Белорусский ответ бездорожью: Снегоболотоход БМЕ-1015 (Хаски)

May 20, 2016 11:14

Мне одному из первых российских журналистов повезло поучаствовать в тест-драйве Снегоболотохода Хаски БМЕ-1015 производства Белорусского концерна МАЗ-МАН.
Как понятно из названия "Снегоболотоход", машина предназначена не для асфальтовых дорог, хотя может передвигаться и по ним.





Полное название автомобиля Overcomer Хаски, англоязычное название выбрано не случайно: кроме рынка СНГ, продажа рассчитана и на зарубежных покупателей, а поскольку адекватного перевода названия «Снегоболотоход» на буржуйский не нашлось, создатели решили назвать класс подобных машин Overcomer



Технические характеристики:





В салоне все сделано под жесткую эксплуатацию. На водительском месте достаточно удобно, все органы управления расположены в удобных местах, кроме пневматического стояночного тормоза, который обнаруживается под левой рукой



В автомобиле есть CAN-шина, что позволяет вместо аналоговых приборов использовать бортовой компьютер. На него выводятся показатели давления в шинах, обороты двигателя, скорость, количество топлива в двух баках, а также изображение с камеры заднего вида



Сама камера расположена на крыше над задней дверью, и даже при движении по бездорожью запачкать ее вряд ли удастся



Бортовой компьютер разработан в Беларуси, о чем при каждом запуске двигателя напоминает появляющийся на экране герб Республики Беларусь



На консоли множество тумблеров - для каждой функции свой: переключения топливных баков, включения гребного винта, работы ресивера подкачки шин и т.д.



Еще есть два прикуривателя. Ну а что, мало ли айфон зарядить



Оверкамер оборудован лебедкой, ручка управления которой спрятана за решеткой радиатора



В качестве силового агрегата используется два типа двигателей: ФИАТовский дизельный с турбиной, которым были оборудованы тестируемые машины и ВАЗовский бензиновый (нам он не интересен). ФИАТовский дизель двухлитровый, итальянского производства, а вот КПП в российском исполнении, такая же как и в Шевроле-Ниве. Кроме того, каждое колесо оснащено редуктором собственной разработки, который позволяет не насиловать приводные валы при пробуксовке колес



Шины, производства Белорусского концерна ОАО «Белшина», сверхнизкого давления 0,1-0,5 бар, и также являются собственной разработкой МАЗ-МАНа



Для Оверкамера нет дорог, есть направления



Особенно впечатляют возможности Хаски, когда заканчивается болото и начинается открытая вода



Благодаря шинам сверхнизкого давления машина уверенно держится на плаву хотя весит порядка 3 тонн, но черпнуть воды нишами в порогах при плохом распределении веса в машине может спокойно



Для передвижения вплавь у машины есть гребной винт, соединенный с коробкой отбора мощности, таким образом, когда надо передвигаться по воде, привод колес отключается и включается гребной винт, возможно передвигаться и за счет вращения колес, но выходит намного медленнее



Управлять Оверкамером не сложнее, чем легковушкой



Одним из веселых занятий было прокатиться на крыше машины



Но поскольку наш маршрут был построен по болотам, расслабиться удавалось только на участках, которые Хаска преодолевала вплавь







Ход руля от упора до упора около шести полных оборотов, связано это со спецификой конструкции рулевого привода, при этом отдача на рулевое колесо отсутствует, и иногда путаешься, в каком положении находятся колеса





Из-за того, что машина довольно тяжелая для своих габаритов, ей не всегда сходу удается пройти сложный участок, и в такой момент испытываешь благодарность к разработчикам за редуктора в колесах, когда, гребя всеми колесами, Оверкамер медленно, но верно выбирается из грязи на твердую почву



Несмотря на грубые черты и простые по форме детали, внешне автомобиль получился довольно интересным, кстати, дизайн Хаски разработал тот же человек, который позднее нарисовал Ё-мобиль





До «Хаски» эти места считались непроходимыми…







Порой были моменты, когда возникала тревога, что все, засел, но после упорных попыток выехать все менялось и автомобиль выбирался из засады





К слову, о подвеске: кроме огромных колес, которые отчасти добавляют мягкости хода, в Оверкамере присутствует полноценная подвеска с пружинами и амортизаторами (у отечественного снегоболотохода Шерп подвески нет и в помине)



Наверное, одним из самых запоминающихся впечатлений, осталось форсирование водных преград





В заключение хочу сказать, что автомобиль получился очень комфортным и чересчур проходимым. Есть пара недостатков, связанных с качеством комплектующих, но этим грешит весь отечественный автопром. С другой стороны, починить такую технику можно практически на коленке,  да и на территории СНГ проблем с комплектующими возникнуть не должно.
В общем, проект получился очень удачным, машина интересная и стоит не так дорого относительно своих аналогов российского производства.

тест-драйв, Авто, Белоруссия, Проба руля

Previous post Next post
Up