Не знаю, как жители других городов Урала и России, но в Екатеринбурге еще помнят песню Александра Новикова о городе. Там есть такие слова:
Город древний, город длинный,
Имярек Екатерины,
Даже свод тюрьмы старинной
Здесь положен буквой "Е".
У каждого уральского города есть такая же, пусть и не поэтизированная история. Например, некоторые городские истории Кургана мне уже приходилось рассказывать и пересказывать в своих публикациях (например, в
Курганцы о Кургане. Город в XIX веке.), благодаря блогу Заведующей Музеем истории города Кургана Татьяны Васильевой (
http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/). Сегодня этот рассказ продолжим.
Курган всегда считался «жирным» городом. Продуктов было очень много, и они были невероятно дешевы: 5 копеек стоил килограмм мяса, сотня яиц - 15 копеек, масло 12 копеек за фунт, пуд муки (16 килограмм) простого помола - 50-60 копеек, а высший сорт крупчатки за один пуд вместе с мешком - 1 рубль. Таким образом, на три рубля можно было купить мясных, молочных и овощных продуктов на неделю для семьи из четырех человек.
В ХIХ веке торговля проходила в основном на ярмарках и торжках. В Кургане в течении года проходили четыре больших ярмарки: самая богатая - Рождественская, проходила зимой. В это время целые кварталы были заставлены тушами свиного и бараньего мяса, кучами были навалены всевозможные сорта рыб, которые очень быстро раскупались городским и сельским населением. Коробами стояли тушки зайцев, рябчиков, куропаток, косачей.
Весной проходила Алексеевская, ее еще называли конной ярмаркой. К каждой ярмарке киргизцы пригоняли табуны лошадей, а цыгане - барышники покупали этих лошадей, подстригали, прихорашивали, выпаивали им косушку водки, хлестали кнутами и старались продать за резвых скакунов. Торг сопровождался площадной бранью, битьем по рукам и разными прибаутками. Цыгане гоняли на лошадях по всей площади. Крики людей, ржание и топот лошадей, звон колокольчиков, хлопанье бичей, все это сливалось в один сплошной шум. То и дело слышались крики цыган: «Не лошадь - пуля, ни сопата, ни горбата, живота не надорвать». После удачно состоявшейся сделки распивали «магарыч», а в это время табуны лошадей бились в тесных загонах.
Осенью проходила Дмитриевская ярмарка. На площадях рядами стояли тесовые и брезентовые балаганы, в которых продавались: самовары, фаянсовая и хрустальная посуда, медные тазы, меха бараньи, лисьи, медвежьи и всякие другие. Один за другим стояли ряды палаток с одеждой, обувью, конской сбруей, детскими игрушками, посудой и кухонной утварью. Почти всегда на ярмарке находился «обжорный ряд», где в большом количестве готовились пельмени, мясные и рыбные блюда, блины и оладьи, здесь же посетитель мог купить кружку браги, пива или стакан водки. По ярмарке всегда ходил сбитенщик с горячим самоваром, в котором находился сбитень - густой сладкий, горячий чай.
В Курган приезжали торговать Петербургские, Московские, Тобольские купцы, предварительно сделав запрос в Курганское хозяйственное управление с просьбой оставить место по правую или левую руку в том или ином торговом ряду. Торговые обороты таких ярмарок были огромны. Богатели не только торговцы, но и городская казна. (Источник:
http://tatiana-vasileva.blogspot.ru/2016/06/blog-post_20.html)
Эти торговые традиции, к сожалению, были утрачены. И вопрос не в том, что спрос, который порождал предложение, исчез, а в том, что частные производства и торговцы были изжиты не только советской властью, но и развитием кооперативных торговых связей, которые подобные ярмарки изжили из хозяйственной практики. "Жирные годы" и "жирный город", не взирая на востребованность сельскохозяйственной продукции, ушли в прошлое. Город стал "худым", а Курганская область, образованная в 1943 году, как продовольственная база России, к концу XX века стала глубоко дотационным и депрессивным регионом. Гордость экономическими достижениями и самодостаточностью сменились ощущением ущербности и непролазной безнадежности. Именно такие настроения мне часто приходится встречать среди курганцев. И, как восстановить менталитет целого региона, его уверенность в завтрашнем дне, как городу вернуть его "жирное" имя, для меня пока не понятно... Как вернуть Кургану его купеческие традиции, его торгово-продовольственное значение для Урала и Сибири? Если сами курганцы к этому не приложат усилия, то благосостояние останется только в прошлом, только в истории, которую не повернуть вспять...
А пока, будем вспоминать...
Стоит напомнить некоторые мои посты о Курганской области:
Где колхоз, а где бесхоз? Богородице-Рождественская церковь села Рычково Один из древнейших монастырей Урала и Сибири возрождается... Монастырские музеи... Далматовский монастырь и богоборчество Шадринск готовится напомнить, где Родина Шадра... Курган: десять лет, как историю города выставили... Уральская житница. Или духовные скрепы земли уральской... Где хлеб, а где голова? Терентий Мальцев о воспитании.,
Терентий Мальцев о школе и трудовом воспитании. Почему умирает российская деревня? Мальцево: как хранят и развивают традиции... Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/06/blog-post_32.html