Довольно долго пришлось ждать официальной реакции на мои публикации о стабильной деградации Курганского областного краеведческого музея. И вот, всего-то спустя четыре месяца, в "РИА "Новый день" вышло интервью Директора музея Эльвиры Самсоновой (
http://urfo.org/kurgan/559287.html). Даже беглый взгляд на публикацию дает понять - изменения в этом учреждении культуры в ближайшее время не придут, просто их не допустят. У Директора музея довольно устойчивое мнение, что в учреждении все хорошо. Так ли это, давайте посмотрим, опираясь на опубликованный текст:
Эльвира Самсонова о структуре музея и кадрах.
Свою первую экспозицию Курганский областной краеведческий музей открыл в 1951 году. Тогда он располагался в церкви Александра Невского. Здание, которое занимает музей сегодня, было передано нам в 1991 году. До этого в нем находился Дом политпросвещения.
Оно совершенно не подходило для музея. Например, на втором этаже находился большой актовый зал, полностью заставленный креслами для гостей, здесь же был балкон, по периметру - множество колонн. Все помещения пришлось приспосабливать, чтобы разместить и хранилища, и историческую экспозицию. На первом этаже сегодня также размещены хранилища и экспозиция, посвященная природе края, на третьем - выставочный зал и научная библиотека.
Места не хватает катастрофически: ни для хранилищ, ни для экспозиций. Хочется показать очень многое, но все экспонаты физически негде разместить, приходится выходить из положения, организуя временные тематические выставки.
Филиалов, или точней сказать - отделов, в Кургане четыре. Это Дом-музей декабристов, Дом-музей В.К. Кюхельбекера, Музей истории города и Музей авиации. Еще один отдел расположен в селе Мальцево Шадринского района - Дом-музей Т.С. Мальцева.
В общей сложности в нашем музее трудятся 85 человек, из них 21 - научный сотрудник. Двое - Александр Иванович Кайдалов и Анна Сергеевна Жарова - имеют ученую степень кандидата исторических наук.
- Приходят ли в музей молодые сотрудники?
Приходят, но далеко не все остаются тут работать. Казалось бы, требования к соискателям минимальные: это наличие высшего гуманитарного образования и экзамен, который представляет собой проведение обзорной экскурсии по музею. Оценивает работу музейный методический совет, в который входят квалифицированные научные сотрудники. Недавно появилась молодая сотрудница, которая отлично справилась с экзаменом. Но, как показывает практика, для многих соискателей это слишком сложно, хотя мы предоставляем все материалы. Объемы информации большие, и зачастую потенциальные сотрудники, просто увидев их, уходят.
Мои пояснения.
В одном из своих постов
Человеку от сохи откроют памятник... в Кургане, я указывал не неточность, которая благодаря небрежности сотрудников Курганского областного краеведческого музея, вкралась на сайт культура.рф, когда год рождения Терентия Мальцева вместо 1895 был указан 1885 (благодаря моему замечанию ошибка исправлена). Это пусть маленький, но показатель того, как работает музей и его коллектив. Если говорить о помещениях, логистике экспозиционного пространства, то сохранение в Усадьбе Березиных только периода до 1917 года, несколько неоправданно. Исторические экспозиции получаются разбитыми, неотражающими диалектику развития города и области. Стоит задуматься о том, что Музей истории Кургана стал музеем купечества, логично бы было тогда уравновесить название и содержание. Почему его тогда не назвать Музей истории курганского купечества, что расширило бы географические рамки музея и полноту раскрытия именно этой черты истории региона. Кстати, подобных музеев, насколько мне известно, в России нет. Согласитесь, что и сам музей, и сама усадьба Березиных получили бы новое звучание. И тогда вполне логичным является реализация в усадьбе Проекта, который предлагается здесь осуществить - "Купеческий Курган" (
Второе дыханье старой усадьбы... Вернет ли Курган себе былую славу?).
Алогизм экспозиционной деятельности, отсутствие динамики в выставочном пространстве проявляется не только в нагромождении и спутанности выставок, но и в том, что их внутренняя логика, такая близкая для Эльвиры Самсоновой, по ее признанию не захватывает новых сотрудников, которые, при трудоустройстве не выдерживают, а уходят. Конечно, можно бы было отсутствие молодых специалистов списать только на недостатки выставочных пространств и объем информации, который новичкам приходится осваивать, но дело, мне кажется в другом. Как и в любой научной и творческой организации молодые специалисты стремятся реализовать себя, развиваться. Именно статизм не выставок, а подходов делает работу в музее не привлекательной для молодых специалистов, именно закостенелость взглядов руководства и мастодонтов музейного дела лишает музей притока новых кадров.
Эльвира Самсонова о научной работе музея и повышении квалификации специалистов
На протяжении года сотрудники проводят научные исследования и пишут научные статьи, которые публикуются в сборнике всероссийской научно-практической конференции «Зыряновские чтения», это минимум 10 наших работ. Стоит отметить, что Курганский областной краеведческий музей совместно с Курганским государственным университетом является организатором этой конференции.
Первые чтения состоялись в 2003 году, тогда конференция имела межрегиональный статус. Но уже в 2006 году, благодаря возросшему интересу к ней ученых, исследователей, краеведов из других регионов России, она получила статус Всероссийской. За прошедший период в конференции приняли участие более 2000 человек из многих городов России, а также Дании, Казахстана, Украины, Белоруссии. В конференции 2015 года приняли участие 22 доктора и 36 кандидатов наук, аспиранты, магистранты и студенты высших учебных заведений, школьники, работники музеев, библиотек, краеведы-исследователи, представители государственных органов и религиозных организаций. Всего в сборник трудов конференции вошло 165 работ, это 199 авторов.
Помимо «Зыряновских чтений» научные сотрудники музея ежегодно участвуют с научными статьями, докладами в городских, региональных и межрегиональных конференциях, семинарах, круглых столах (большей частью заочно). Часть статей сотрудников музея опубликована в альманахе «Тобольск и вся Сибирь» и других сборниках.
В 2006 году и в 2010 году сотрудники отдела фондов побывали на стажировке в Москве и Санкт-Петербурге, за период 2005 по 2014 год сотрудники музея участвовали в работе семинаров и конференций в Челябинске, Свердловске, Тюмени. В 2014 году наша сотрудница представляла музей на конференции в Симферополе (мы выиграли в региональном конкурсе по УФО на лучший туристический военно-исторический маршрут, объявленный Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское военно-историческое общество»). Однако в целом сотрудники музея достаточно редко имеют возможность пройти стажировку на базе центральных музеев из-за отсутствия финансирования, но поддерживают связи с музеями Уральского федерального округа.
Археологические экспедиции проводятся ежегодно и дают возможность пополнить коллекции и дополнить экспозицию музея редкими для Зауралья экспонатами, относящимися к эпохам поздней бронзы и средневековья. Они, к слову, тоже не финансируются, помогают спонсоры. Раньше было еще два способа пополнения фондов: первый - это природоведческие и историко-бытовые экспедиции, когда мы ездили по удаленным уголкам области, где жители дарили или продавали нам предметы старины, и второй - это передача образцов продукции предприятиями области. Оба они сегодня не работают: предприятия дорожат каждым экземпляром продукции, а экспедиции не финансируются.
Большую помощь оказывают частные дарители. Все поступившие в музей предметы проходят первичный и вторичный учет, проводится их научное описание, после они вносятся в электронный каталог.
В музее имеется научно-методический совет, который рассматривает важнейшие проблемы музейного дела, в том числе и вопрос, касающийся квалификации и аттестации специалистов. Сотрудник, пришедший в музей впервые, сдает методсовету основные экскурсии по экспозициям, что оформляется соответствующим протоколом. Аттестация проводится по необходимости с целью установления соответствия работника занимаемой должности.
Мои пояснения.
О нерегулярности работы научно-методического совета я рассказывал в посте
Спасение исторического наследия в Кургане: посиделки, ходатайства и субботник..., а вот о том, что курганские музейщики, видимо, далеко не из-за отсутствия финансирования, а неумения зарабатывать средства на свое обучение и повышение квалификации и отсутствие мотивации на развитие и знакомство с музейными инновациями и практиками, не участвуют в профильных конференциях, семинарах, круглых столах я прочитал впервые. Курганский краеведческий музей сам себе, оказывается, методический центр! Среди моих знакомых много работников разных музеев. Постоянно читаю их сообщения в социальных сетях об их посещении различных музеев страны, аналитические заметки о достижениях музейных объединений, участии в учебных программах. Интересно, почему это удается не только Свердловскому областному музею, но и муниципальным, например, Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, Нижнетагильскому музею-заповеднику "Горнозаводской Урал"? Не думаю, что бюджетное финансирование муниципальных музеев больше того, что получает Курганский областной музей. Статусы разные, как и финансовые потоки. Просто в перечисленных мной музеях руководство одной из своих задач видит, как раз, расширение профессиональных горизонтов работников, их профессиональный рост. Именно это помогает этим музеям Свердловской области организовывать оригинальные музейные мероприятия, выставки, которые заслуживают внимание тысяч посетителей.
Эльвира Самсонова о результатах работы в 2015 году
Как и любой другой, областной краеведческий музей работает по государственному заданию в соответствии с «дорожной картой». В нее включены семь показателей, среди которых: количество экспозиций и выставок, а также число их посещений, доля оцифрованных предметов основного фонда, проведение экскурсий и конференций и другие. Все эти планы мы выполняем.
В минувшем году музей и его отделы посетили 125 тысяч человек (для справки: численность населения Кургана составляет 326 тысяч человек - прим.ред.), большая часть из которых традиционно пришлась на головной музей. В Дом-музей декабристов и Музей истории города ежегодно приходит около 15 тысяч человек.
В год проводится 120 и более выставок - и стационарных, и передвижных. В 2015 году мы провели 3151 экскурсию, 478 лекции и 433 мероприятия.
На мероприятиях используются все музейные формы работы с посетителями: интерактивные и познавательные занятия, тематические беседы, дни подлинного экспоната, театральные конкурсы и встречи и многое другое. Кроме того, с 2013 года в музее работает Клуб выходного дня по трем направлениям: художественное - изостудия «Цветик-семицветик», декоративно-прикладное - творческие мастерские «Вместе с мамой» и «Стильные штучки». Также у нас действует кружок юных археологов «Авангард», летом вместе с нашим научным сотрудником Александром Кайдаловым его участники ездят в археологические экспедиции.
Деятельность Курганского областного краеведческого музея ориентирована на посетителей всех возрастов и социальных групп. Большинство посетителей - это организованные группы дошкольников, школьников и студентов, с которыми проводится целенаправленная работа по музейным программам.
В 2015 году большое количество мероприятий было проведено к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в том числе, осуществлен выставочный проект «Солдаты Победы», на котором прошли встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, уроки мужества, циклы познавательно-игровых занятий и мультимедийных лекций. Этой дате были посвящены Ночь в музее, весенние театральные встречи, концерты из репертуаров фронтовых артистических бригад. Сотрудники музея приняли активное участие в агитпробеге, побывали в шести районах Курганской области (Катайском, Каргапольском, Куртамышском, Кетовском, Шатровском, Целинном) и прочитали более 20 лекций.
В рамках празднования 70-летия Победы музей стал победителем регионального конкурса по Уральскому федеральному округу на лучший военно-исторический маршрут, объявленный Российским военно-историческим обществом, и проводил для всех желающих бесплатные автобусные экскурсии по памятникам города Кургана, посвящённым Великой Отечественной войне.
Курганский областной краеведческий музей - крупнейшее фондохранилище Курганской области. В настоящее время в фондах музея хранится почти 200 тысяч предметов основного фонда и более 60 тысяч предметов научно-вспомогательного фонда. И они постоянно пополняются.
В год привозных выставок проходит, в среднем, около шести. Как правило, это коммерческие выставки, которые нужны для выполнения финансового плана.
Несмотря на ограниченное финансирование, многое удалось сделать. Воссоздан Дом-музей В.К. Кюхельбекера. Отреставрировано основное здание Музея истории города - Усадьба Березиных. В этих музеях открыты экспозиции. В головном здании оформлена экспозиция отдела природы. За последние годы полностью дважды переоформлялась историческая экспозиция, посвященная истории Курганской области. Благодаря поддержке председателя совета директоров ОАО «НПО «Курганприбор» Сергея Муратова вновь заработал планетарий. В основном здании музея регулярно обновляются тематические выставки. Сейчас ведется работа над открытием новой постоянной экспозиции по истории края.
С 2006 года в музее ведется планомерная работа по формированию страхового фонда редких и ценных коллекций и предметов. Оцифровано более 92% предметов ОФ. Это крупные коллекции, такие как «Дерево», «Металл», «Оружие» и другие.
В прошлом году в научной библиотеке музея был установлен компьютер, на котором исследователи могут увидеть музейные предметы и коллекции в электронном виде.
Кроме того, на протяжении нескольких лет мы выигрываем целевой грант Минкультуры на реставрацию старопечатных рукописных книг. Благодаря этому нам удается восстановить поистине бесценные экспонаты. Кстати, как отзываются сами реставраторы, у нас одна из лучших коллекций таких книг. Пока целой экспозиции нет, так как книги еще в работе, но отдельные выставки проводим регулярно.
Мои пояснения.
Нужно признать правоту курганского общественника Андрея Вагина, который после публикации интервью Эльвиры Самсоновой, заметил "Ну что я могу сказать... "В год проводится 120 и более выставок - и стационарных, и передвижных. В 2015 году мы провели... 478 лекции и 433 мероприятия." Правильно ли я понимаю что в среднем каждые три дня появляется новая выставка и как минимум раз в день проходят лекции и мероприятия в Курганском областном краеведческом музее и его отделах. (Музей декабристов, музей Кюхельбекера, Истории города, Музей Мальцева, Музей авиации). Это же просто можно завалить информационное поле информационными поводами..." (источник:
https://vk.com/workdao?w=wall1226357_54263%2Fall).
Правота состоит в том, что цифры, приведенные Эльвирой Самсоновой вызывают сомнения. Это какой-то вал выставок и лекций... Такое впечатление, что не успевая "отработать" одну выставку, музей устраивает другую... Все на самом деле проще, на это указывает и та категория посетителей, на которую по словам Директора музея в основном ориентированы выставки и сам музей. Школьникам и студентам, а именно эти возрастные категории превалируют над остальными, предлагают не качественный и инновационный продукт музейного дела, а что-то на подобие "школьных" выставок... Таких статистических данных может достичь каждый, перекладывая экспонаты с места на место, называя это новой выставкой... Представьте, что дома можно сделать экспозицию фотографий своих родителей, потом дополнить их своими фото в молодости и это будут две разные выставки... Так можно менять все хоть каждый день! А есть еще памятные даты... Найдите фото начала 90-х годов в своем семейном альбоме, соберите их вместе, вот вам и выставка о "лихих девяностых"... Именно по этой причине выставки и мероприятия не становятся инфоповодами, о которых сожалеет Вагин, именно по этой причине, привлекательность музея от этой работы не повышается...
О количестве посетителей, которое так удивило журналиста - 125 тысяч при 326-тысячном населении Кургана. Музея является областным, имеет отделы в регионе. Нельзя количество сравнивать с населением областного центра. Кроме того, хотелось бы привести статистику Ирбитского музея изобразительных искусств (при 37 тысячах городского населения Ирбита) посещений более 40 000 человек (
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью... Ирбит - признанный центр музейного дела.). В Ирбите нет ни достаточной транспортной доступности, ни развитой туристической инфраструктуры... 125 тысяч посетителей за 2015 год - это фиаско Курганского музея, а не достижение!
Несколько слов хотелось бы добавить о самих посетителях. Именно то, что музей посещается в основном школьниками и студентами (льготными категориями), во многом определяет отсутствие кассовой выручки у учреждения. Вместо того, чтобы стать просветительским и туристическим центром, привлекать тех, кто за билет готов заплатить, музей видит свою роль только в том, чтобы молодое поколение курганцев не забывало прошлое... В очередной раз приходится говорить о приоритетах и векторе развития...
Эльвира Самсонова о перспективах развития музея.
Сейчас идет реэкспозиция исторического отдела. Исходя из опыта краеведческих музеев соседних регионов, это очень трудоемкое и затратное мероприятие. И наш музей смог начать эту большую работу только благодаря проекту «Создание экспозиции «Южное Зауралье с древнейших времен до начала ХХ века», который был включен в 2015 году в план организационно-финансовых мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 гг.)». На эти средства была разработана соответствующая документация (научная концепция, тематико-экспозиционный план, дизайн-проект), изготовлено современное экспозиционное оборудование, копии фотодокументальных материалов, реконструкции исторических костюмов, приобретены манекены и так далее.
У музея есть свой сайт, созданный на бесплатном хостинге силами сотрудников, поэтому он имеет ограниченный функционал.
Видим необходимость создания виртуальной экспозиции, но тут возникает все тот же вопрос: нужно дорогостоящее оборудование, которого у нас нет, и более мощный сайт. В настоящее время возможности нашего сайта не позволяют работать с 3D-экскурсиями.
Экономическая ситуация сложная везде, поэтому вопрос пока остается не решенным. Собственно, из-за отсутствия финансирования мы ограничены в возможности привозить в музей дорогостоящие выставки из других регионов.
Конечно, хочется, чтобы это было большое красивое учреждение, где мы могли бы показать все, что скрыто в хранилищах, с современным оборудованием, с использованием компьютерных технологий. Но это все тот же вопрос финансирования. Если Челябинский музей только на создание экспозицию получил миллионы рублей, и его площади в разы больше, чем у нас, то тягаться с ним мы не сможем.
Мы хотим развивать и музейную деятельность, и дополнительные услуги: виртуальные экскурсии, доступ к электронным фондохранилищам, расширение ассортимента сувенирной продукции. Но главная цель нашей работы - сохранить материальную культуру нашего края, дать возможность прикоснуться к ней, заглянуть в прошлое, узнать о жизни наших предков через подлинные предметы разных времен из многочисленных музейных коллекций. Все это нужно видеть своими глазами, чувствовать энергетику предметов. Мы хотим, чтобы музей стал научным и культурно-просветительским центром Зауралья, а не заманивал людей бесплатным Интернетом.
Мои пояснения.
В эпоху цифровых технологий и информатизации, Директор музея Эльвтра Самсонова противопоставляет музей интернету. Странный посыл. Вспоминаю, как при посещении Тугулыма Свердловской области местные библиотекари мне с гордостью показывали виртуальный концертный зал Свердловской филармонии (
Тугулым. Модельный стиль библиотек...), который собирает десятки местных жителей на трансляции... Яркий пример, как бесплатный Интернет не только популяризирует искусство, но и привлекает жителей города в учреждение культуры... Видимо, весь вопрос в том, что стандартное видение курганскими музейщиками возможностей сети отстало от новых подходов, которые можно реализовать...
Сайт (
http://gukokm.narod.ru/index.html) - отдельный вопрос. Конечно, финансирование музея не позволяет реализовывать многие проекты. А сколько стоит софт и хостинг? Музею не по карману в своем составе иметь профессионального программиста, использовать современные конструкторы сайтов? Кстати, стоимость хостинга и дополнительных возможностей современных конструкторов сайтов позволяют за незначительную сумму получить достойный движок и возможности в полное свое распоряжение. Вопрос не более чем 500 рублей в месяц... Их у музея нет? Отсутствие современного интернет-представительства музея не является ли последствием неумения организовать работу как молодых специалистов, так и волонтеров? Считаю, что была бы поставлена цель, а средства ее достижения найдутся! У музея нет четкого позиционирования своего развития и использования в этом развитии современных технологий. Директор может называть свое учреждение как угодно (просетительским, этнографическим или культурным центром), но центр на периферии современных трендов не построить, разве что Центр популяризации того, как не должен работать современный музей.
Музей должен популяризировать историю и краеведение, а не только музеефицировать артефакты!
Эльвира Самсонова о моих публикациях
Сколько людей, столько и мнений. Просто если изначально человек видит только черное, белого он не заметит. А музей живет, музей развивается, его сотрудники пишут научные работы, проводят исследования, экспозиции работают, выставки регулярно обновляются. И что-то близкое себе здесь найдет каждый: и ребенок, и ветеран, и целые семьи.
Мои пояснения.
Не стоит кофе с молоком называть кофейным суррогатом, это принижает значение благородного напитка.
В отличие от Эльвиры Самсоновой я часто посещаю разные музеи и вижу, какие изменения в них происходят, мне есть с чем сравнивать. Как говорят, каждый кулик хвалит свое болото... Жаль, что болотом оказалось государственное учреждение культуры, руководство которого в моих публикациях увидело только "чернуху", но не заметило переживание за судьбу Музея, который оказался заложником устаревших менторских амбиций (
Курганский областной краеведческий музей: сантехника и советский период...)... За окном 2016 год, а в музее все еще начало 80-х прошлого века! И не только в экспозициях, а в головах музейных работников!
Надеюсь, что мои комментарии к интервью Директора Курганского областного краеведческого музея Эльвиры Самсоновой продолжат дискуссию о работе этого учреждения и перспективах его развития, а также позволят Губернатору Курганской области Алексею Кокорину взглянуть на эффективность руководства этим учреждением культуры региона по-новому...
Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/03/blog-post_4.html