В январскую Грецию. Дафни.

Mar 28, 2022 02:31


  Эх, зря я вам в прошлом посте пообещала Пелопоннес, придется еще подождать, потому что прежде еще был монастырь Дафни. Итак, мы вернулись в аэропорт и взяли машину, чтобы сдать ее уже перед самолетом. Сели и покатили по той самой дороге, по которой в античности шли священные процессии в Элевсин. Вскоре мы доехали до Дафни, это объект ЮНЕСКО, так что найти это место не сложно. Пройдя разные ковидные проверки мы попали в монастырь.
      Немного истории: крестово-купольный  октагональный храм (вероятно посвященный Успению Богоматери) был построен по-видимому в первой (или второй) половине XI в. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) монастырь был взят и разорен крестоносцами. С 1206 г. принадлежал католическому ордену цистерианцев. После завоевания Афин османами в 1458 г. монастырь был возвращен православным. Очень сильно пострадал во время землетрясения 1999 г. Много лет реставрировался и открылся для посещения в 2008 г.




Полюбуемся на него с разных сторон. Когда-то здесь было святилище Аполлона Дафнийского. Помните историю про девушку превратившуюся в лавр (а кто не помнит см. статую Бернини).


А теперь устремимся внутрь смотреть знаменитые мозаики. "В своем целом мозаики Дафни образуют редкостный по красоте ансамбль, полный кристаллической ясности." (Лазарев В.Н. "История византийской живописи.").


Мозаики датируется концом XI в. - это время правления византийской династии Комнинов. Искусство "стало очень утонченным и отличалось высоким качеством." (О. Попова "Пути византийского искусства").
Несколько общих планов. Вот как все это выглядит сейчас.


Входы/выходы открыты на три стороны.






Пантократор в куполе датируется 1100 г.  "Лицо кажется по-человечески портретным и при том характерно греческим; создается впечатление, что такой благородный красивый облик мог бы иметь житель Константинополя комниновской эпохи, принадлежащий к интеллектуальным слоям общества." (О.С.Попова  "Образ Христа в византийском искусстве"). Пожалуй, не припомню более грозного образа.




Вход в Иерусалим. Я не буду придерживаться никакого определенного порядка, покажу так, как сфотографировали.
Продолжу цитировать. "Излюбленным становится особенный физиогномический тип, благородный и строгий, с продолговатым овалом, миндалевидными глазами и удлиненным тонким носом. Все облики отмечены подчеркнутой одухотворенностью. Фигуры, при всей верности пропорций и естественности движений, намеренно легкие, будто парящие, как бы не зависящие от законов земного тяготения. Лишенные тяжести, они возникают в особом, созданном золотым фоном пространстве, неконкретном и кажущемся беспредельным. Их существование не связано с определенным временем. Драпировки одежд похожи на складки античных хитонов, однако лишены ощущения материальности и выглядят отвлеченными и неосязаемыми.




..В композициях нет теней, как нет и видимого источника света. Божественный свет проникает повсюду , ровно освещает все формы.  Светом... является сам золотой фон...Много мелких, дробных линий в одеяниях, нередко больше, чем нужно для моделирования формы. Они создают самостоятельные ритмы, придают необходимую остроту фигурам.." (О. Попова "Пути византийского искусства").
Рождество.


Вол и ослик кажется беседуют.


Крещение.


Архангел Гавриил из Благовещения.


Успение Богоматери.
"Колорит отличается поразительным богатством чистых и нежных красок. Различные оттенки синих, зеленых, красных, серых и фиолетовых тонов образуют тончайшие колористические сочетания. Среди полутонов выделяются серо-зеленый, коричнево-красный, розовый, клубнично-коричневый, серо-фиолетовый, жемчужно-серый. В одеяниях находят себе широкое применение переливчатые тона, игравшие до середины XI века сравнительно скромную роль. Они достигаются путем перехода зеленых, желтых, синих, фиолетовых, розовых и серых тонов в белый либо при помощи контрастного сопоставления коричнево-красного с голубым."  (Лазарев В.Н. "История византийской живописи.")


Детали.






Благовестие Иоакиму и Анне. (почитать)






Введение во храм. Слева - ангел приносит еду Деве Марии.




Распятие.


Уверение Фомы.


Сошествие во Ад. Слева - Давид, Соломон, Ева и Адам. Справа - Иоанн Креститель.


Поверженный Ад, пытающийся удержать Адама.


Сломанные замки и двери ада.


Преображение. Уточняя иконографию наткнулась на цитату: «Спас в облаке, одеяние белое, рукою благословляет, в другой свиток. С левой стороны Спаса стоит Илия Пророк, смотрит на Спаса, с другой строны Моисей, в руках у него скрижали каменные, как книжка. Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое. На Илии риза празелень, на Моисее багор, на Иакове празелень, на Петре вохра, на Иоанне киноварь».
Это описание приводит историк, археолог, собиратель русских древностей, основатель «Общества любителей древнерусского искусства» Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-07.06.1898). (ссылка)



Детали




"риза празелень".


Поклонение волхвов.


Рождество Марии снято телефоном, оно расположено слишком высоко. Прошу прощения за качество.


Фрагменты разных фресок.


Похоже на Тайную Вечерю.




Разные святые.








Это я так умудрилась снять, вот с такими искажениями, прошу прощения.




Архангелы.




И цветочки.


В январскую Грецию. Афины, часть 1.
В январскую Грецию. Афины, часть 2.
В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 1
В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 2.

В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 3.
В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 4.

Картинки, путешествия, Дафни, картинки, Греция, архитектура, живопись, интересное

Previous post Next post
Up