943-2014) и в 2007 году известный психоаналитик, политэксперт, второй муж Марии Арбатовой и тонкий мыслитель Олег Тумаевич Вите (1950-2015)." skurlatov.livejournal.com/5456198.html
От меня: Я теперь понял, почему Арбатова тут комментировала -
https://www.zaks.ru/new/archive/view/36352 Любопытный фрагмент из последнего же поста. Скурлатов также называет своим учителем профессора Алексея Фёдоровича Лосева, отмечает, что секретарствовал у того. "Однажды в 1964 году мой друг философ Леонид Иванович Греков, редактировавший бюллетень "Новые книги за рубежом по общественным наукам", дал мне отрецензировать только что вышедший в ФРГ двухтомник Мартина Хайдеггера "Ницше". Лосев попросил меня прочитать этот двухтомник ему (он плохо видел). Я приезжал в его арбатскую квартиру и читал по-немецки интересующие его разделы из книги Хайдеггера. Каждый отрывок мы обсуждали. Я воспринимал Ницше и Хайдеггера эсхатологично через бытие Вечного Возвращения, а Лосева возмущали слишком вольные и надуманные, по его мнению, хайдеггеровские истолкования античности вообще и высказываний античных мудрецов особенно. Очень признателен Алексею Фёдоровичу за его старания приучить меня к академичности, и я стараюсь..."
Оттуда же: "Мысли же Бориса Фёдоровича Поршнева воспринимал как откровение. Сейчас, обращаясь к его главному труду, оцениваю прозрения. Он обобщил и углубил как Маркса со Сталиным, так и Ницше с Фрейдом. И концепции Лосева и Проппа, не говоря уж о великих советских психологах - рюрикович старообрядец действительный член Академии наук СССР (1935) князь Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) с его учением о доминанте, а также Лев Сергеевич Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) и других всемирно-признанных корифеев, - он интегрировал и сделал смелые выводы. В частности, о роли суггестии в происхождении нашего рода."
/Забегая вперед - Зиновьева я в целом не слишком высокого оцениваю как мыслителя./ "Знал Александра Александровича Зиновьева с 1961 года, увлекался его работами по многозначной логике, а в Институте философии Академии Наук СССР, в котором он работал, а я был аспирантом, восхищался его карикатурами и остроумными скетчами в настенной институтской газете (он как формальный логик и Эвальд Васильевич Ильенков как диалектический логик, будучи друзьями по жизни, вкладывали душу в это художественно-философское издание - сохранилось ли оно? - и всё интеллектуальное московское шестидесятничество съезжалось на дегустацию каждого нового выпуска). Был на его похоронах. Ныне дружу с его племянником Борисом Алексеевичем, моим соседом.
Александр Зиновьев казался мне узконаправленным мыслителем, зацикленным на формально-логическом. Он при мне не демонстрировал интереса к философскому мейнстриму - античная философия, Шанкара, философия Нового Времени, классическая немецкая философия, Маркс, Ницше, Кьеркегор, Брентано, Гуссерль, Хайдеггер, великие французские мыслители. Поэтому для меня философия Александра Александровича была одной из интересных частностей, а не целостной системой знания и осмысления.
Его эмигрантские работы казались мне философско-литературной публицистикой, которая содержала много верных наблюдений и обобщений, но опять-таки, в отличие, например, от трудов Питирима Сорокина, не отличалась системностью-всесторонностью." /Вот согласен./ (2007) skurlatov.livejournal.com/338775.html
Скурлатов цитирует там Виктора Милитарёва: "...Все философские достижения, которые мы имели в послеоктябрьской философии, формировались в русле марксистской традиции. У этой, достаточно оригинальной традиции русского марксизма и постмарксизма, были свои отцы-основатели. Полагаю, что она восходит к философскому творчеству таких мыслителей первой величины, как Богданов, Туган-Барановский и Лукач, а никак не к официальному советскому псевдомарксизму." Скурлатов там комментирует цитируемого: "Скажу сразу - Ильенков был авторитетнее Зиновьева как философ."
Еще Милитарев, камень в огород Зиновьева: "Александр Александрович практически всегда пренебрегал идущей еще от Аристотеля традицией сопровождать любое философское исследование «историей вопроса»."
Сразу дальше: "На все недоуменные вопросы по этому поводу Зиновьев, как известно, давал свой коронный ответ «меня это не интересует, и не входит в цели моего исследования». А на дальнейшие попытки «прикопаться» давал хамские ответы в духе Карла Маркса. Помните, у Маркса однажды спросили: «А кто в вашем коммунистическом обществе будет мусор убирать?». На что Маркс любезно ответил: «Вот вы и будете»."
Там еще интересно про Зиновьева, ну да я тут про Поршнева же начинал (вспоминаю свой прошлый пост;)...
Примечательна, кстати, оценка в первоисточнике Милитаревым Поршнева - "русский философ мировой величины" (здесь, по-видимому, желательно иметь представление, ху из М.). А вот еще Скурлатов: "Борис Поршнев следовал путём палеопсихологической реконструкции, то ныне на вооружении историков появились новые методы геномики и археологии." ("Реконструкции"! Sic! От себя добавлю: как и классики ведь касательно древности в истмате, пусть и не психо, но ведь реконструкции-то, очевидно! И неверно... На беду, с чем до сих пор на основании фактов разделаться не можем, а ведь надо.)
Бонусом, Скурлатов же:
"Эвальд Ильенков в работе «Космология духа» довёл марксистскую антропологию до логического конца и обосновал необходимость рукотворного «конца мира» («прикладная эсхатология»)" (2011) skurlatov.livejournal.com/1229402.html
* "И Поршнев, и я в своих размышлениях и собеседованиях основывались на материалистическом понимании первобытности и пытались реконструировать способы первобытного производства пищи, которые были базисом социальной надстройки-организации." (2017) skurlatov.livejournal.com/4913017.html