К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Баптистерий сан-Джованни ин Фонте

Apr 11, 2019 18:09

После Археологического музея мы не спеша направились в сторону капеллы Сан-Северо. Это вообще было единственное место во всей поездке, где наблюдалось значительное скопление туристов и где мы отстояли очередь на входе не менее получаса. И это в мертвый сезон! И нигде больше!
И именно это самое место из всех запланированных к посещению во всей поездке вызвало у нас меньше всего эмоций. Ну просто и писать не о чем. Фотографировать там нельзя и за этим следят. Однако, в интернете можно найти картинки и посмотреть (и даже полюбоваться - не зря же мы туда стремились) на скульптуру.
Далее по виа Трибунале, заглядывая во все переулки, мы пошли к Дуомо, и Неаполь начал нам вполне даже нравиться. Вот если бы из всей Италии мы видели бы только его - мы могли бы признать его прекраснейшим. А так, пресыщенные, мы говорили: это почти как в Перудже, а здесь как в Болонье, а здесь как в шоппинговой части Флоренции... Ну, может, в следующий раз понравится больше. К. вот три часа прогулок по ночному Неаполю (в тот же день, но позже) очень даже понравились.
Вот и Дуомо, в нем Санта Реститута, а в ней - древнейший баптистерий с дивными мозаиками.
Как уже неоднократно отмечали коллеги, Дуомо Сан Дженарио в Неаполе - сплошное разочарование. Но, пробежавшись по нему в надежде увидеть хоть что-то близкое сердцу, ты наконец оказываешься в Санта Реститута, которая и была когда-то кафедральным собором Неаполя. И уже в Санта Реститута, ставшей чем-то вроде громадной капеллы нового Дуомо, находишь, например, вполне приятную мозаику 1322 г.выполненную Лелло ди Орвьето.
Богоматерь со свв. Реститутой и Януарием



Деревянное распятие XIV в.



И именно только через Санта Реституту можно попасть в, возможно, древнейший из сохранившихся баптистериев, Баптистерий Сан-Джованни ин Фонте, в котором относительно недавно были отреставрированы дивные раннехристианские мозаики. И эти мозаики - восхитительны.
Все закавыченные цитаты взяты мною из статьи Светланы Заиграйкиной "Мозаики баптистерия Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе (V век)" .
"..стиль мозаик Сан-Джованни ин Фонте, кажется, позволяет отнести их к V веку, вероятно, ко второй его половине... Он обладает специфической неоднородностью и неустойчивостью, присущей в целом произведениям монументальной живописи этого столетия, что выражается в одновременном присутствии в них элементов античной и христианской художественных систем...  Очевидно, в силу выучки и традиции, мозаичисты по-прежнему сообщают изобразительной плоскости иллюзию глубины и объема. Пространство в сценах в той или иной мере продолжает сохранять сходство с естественной средой. Вместе с тем художники последовательно наполняют сцены изображениями условно-символического характера. Привычные предметы, детали архитектуры и элементы пейзажа нагружаются сверхъестественным смыслом, несвойственным им в земной жизни."



"В центре купола на фоне синего звездного неба помещен крест монограмма с греческими буквами альфа и омега под горизонтальным перекрестием. Над монограммой - десница, несущая лавровый венец, - знак присутствия Бога, и прозрачная голубая сфера - сияние его славы."



"символический образ Христа - птица Феникс, стоящая на скале, - напоминание о Крестной смерти и Воскресении"



"Декоративные ленты в виде «живой» растительной гирлянды, густонаселенной пернатыми, делят композицию купола на восемь элементов и одновременно являются обрамлением для расположенных на его склонах сцен. Сохранились фрагменты семи композиций, в которых различают следующие сюжеты: «Христос и самарянка», «Чудо в Кане», «Крещение» (предположительно), «Traditio Legis» («Передача закона»), «Хождение по водам», «Чудесный улов» и «Явление ангела женам-мироносицам»".



"Христос и самарянка" постепенно переходят в "Чудо в Кане"



Traditio Legis - Передача Закона. Христос передает свитки апостолам Петру и Павлу.



Надпись на свитке: Dominus legem dat (Господь даёт Закон (лат.)). Петр берет свиток покрытыми руками - так же было принято принимать дары от императора. Знакомые нам разноцветные облака выглядят еще очень скромно, почти как продолжение листьев пальмы. И все же интересно, что обозначает литера L на одежде апостола Павла?






Беспечный пастушок и олени. То ли языческая пастораль, то ли аллюзия к христианским символам.



Уже другие






На каком симпатичном желтеньком коврике он сидит.



"Хождение по водам" и "Чудесный улов" (Ин. 21). Рыбки с золотинками.



"Апостолы на стенах даны в сложных ракурсах, предполагающих наличие вокруг фигур конкретного физического пространства. Более того, при внимательном рассматривании становится заметно, что участки фона, непосредственно примыкающие к голове и фигуре (обычно за спиной), высветлены. Их внешний край оканчивается разнонаправленными короткими штрихами, образующими вокруг фигуры светящийся ореол, подобие мандорлы или нимба...Его можно понимать и интерпретировать двояко: и как способ создания пространственного эффекта, античный в своей основе, и как попытку живописными средствами передать идею святости персонажей"
И опять таинственные буквы:L, I.



"Снижение внимания к пластической моделировке наблюдается в передаче лиц. Они малоподвижны, словно их «владельцы» не подвержены никаким внешним эмоциям. Выражение лиц - застывшее и сосредоточенное, а глаз - отстраненное и вместе с тем интенсивное."



Какое у него окошко за плечом интересное, полное света.






Еще птички


















Четыре евангелиста.
Лев






Телец (плохо сохранился)



Ангел в разноцветных облаках.



И что-то, на мой взгляд, не похож он на ангела. Скорее это сам евангелист Матфей.



Орел, к сожалению полностью утрачен.

Мы надеялись в этот день осмотреть ещё и Доннареджина Веккья. Но вход в нее через Доннареджина Нуово, епархиальный музей, который по воскресеньям закрыт. Пока поняли это, успели почувствовать, что место это почему-то крайне привлекательно для наркоманов. Несколько молодых чернокожих парней медленно плелись вокруг как зомби, почему то с приспущенными штанами...
А мы объявили культурную программу дня закрытой и отправились обратно на Виа трибунале знакомиться с неаполитанской пиццей и моцареллой Буффало.
Пост писался совместно с К.

Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3

Картинки, Италия, путешествия, картинки, Кампания, Неаполь

Previous post Next post
Up