Из правого нефа Дуомо музейный маршрут ведет вниз, к самому великому, что есть в Ананьи - подземным Ораторию Томаса Бекета (бывший митреум) и крипте св. Магна (Магнуса). Перед спуском туда вдыхаешь воздуха, так как сейчас предстоит пережить сильнейшее потрясение.
Итак, вы спустились и сразу оказались перед входом в крипту. Если там горит свет - остановитесь, не входите, сразу идите направо смотреть хорошие, но не великие фрески Амбулакра и великие без сомнения фрески Оратория. Если в крипте свет ещё не горит - тем более не входите туда и не ждите у входа, когда он зажжётся - иначе вы лишитесь удовольствия не спеша насладиться Ораторием. Входите в него, оставив фрески Амбулакра "на потом". Не спешите, всматривайтесь.
Мы же начнем рассказ-показ с Амбулакра, который соединяет ораторий и крипту и где на стенах сохранились фрески XIII в.
Богоматерь со свв. Секундиной и Магнусом (и неизвестным епископом)
Христос среди святых Иакова и Иоанна Богослова, а слева их мать, одна из жен-мироносиц - Саломия (надеюсь никто не спутает ее с танцующей Саломеей). Как и когда пострадали лики святых неизвестно.
Свв.Олива, Николай, арх. Михаил, Христос, ап. Петр и Иоанн Креститель.
А теперь переходим в Ораторий. Перед нами, как и внизу под церковью Сан-Клементе в Риме - изначальное святилище Митры. Форма помещения говорит сама за себя о своей древности (I-II в.). Все, абсолютно все, исписано фресками, лёгкими, иногда - катакомбно примитивными, но все же это фрески 12 века. Туристы редко рассматривают их, так как спешат в крипту св. Магна, где им обещают "ещё одну сикстинскую капеллу". Но мы провели в Оратории 40 прекрасных минут. И не пугайтесь, что Ораторий сгладит впечатление от крипты. Они совсем разные.
Общий вид. В одну сторону
В другую. Красный камень - будто бы еще жертвенник Митре...
Ораторий посвящен Томасу Бекету, архиепископу Кентерберийскому. Как вы помните, он конфликтовал с Генрихом II и в конце концов Генрих в ярости выкрикнул знаменитую фразу: "И ни один из трусов, которых я выкормил за своим столом, - ни один из них не освободит меня от этого смутьяна церковника!". Слова короля задели его рыцарей и Томас Бекет был убит 29 декабря 1170г. четырьмя из них прямо на выходе из Кентерберийского собора. Генрих оказался в ужасной ситуации: теперь ему приходилось всюду оправдываться, доказывать свою непричастность и восхвалять убитого. На могиле убиеннного стали происходить чудеса. Томас Бекет был канонизирован в 1173 г. в городе Сеньи, что неподалеку от Ананьи. Возможно, именно поэтому здесь в скором времени после его канонизации появились его житийные фрески. А может быть поучительная история жизни святого была использована папами, чтобы еще раз подчеркнуть, что духовная власть "главнее" светской.
По правую руку Христа - Богоматерь, и неизвестные святые; по левую - святой Томас Бекет (свежеканонизированный) и неизвестные святые.
Апостолы
На противоположной стене изображено убийство Томаса Бекета
Не уверена, но кажется эти фрески тоже относят к циклу "из жизни Томаса Бекета"
Великолепны сцены из Ветхого Завета. Отделение Света от Тьмы (которые представлены в виде вот таких двух человечков).
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы."
Сотворение Адама
Сотворение Евы
Жертвоприношение Авраама
Затрудняюсь точно интерпретировать
Новый Завет
Благовещение
Встреча Марии и Елизаветы
Христос в мандорле
Маленькие донаторы
Мне кажется, это св. Христофор
Неопознанный (мною) святой
Ангел с контрфасада
Пять разумных дев (
читать, кто это)
Несколько неопознанных (мною) фресок
Несколько симпатичных синопий
Лев
Рыцарь (предположительно тамплиер)
Пост писала вместе с К.
Анонс поездки. Собираем советы. К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1 К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2 К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3 К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Баптистерий сан-Джованни ин Фонте К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Санта Кьяра и Донна Реджина Веккья К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, музей Каподимонте К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Музей и город