Где колхоз, а где бесхоз? Богородице-Рождественская церковь села Рычково

Jun 13, 2016 18:25

Сколько еще подобных строений на территории России? Невостребованные нынешним временем, они как напоминание о величии ушедших времен...

Об одном таком Храме, в Курганской области, рассказал Роман Овчинников  roows в посте Богородице-Рождественская церковь села Рычково:

Путешествовать можно бесконечно. Вокруг столько значимых исторических и культурных объектов, что если вы и зададитесь целью - посетить наиболее интересные места хотя бы своего родного края, у вас уйдет на это не один год. Что уж говорить о знакомстве со всей огромной страной или о целом Мире. Вот, например, многие ездят по направлению в Тюмень из нашего города и наблюдают вдали от дороги, за Илецко-Иковским бором, на фоне множественных сельских крыш полуразрушенную церковь начала ХХ века. Некоторые останавливаются, фотографируют, а затем уезжают дальше, даже не догадываясь о том, что это - церковь с очень неоднозначной историей и заслуживает особого внимания. Для остальных - здесь лишь силуэт вдали и ничего больше. Речь пойдет о селе Рычково Курганской области и его главной достопримечательности.



Многие храмы в Курганской области, чудом сохранившиеся до наших дней, переживают не самые лучшие времена. Советская эпоха оставила неизгладимый след в судьбе большинства таких монументальных строений, а в наши дни муниципального финансирования зачастую нехватает даже для того, чтобы свести концы с концами. Какая уж тут реконструкция. Хотя некоторым удается наладить сносное функционирование, либо построить более дешевую альтернативу, лишенную архитектурных изысков, но зато способную исполнять своё основное предназначение. Яркий пример такого новостроя - храм в селе Белозерском. Те объекты, которым повезло меньше, сейчас стоят в запустении посреди бескрайних степей.

Например, храм в селе Рычковском, расположенном в десятке километров к северу от Кургана. Храм является выявленным объектом культурного наследия, как обладающий немалой историко-культурной ценностью. С архитектурной точки зрения это объект является образцом храмового зодчества конца XIX - начала ХХ веков, а также свидетелем всех значимых исторических событий прошлого столетия. Такое достояние мы не имеем права утратить.



К началу ХХ века население деревни Рычково и близлежащих образований составляли православные христиане. Приписаны они были к приходу местной церкви в селе Иковском, которая с каждым годом все больше не справлялась с постоянно увеличивающимся числом прихожан. Кроме того немалые расстояния, а также особенные природные условия (имеются ввиду частые разливы реки Тобол) создавали множество проблем жителям этих деревень, а посему вопрос о строительстве новой церкви стоял более чем остро.



В 1901 году Тобольская духовная консистория получила коллективное обращение от жителей Иковского прихода с предложением о постройке нового храма в более удобном месте. После одобрения данной просьбы и начала сбора добровольных пожертвований необходимо было выбрать место под будущий храм. Таким местом стала территория за границей села Рычково - фактически в открытом поле на возвышенности.



В 1904 году первоначальный проект деревянного храма был изменен на кирпичный, в силу большей практичности: отпадала необходимость в оштукатуривании, да и архитектурный стиль кирпичная кладка принимала легче. Проектом и надзором за работами руководил архитектор Константин Павлович Чакин, а с 1909 года - известный курганский инженер и строитель Роман Поликарпович Кошкин, чей дом №77, кстати, мы можем наблюдать до сих пор на улице Томина в Кургане.

Здание церкви было закончено в 1910 году. Это было высокое и просторное строение, способное вместить несколько сотен человек. Однако ещё предстояли внутренние отделочные работы, для чего из Ялуторовкого уезда был привлечен крестьянин Филипп Николаевич Иванов. А в 1911 году был заключен договор на сооружение иконостаса. Все работы были закончены уже к февралю 1912 года.



Далее предстоял обряд освящения, завоза церковной утвари и прочего скарба. Божественная литургия, молебен и освящение храма в присутствии Епископа Тобольского и Сибирского были проведены в августе 1912 года. С этого времени храм открыл свои двери для прихожан. Здесь имелся трехъярусный иконостас с дорогостоящими иконами, возвышающийся под самый купол и собственный церковный хор. Образовался новый приход Богородице-Рождественской церкви села Рычково, в который вошли деревни Русакова и Редькина. Храм посещали не только прихожане Белозерского, но и верующие Мостовского, Мокроусовского, Курганского районов и города Кургана.

Дальнейшая история храма повторяет многочисленные аналогии по всей огромной стране, так как к управлению пришла Советская власть с её твердой политикой закрытия и разорения церквей. Эта участь постигла и Богородице-Рождественскую церковь, которая была закрыта в начале 30-х годов по решению облисполкома. Помещение стало использоваться как зерносклад.



В 1947 году церковь была вновь открыта по инициативе местных жителей, продолжая работать более чем успешно. Но уже к октябрю 1961 года Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР принял постановление о закрытии церкви и снятии рычковской общины с регистрации. С этого периода здание было закрыто и начался процесс вывоза внутреннего имущества. Иконы, церковная утварь были определены на государственное хранение в Курганский областной краеведческий музей. Планировалось переоборудовать здание под клуб, однако позже решено определить помещение как зерносклад вновь.



Как видим, сейчас Богородице-Рождественская церковь находится в полуразрушенном состоянии: внутри она пустует, окна заколочены, ворота заблокированы. Какая-либо ограда отсутствует. Рядом на территории бывшего храма располагаются некоторые хозяйственные постройки, которые аналогично можно признать бесхозными.



Главный купол всё же венчает крест, установленный на деревянных конструкциях. Это обычная практика для тех зданий, которые находятся в заброшенном состоянии, не имеют средств, но представляют собой особую религиозную и историческую ценность. Сейчас какой-либо надежды на скорое восстановление и открытие церкви нет, да и предпосылок к этому особых не существует: мало что осталось от бывших приходов, а средства для восстановления требуются колоссальные. Поэтому сейчас единственным путем спасения является выгодное расположение церкви относительно маршрутов путешественников, которые ещё с дороги могут заметить вдали характерный силуэт, остановиться и лицезреть вечное противостояние останков культуры и времени, жадно пожирающего все на своем пути.

Конечно, как и любом регионе России, в Курганской области, есть примеры, когда культовым зданиям повезло, например, я рассказывал о Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре (г.Далматово, Курганская область): Один из древнейших монастырей Урала и Сибири возрождается...
Монастырские музеи... Далматовский монастырь и богоборчество


Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/06/blog-post_17.html




Краеведение, Г: Курганская область, История

Previous post Next post
Up