Как едет Соболь 4х4 в песках мы уже испытали и не раз - это были эпические приключения. Приглашение принять участие в экспедиции «Варандей-2016» оказалось отличной возможностью проверить мысли о пригодности и подготовке автомобиля для дальних автономных путешествий. При этом все автомобили получили доработки не сильно отдаляющие их от стоковых версий. Но, обо всем по-порядку.
На Варандей отправились три Соболя с подключаемым полным приводом в разных комплектациях: бензиновый Комби со средней крышей, бензиновый автобус с низкой крышей и такой же автобус с дизелем Cummins и модулем кондиционера на крыше. Хороший повод не только опробовать автомобиль, но и сравнить поведение нескольких его модификаций.
Экипажи получили позывные: «Белый», «Серый» и «Красный». Наш - красный автобус был оснащен дизелем Камминс, что оказалось вдвойне полезно для меня, так как планирую брать именно дизель. В числе основных пунктов подготовки: ошипованные зимние шины 245/75R16, спальное место в багажнике для двух человек, утепление неиспользуемых окон «пенофолом», дополнительный автономный отопитель салона. Запас топлива 120 литров в канистрах на багажнике вместе с двумя запасками.
Из особых преимуществ нашего экипажа стала электрическая блокировка дифференциала Eaton в переднем мосту, в дополнение к такой же штатной блокировке заднего дифференциала. В скором времени полноприводные модели ГАЗ будут иметь возможность ее наличия уже с завода. Это очень хорошая новость для тех, кто знает толк в приключениях.
Спальное купе повышенной проходимости
Первые изменения формата догнали нас уже на первой ночевке. Автомобиль проектировался и дорабатывался для экипажа из трех человек, а нас оказалось четверо и, как понимаете, все четверо не маленькие мужчины и еще в зимней арктической экипировке.
Решено было двоим укладываться на мягкий спальник, одному на второй ряд и одному на передний трехместный ряд. Выспались замечательно и поперек я поместился даже с ростом 192 см. Оставалось выработать алгоритм укладывания и подъема и на третью ночевку все выполняли быстро и с автоматизмом роты ВДВ поднятой по тревоге.
Самое интересное, что каркас спальника был сделан так, чтобы все точки крепления были в штатных местах, чтобы не сверлить, не варить и не резать никаких деталей кузова. В итоге получился и просторный багажник, и отличное спальное место для двух человек. При этом его не надо было раскладывать убирая посадочные ряды.
Единственный недостаток - низкая крыша сопряженная с модулем кондиционера, который уменьшал пространство спального места, без модуля было бы лучше. Тот же форм-фактор Соболя со средней крышей будет просто идеален. Уже чешутся руки начать строить машину для поездки пресс-экипажем на Шелковый Путь 2016.
Зимник на Варандей
На Варандей нет круглогодичной дороги. Зимой здесь намораживаются ведомственные зимники. Это означает, что под колесами не укатанный снег, а чистый лед разлитый и выровненный тракторами. Соболя не имеют никаких электронных помошников - честные внедорожники, но в первое время побаивались поддать угля в топку, чтобы не оказаться на целине. Снега мало, но на обочине снега по колено и выше, если нырнуть, то будет реальный оффроуд.
Оказалось, что длины колесной базы и ширины колеи хватает, чтобы Соболь шел по голому льду уверенно даже на заднем приводе. Большую часть времени за рулем у меня просидел, на минуточку, чемпион России по ралли-рейдам Евгений Павлов. Женя постоянно сетовал на отсутствие переметов, а я предавался философским рассуждениям о тленности бытия и незначительности человека перед Великой Тундрой.
На галерке разместился старец Константин (в миру Гусев) нашедший себе последователя в лице оператора Александра Фрея. О каких сверхматериях и тайнах великого Рейха говорилось в их беседах сможет повторить только сборник по философии пятого курса МГУ усиленный парой аутентичных шаманов-политологов.
Уже первая ночевка подарила массу впечатлений - ветер скоростью до 12 м/с и легкий морозец в -20. Соединяем эти цифры вместе и получаем отличный коктейль для тренировочной ночевки на посту в Пижме. Оказалось, что автономный воздушный отопитель способен превратить салон Соболя в небольшую сауну и при этом нет необходимости держать заведенным двигатель. При этом теплые спальники были абсолютно не востребованы и хватило бы легкого варианта.
По пути до Варандея нас сопровождал вездеход Трэкол ведомственной службы безопасности движения. Это была больше перестраховка, так как все препятствия Соболя проходили без видимых затруднений. Даже там, где некоторые грузовики буксовали в ледяные подъемы, Соболь забирался легко и непринужденно.
Заброшенный порт Варандей
Новый вахтовый поселок Варандей построен на месте поселка геологов. Они приехали в эти места в 1974 году и уже в 1976 году началась промышленная добыча нефти. Потом этих же геологов выгнали отсюда постсоветские коммерческие добытчики. По сути, вся вековая история старого поселка Варандей также была закончена по решению бизнеса оградить себя от присутствия «левого» населения.
Старый Варандей официально закончил свое существование в 1996 году, но снести его у инициаторов этой идеи не получилось. Коренные жители отстояли свое право на землю и до сих пор дома стоят на своих местах. В некоторые приезжают летом хозяева, а некоторые уже окончательно заброшены.
В старом поселке живут два человека не пожелавшие уезжать. Без воды, без света, без газа, без возможности сходить в магазин по нормальным ценам. В местной столовой, если ты не из Лукойла, то жди сразу надбавку 300% к и без того высокой стоимости продуктов. Чужие тут не ходят. Чужие тут не нужны.
Еще есть действующая метеостанция и порт. Часть его обжита и там просматриваются какие-то складские помещения. Вторая часть заброшена и у причала стоит только севший на мель старый сухогруз и ушедший под лед буксир. Говорят, что буксир даже иногда используют для доставки грузов. Именно на фоне этого памятника былому величию мы решили запечатлеть экипажи на экваторе путешествия. Оставалось только пробиться к нему.
Дизель VS Бензин
Ночуя в автомобилях на ветру и холоде подтвердилась догадка справедливая для всех современных дизелей - остановился, двигатель остыл. КПД настолько велико, что тепла отдает минимум. Даже при работающем догревателе двигатель все равно остывал несмотря на закрытую решетку и одеяло под капотом. Закрывали пространство под дном для защиты от ветра.
Зато на подъезде к Варандею проявилось основное преимущество дизеля - когда остальные экипажи уже заливали резервное топливо, мы шли еще на остатках солярки в основном баке. Залив 60 из канистр на крыше нам хватило спокойно поездить по Варандею пробивая остальным дорогу и вернуться в Харьягу на заправку. Остальные вовсю использовали резерв. Расход дизеля на 25-30% ниже.
Первым улегся на мосты «Белый» Петра Груздева. Петр провел эксперимент и попытался пройти по следам Трэкола, но наст не выдержал и все внедорожные характеристики оказались бессильны перед глубиной снега выше колена с твердой коркой сверху. Расчехлили рывковые стропы, а наш экипаж пошел пробивать и утаптывать колею для остальных чуть в стороне.
И снова проявились плюсы дизельного двигателя - дизель позволял на минимальных оборотах, не буксуя и не закапываясь пробиваться через утрамбованную ветрами снежную корку. Остальные уже спокойно шли по пробитой колее. Местами нам приходилось включать все блокировки и в этот момент оказалось оправданным установка передней. Блокировки включались и выключались без глюков, несмотря на электронный привод. Зачет.
Итого: Дизель холоднее, но экономичнее и более тяговит. Что и кому выбрать остается за покупателем. Экономии по деньгам не получится, мы это уже считали, ведь дизель стоит дороже. Но экономичность в плане автономности пути важна для путешествий и коммерческой эксплуатации. Не поспоришь. Мой выбор - дизель, но это субъективно.
Нарьян-Мар
Зимник на Нарьян-Мар ощутимо хуже ведомственных, но намораживается тем же способом - наливается вода и разравнивается тракторами с привязанными к ним трубами. При малой высоте снега достаточно схода с зимника, чтобы провалиться. Так на пути увидели трактор сидящий на днище. В очередной раз понимая, что хорошо ехать на устойчивой и управляемой машине.
Лесотундра менялась на равнинную Тундру и куда не посмотришь простирались пустые снежные просторы. Но Тундра не пуста. Надо лишь уметь видеть. За путешествие видели двух песцов, одного непонятного зверя типа чернобурки или собаки удалившейся от цивилизации на 150 км, а также заблудившегося оленя. Диких здесь нет, но этот был отличный и когда стали подходить, начал кружить и мотать рогами. Смысл этого мы поняли без разъяснений и отошли.
В сторону Нарьян-Мара из Усинска строится федеральная дорога. Когда-то этот маршрут станет доступен в любое время года, но пока добраться на машинах можно только по зимникам. Мы проехали легко, но как только добрались до Нарьян-Мара началась пурга и зимник был закрыт для всех видов транспорта. Закрытие длилось двое суток и мы уже улетели, а наши друзья поехали дальше по закрытому, заранее уведомив МЧС о своем маршруте и целях.
В самом Нарьян-Маре (Красном Городе) нас принимали в Центре Арктического Туризма. Здесь есть номера для проживания, есть душ, есть кухня и даже каминный зал. Здание строилось как общежитие для оленеводов, а теперь в нем базируется туристический комплекс. Отличное место. Осталось только привлечь больше туристов к Северу. Тогда и развиваться все будет большими шагами.
В городе посетили краеведческий музей и музей Пустозерска, закупились олениной и приготовились штурмовать зимнюю дорогу по реке и озеру к самому городищу Пустозерск - месту, где стоял острог, бывший когда-то центром здешней цивилизации, торговли и развития.
Пустозерск: пора подводить итоги
В феврале-марте к Пустозерску могут проехать даже недоприводы, но мы приехали слишком рано и вездеходы со снегоходами еще недостаточно укатали наст, чтобы он выдерживал тяжелые автомобили на обычных шинах. Чем дальше уходили от порта, тем больше автомобили проваливались, а за пос. Устье условия еще больше ухудшились.
Испытали цепи для колес, но они хороши, когда под снегом твердое покрытие, до которого можно достать. Снег же глубокий, колеса не достают до твердого покрытия, а мосты уже укладываются на наст. В итоге, цепи только портили все и ухудшали проходимость. На глине они бесценны, а тут лучше отказаться.
Соболи без цепей и браслетов шли тяжело, но шли. Проваливались, раскачивались или дергали друг-друга и снова шли. Поэкспериментировали, стравили чуть-чуть шины и снова поэкспериментировали. Естественно на низком давлении Соболя стали ехать лучше, но наст все равно еще не держал и снова проваливались.
Самое главное, это была возможность доказать самим себе, что Соболь, это не маршрутка с отваливающимися деталями салона, а комфортный автобус для путешествий с хорошим для этих целей внедорожным потенциалом. После этого я еще больше жду свой Соболь 4х4 Комби.
На следующий день нас нес самолет обратно в Москву, а женский экипаж Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной усиленный Константином Якубовым и Максом Сергеевым поехал дальше, на Усинск и в сторону Мезени. Надеюсь, что мое ближайшее путешествие в Мезень в феврале, пройдет уже на новеньком Соболе. Так что не забывайте заглядывать и читать анонсы...
Полную версию отчета и больше фотографий можно увидеть
на сайте журнала OffRoadClub.Ru. Забегайте на досуге >>>