Рефлексоиды!
Часть 2, 3
Инстинктивная база
9
Активность любого существа обусловливают инстинкты и безусловные рефлексы, т.е. врожденные. Эволюционная психология предполагает, что существует множество вариантов поведения, прошитых в человеке в результате действия естественного отбора и его отдельных механизмов - сексуального отбора, социального отбора и других. Прошито что-то в человеке или нет - по этому поводу идут дискуссии. Например, известно, что прямохождение в человеке не прошито, и люди, воспитанные четвероногими, учатся ходить с большим трудом, предпочитая передвигаться на четырех. То же самое с речью. Это дает сторонникам идеи, что человек рождается с чистым сознанием безо всякой информации, хотя и слабое, но хоть какое-то оружие в борьбе со сторонниками «прошивок». Лучший способ закрыть этот вопрос - предложить механизм, как поведение может прописаться генетически.
10
Комплект генов может сложиться таким образом, что будет предполагать какое-либо определенное поведение.
Например, нужно сделать водосток. Чтобы вода куда-то текла. В наличии: труба, уголок, швеллер и арматура. Воду можно пустить по первым трем, воду можно пустить эффективно по первым двум, но воду никак нельзя пустить по арматуре.
Т.е. что-то предопределено для течения воды, а что-то не предопределено. Это обусловлено свойствами вещей, но эти свойства вещей и сами вещи создавались вовсе не для того, чтобы по ним пускали воду. Но некоторые вещи предполагают, чтобы по ним текла вода.
Точно так генетические комплекты могут быть сформированы для каких-то определенных целей, но эти комплекты предполагают, что для других целей они могут быть использованы каким-либо однозначным образом. А для каких-то целей они не могут быть использованы никаким образом. Можно предположить, что изначально поведенческие реакции возникли как побочные реакции, но, будучи эффективными, сами стали реакциями, обуславливающими эволюционную эффективность.
И зачем после этого нужны архетипы Юнга? Но это отступление от темы.
11
Сформировавшиеся побочным образом генетические комплекты могли дать эволюционный успех своим носителям. И эти комплекты - прописанные поведения. Тот, в ком были прописаны поведения - оказался успешным. Кто не знал - вымер, проиграв эволюционную гонку.
Человек сформировался в африканской саванне. Отчасти это верно, и эволюционные психологи используют термин «Принцип саванны», говоря о поведенческих чертах, сформировавшихся в те времена. Но если обратить внимание на поведенческие реакции (поведения), то эти реакции пройдут времена обезьян, мартышек, крыс, мышей - их происхождение начинается с самого появления млекопитающих.
12
Система рефлексов человека строится на биологической системе реакций - есть заложенный от природы набор, и при возникновении жизненных ситуаций выбирается самая подходящая реакция. Набор этих реакций невелик. Он не может охватить все вновь возникшие ситуации цивилизованного мира. Некоторые поведения включаются сами при изменении гормонального баланса, например, при достижении половой зрелости, некоторые поведения являются реакциями на внешние раздражители. Следуя по эволюционному пути, человек впитал в себя множество самых разных поведений, но больше всего в нем оказалось именно от последних стадий - от мартышек и высших обезьян.
В природе низшие обезьяны, как раньше люди, живут группами, кланами. Павианы, они же бабуины - один из таких видов. Доминантный самец располагает территорией, на которой к нему присоединяется гарем. Выросшие на территории самцы уходят, самки остаются. Не имеющие территории самцы ходят вокруг этой территории и регулярно проверяют доминантного самца не прочность, организуя против него провокации. В ответ доминантный самец проводит демонстрации своей силы. Это продолжается до тех пор, пока доминантный самец проявит слабость. Тогда его прогоняют, а территорию и самок получает новый доминантный самец.
У шимпанзе несколько иначе и гораздо сложнее. Доминантный самец точно так же имеет гарем. Но в другие группы переходят не самцы, а самки. В результате борьба за право быть доминантом происходит только внутри группы. И как правило, все претенденты примерно равны по силе. В результате, чтобы стать доминантом, самцы шимпанзе вынуждены создавать коалиции по принципу два против одного. Для того, чтобы такую коалицию создать и бросить вызов доминанту, нужны логические способности - нужно просчитать последовательность ходов при захвате власти, который может растянуться на месяцы. Нужно заручиться поддержкой самок и других самцов. А потом доминанту приходится делиться гаремом с тем, кто его поддержал. Шимпанзе в массе - логики. У них присутствует логическое мышление. И только очень плохая оперативная память ограничивает возможности их логического мышления тремя-четырьмя ходами.
Выходит так, что бабуинам логика не нужна. Шимпанзе логика необходима. Бабуины - это «рефлексоиды». Шимпанзе - это «логики». Естественно, большую часть времени шимпанзе ведут себя как рефлексоиды, но наличие низшего уровня вовсе не отменяет высший, как и у людей.
Зверочеловек и люди-овощи
13
Реальная активность рефлексоида начинает проявляться с момента полового созревания. К этому моменту у него начинают выражаться территориальный инстинкт (общий), инстинкт сбивания в стаи (стаи молодых самцов у многих животных), инстинкт демонстрации своего «я» родителям и окружающим (уход молодых бабуинов из родительской группы). Вбросы гормонов приводят к росту агрессии. Молодых особей ни у одного вида не признают за равных, и потому эти особи начинают проводить демонстрации с целью подавить окружающих. Сила проявлений зависит от размера лобовых долей головного мозга - чем больше их размер, тем слабее проявления, тем лучше человек себя сдерживает. Хотя количество гормонов в крови может быть настолько велико, что даже логики могут начать себя вести как рефлексоиды.
Поведение рефлексоидов в человеческом обществе больше напоминает поведение бабуинов, чем шимпанзе. Демонстрация чаще всего сводится к шуму; самый шумный - значит самый сильный. Для бабуинов это справедливо, поскольку связано с размером грудной клетки и вообще с размерами. Тем более для бабуинов это биологически эффективно, что позволяет избежать травм во время смены доминанта, в отличие от шимпанзе, где эти смены могут заканчиваться увечьями и убийствами. Если один человек сталкивается с группой самцов-павинов - главное перекричать вожака, тогда павианы признают свое поражение. Если не получится - павианы могут и порвать. С людьми-рефлексоидами ситуация часто совершенно аналогичная. Демонстрация используется и при внешних угрозах - если гепард приценится утащить детеныша, вся стая начинает создавать дикий шум. С гепардом номер проходит. Реакция людей с рефлексивным восприятием точно такая же. Но, к примеру, вражеский самолет шумом не отогнать, но люди хотя это и знают, но эту информацию не используют.
14
В сложной современной жизни люди поочередно оказываются в позициях доминантной и претендентной. Их поведение просто: если они видят слабость доминанта (не обязательно эта слабость присутствует на самом деле) - они устраивают провокацию, они так или иначе нападают, они проявляют агрессию - с большим шумом. Если они видят слабость не доминанта - они обычно не реагируют. (Речь идет о поведении в достаточном пространстве, а не в клетке). Если кто-то считает себя доминантом (опять-таки не обязательно так есть на самом деле) - он проводит демонстрации, периодически, но без большого шума, изредка порыкивая на претендентов, утверждая свое господство.
В литературе чаще всего встречаются два вида рефлексоида: более популярный человек-овощ и менее известный зверочеловек. Зверочеловек агрессивен вплоть до опасности, человек-овощ как правило совершенно индифферентен к окружающему миру. Зверочеловек в большинстве случаев молод, человек-овощ - обычно в годах. Легко выводится, что человек-овощ - это постаревший зверочеловек. Нужно добавить, что человек-овощ - это не зверочеловек, добившийся каких-то жизненных результатов, это самостоятельно, с возрастом успокоившийся зверочеловек. Единственное, что серьезно меняется со временем - это количество гормонов в крови. Выходит, что поведение рефлексоида определяется внутренним гормональным состоянием.
Но гормональное состояние может меняться очень быстро в зависимости от визуальной информации, воспринимаемой человеком. На примере собаки: вижу хозяина - возникает состояние радости. Образ - гормональный вброс - действие. Потому и рефлексоид. Вижу чужого - возникает состояние агрессии. Состояние именно возникает. Потому это и называется рефлексом. Рефлексоиды с большим трудом управляют собственным состоянием, и то как правило после обучения. Рефлексоиды управляются гормональным фоном изнутри и аудиовизуальной информацией снаружи. Рефлексы включаются сами, и чувства - радости или агрессии - также возникают сами.
15
Изменение гормонального уровня связано не только с созреванием. В столь же большой степени эти изменения связаны со стрессом. Существует множество факторов, способных вызвать стресс. Основной фактор существует и в природе - это нехватка ресурсов. Причем эта нехватка может быть и реальной, и кажущейся. Молодым людям пространства обычно не хватает. Это усиливает их стайный инстинкт. Это усиливает территориальный инстинкт. Но в стае есть вожак, который как правило в той или иной степени тоже подавляет, что вызывает следующую волну стресса. Стая в стрессовом состоянии может стать агрессивной до такой степени, что будет нападать не только на традиционных противников на своей территории, но и может начать нападения на относительно «чужих» на чужой территории посредством рейдов.
Также поводом для нападения зверочеловека могут служить превосходство социального или интеллектуального ранга. Сам зверочеловек никогда не знает, почему он нападает. Ему можно придумать легенду, которую он заучит. Но нападает он вследствие воздействия гормонального вброса в сумме с внешними факторами. Физические нападения зверолюдей случаются относительно редко. Смысл агрессии - все-таки демонстрация превосходства, а не собственно бой.
16
Наличие толпы - это тоже стрессирующий фактор через нарушение личного пространства. А стресс как раз и способствует вбросу гормональных препаратов. Именно по этой причине толпы молодых людей могут мгновенно приходить в состояние агрессии - достаточно ничтожной или даже мнимой провокации. Например, женский крик вызывает у мужчин вброс гормонов, вызывающих агрессию. Аналогичным свойством обладает громкий голос «чужого». Аналогично действует вид крови. Все это умножается на инстинкт подражания - и неконтролируемый рефлексоидами процесс запускается.
В случаях, если внешний объект агрессии отсутствует или недосягаем, зверолюди выстраивают жесткие иерархии и начинают проявлять агрессию в отношении низкоранговых особей. Это также является типичным поведением большинства млекопитающих - когда межпопуляционная борьба становится невозможной, начинается внутрипопуляционная.