Предлагаем ознакомиться с высказываниями Эйзенштейна о работе над каждым из фильмов.
«Стачка» (1924)
Немой агитационной фильм «Стачка» (также у фильма существуют названия «Чертово колесо» и «История стачки») - первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна и первая кинолента в духе социалистического реализма в истории. Борьба здесь происходит не только между пролетариями и капиталистами - молодой режиссер в своем дебюте безжалостно разделывается с «театральным» кино прошлого, превращая буквально каждую сцену в наглядную демонстрацию новейших авангардных приемов съемки и монтажа.
Кадр из фильма «Стачка» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Автор неизвестен. 1925 год
«Картина рассчитана, конечно, на рабочего зрителя. Что же касается монтажа, то от так называемого американского монтажа я ни в коем случае не отказываюсь, считая невозможным иное выражение в кино. Доступность картины пониманию рабочего будет достигнута тем, что она будет затрагивать близкие и знакомые ему моменты и положения.
Несмотря на то что картина не имеет ни фабулы, ни общепринятого сценария, она вся построена на инсценировках в расчете обрисовки отдельных частей общей картины, но никак не в стремлении выявить страдания или героизм того или иного».
(Из беседы с Сергеем Эйзенштейном, опубликованной в «Киногазете» 11 ноября 1924 года.)
«Броненосец “Потемкин”» (1925)
Немой шедевр, снятый к 20-летней годовщине революции 1905 года, неоднократно признавался лучшим фильмом всех времен и народов и кинокритиками, и простыми зрителями. Сила художественных средств, использованных для рассказа о бунте матросов, возмущенных предложенным на обед червивым мясом, свергнувших с корабля офицеров и поднявших на мачте красное знамя, впечатляют зрителей до сих пор. Кстати, при съемках декораторам пришлось использовать флаг из белого полотна, так как красный в черно-белой передаче выглядел черным. 108 кадров, в которых появляется знамя, были вручную раскрашены перед премьерой в Большом театре. Неожиданное появление красного цвета в черно-белом фильме вызвало у зрителей того времени восторг.
«Броненосец "Потемкин"» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Автор неизвестен. Одесса 1925 год
«Броненосец "Потемкин"» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Автор неизвестен. Одесса 1925 год
«Броненосец "Потемкин"» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Автор неизвестен. Одесса 1925 год
«Меня упрекают в том, что “Броненосец” слишком патетичен. Кстати, в том виде, в котором он был показан немецкому зрителю, сила его политической направленности была очень ослаблена. Но разве мы не люди, разве у нас нет темперамента, разве у нас нет страстей, разве у нас нет задач и целей? Успех фильма в Берлине и во всей послевоенной Европе, погруженной в сумерки неустойчивого status quo, должен был прозвучать призывом к существованию, достойному человечества. Разве такой пафос не оправдан? Надо поднять голову и учиться чувствовать себя людьми, нужно быть человеком, стать человеком - ни большего и ни меньшего требует направленность этого фильма.
…В “Броненосце “Потемкин” актеров нет, в этом фильме есть только подлинные люди, и задачей его постановщика было найти подходящих людей. Решали не творчески выявленные способности, а физический облик. Возможность работать так имеется, конечно, лишь в России, где все является государственным делом. Лозунг “Все за одного - один за всех!” стоял не только на экране. Если мы снимаем морской фильм, к нашим услугам весь флот, если мы снимаем батальный - с нами всюду Красная армия. Если речь идет о сельскохозяйственном фильме - помогают соответствующие учреждения. Дело в том, что мы снимаем не для себя, не для других, не для того и не для этого, а для всех нас».
(Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма “Броненосец “Потемкин”». Цит. по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964-1971.)
«Октябрь» (1927)
Премьера «Октября», заключительной части революционной трилогии, начатой «Стачкой» и «Броненосцем “Потемкиным”», планировалась в 1927 году. Однако из-за затянувшихся съемок на экраны фильм вышел лишь в 1928 году. Картина Эйзенштейна и Григория Александрова вызвала противоречивые мнения, прежде всего из-за того, что в ней впервые зрители увидели Ленина, сыгранного актером. Первым в истории советского кино исполнителем роли Ильича стал простой рабочий Лысьвенского металлургического завода Василий Никандров, имевший поразительное сходство с покойным вождем. Нововведение не вызвало безоговорочного восторга у первых зрителей картины. Например, Владимир Маяковский называл игру Никандрова отвратительной, отмечая, что тот похож не на Ленина, а на памятники Ленину.
Рабочий момент во время съемок художественного фильма «Октябрь» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Автор неизвестен. Ленинград 1927 год
Рабочий момент во время съемок художественного фильма «Октябрь» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Автор неизвестен. Ленинград 1927 год
Рабочий момент во время съемок художественного фильма «Октябрь» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Автор неизвестен. Ленинград 1927 год
«Постановочный коллектив брал препятствующие рождению “Октября” барьеры, как на скачках. Каждый день был днем нападения, каждая съемка - очередным барьером.
Съемки шли густо, как сельдь в океане. Они забегали друг за друга, сцеплялись в одну непрерывную цепь. Время по часам мы не измеряли - не имело смысла: ночь переходила в день, а день в ночь - в зависимости от указаний сценария.
Было ясно, что только неослабевающим темпом можно вынести картину, являющуюся в своих масштабах чем-то вроде советского “Интолеранса”, снимавшегося уйму времени. (Кстати упомянуть: “Бен-Гур” Фреда Нибло и “Наполеон” Абеля Ганса снимались по два года с лишним.)
Неслыханные для нас размеры массовок, доходивших до нескольких тысяч в сценах взятия Зимнего дворца или расстрела демонстрации на углу Садовой и Невского; грандиозные измерения вещей, подлежавших “обыгрыванию” - Зимний дворец, Смольный, весь Петроград как плацдарм разворачивающихся революционных событий, трудность возвращения современному Ленинграду недавнего облика Петрограда; слабость техники советской кинематографии, почти беспомощной перед требованиями, которые предъявлялись материалом.
...Шли напролом. Не считались ни с какими “незыблемыми канонами киноискусства” и нарушали их так же бесцеремонно, как ставили дыбом нормальную жизнь города Ленинграда, чтобы вернуть его в первобытное состояние.
Уничтожили время и пространство так же, как делали “Октябрь”, рассчитанный не только на сегодняшний день, не только на нашу республику. Разводили днем мосты в городе так же, как развели мосты между старым киноискусством и “Октябрем”.
Стерли аляповатую позолоту с нелепого великолепия Зимнего дворца, вскрывая его стопроцентное мещанское нутро, так же, как нужно сделать это со всеми красивыми фразами и пышными сентенциями об искусстве кино».
(Из статьи Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова «Как мы делали “Октябрь”». Опубликовано в газете «Вечерняя Москва» 8 марта 1928 года.)
«Александр Невский» (1938)
Один из лучших звуковых фильмов Эйзенштейна, снятый в соавторстве с Дмитрием Васильевым. В «Александре Невском» сыграл звездный состав - Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Сергей Блинников, музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Фильм снимался в сжатые сроки, «стахановскими темпами», как позже скажет сам Эйзенштейн. Съемки ключевой сцены - Ледового побоища - пришлись на лето, и декораторам пришлось создавать на территории Мосфильма зиму. Асфальт покрасили мелом и залили жидким стеклом, а в роли льдин снимали деревянные доски, выкрашенные в белый цвет.
Кадр из художественного фильма «Александр Невский» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Вера Ивашова в роли Ольги (в центре).
Автор неизвестен. 1938 год
На съемочной площадке художественного фильма «Александр Невский».
В центре - режиссер-постановщик Сергей Эйзенштейн.
Автор неизвестен. 1938 год
Режиссер-постановщик Сергей Эйзенштейн (слева) и второй режиссер Дмитрий Васильев на съемочной площадке художественного фильма «Александр Невский».
Автор неизвестен. 1938 год
«Основной задачей, которую мы ставили перед собой, было не уйти за темой в глубь веков, а через тему почувствовать и дать почувствовать [зрителю. - Прим. mos.ru] сегодняшний день. Это касается обоих фронтов - пламенный патриотизм людей XVI века перекликается с пламенным чувством любви к родине народа нашей страны. В крестоносцах, которым недаром призывает подражать Гитлер, нас интересовало уловить и передать звериный облик фашизма в его жуткой жестокости и бесчеловечности. Против них стоит группа настоящих, полнокровных людей. В Александре, Ольге, Гавриле, Игнате и других персонажах фильма нам хотелось уловить разные оттенки одной и той же любви к родине, характерной и типичной для разных представителей нашего народа».
(Из черновика речи о фильме «Александр Невский», созданного 10 ноября 1938 года.)
«Иван Грозный» (1945 - 1958)
Двухсерийный исторический фильм о царе Иване VI Грозном стал последним произведением Эйзенштейна. Первая часть вышла на экраны в 1945 году, вторая - в 1958-м, спустя 10 лет после смерти режиссера. Заказ на создание фильма о Грозном поступил от Иосифа Сталина, который лично утверждал сценарий, написанный впоследствии Эйзенштейном. Первая серия фильма получила Сталинскую премию I степени. Вторая же подверглась жесткой критике Центрального комитета - в частности, вопросы вызвал образ главного героя фильма, выглядевшего не сильным и волевым царем, а «слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». Режиссеру было предложено изменить картину, но работа была прервана его болезнью и смертью.
Кадр из фильма «Иван Грозный» (режиссер Сергей Эйзенштейн).
Иван Грозный - Николай Черкасов (в центре), Малюта Скуратов - Михаил Жаров (справа).
Автор А. Москвин. 1945 год
«Все мы встречали его в детстве и юности. В учебниках истории, а пьесах, романах. Его странная, романтическая фигура преследовала воображение. Иван Грозный! Мало кто из исторических персонажей так часто фигурирует в произведениях искусства. Но что фактически узнаем мы из этих произведений об этом удивительном человеке 16-го столетия?
...Забыто было, что этот царь, помимо старости и детства, знал и расцвет сил, что в 17 лет он самовольно венчался на самодержавное царство, впервые в истории России и наперекор соседям, императору, папе, не желавшим признать законность этого факта. Забыто и то, что в 22 года он взял Казань, навсегда положив предел татарскому игу; что он расширил пределы государства, присоединив Казанское царство, а затем и Астраханское.
...Я тщательно изучаю летопись, исторические труды, народные песни и былины о Грозном. Предо мною стоит задача - в фильме воссоздать черты этого “поэта государственной идеи 16-го века”, как назвал его кто-то из историографов прошлого. По правдивости содержания хочется идти за летописью, фиксируя в фильме исторические черты дел Ивана IV. По форме же хочется следовать былине и песне, которые воссоздают характер живого Грозного, не гоняясь кропотливо за датой, за хронологической последовательностью. Былина и песня на широком дыхании, с большой эмоциональной силой творчески сводят воедино разные относящиеся к нему факты. Этим путем, я думаю, единственно возможно дать почувствовать через фильм величие дела Ивана Грозного».
(Из статьи Сергея Эйзенштейна «Фильм об Иване Грозном». Опубликовано в газете «Известия» 30 апреля 1941 года.)
Статья подготовлена по материалам Российского государственного архива литературы и искусства.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы