О Пантеоне и базилике Санта-Мария-сопра-Минерва написано очень много, поэтому я постараюсь быть краткой ;).
Пантеон - Храм всех богов построен, несмотря на надпись на фризе (M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT -«Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), при императоре Адриане в 118-128 гг. Марк Агриппа действительно воздвиг на этом месте храм в честь победы над Антонием и Клеопатрой при мысе Акций, но он сгорел в 80 году.
Удивительная сохранность Пантеона объясняется тем, что в 609 году его освятили, как церковь св. Марии и Всех Святых Мучеников (соответственно, вход бесплатный). Почти сразу бронзовую черепицу с крыши сняли и отправили в Константинополь (не доплыла, была захвачена пиратами на Сицилии).
В XVII веке во время правления папы Урбана VIII (в миру - Маффео Барберини, герб этого семейства мы с вами уже видели - три пчелы, в Риме они встречаются часто) все внутреннее бронзовое убранство храма ушло в переплавку на пушки замка Святого Ангела. Получилось "перекуем мечи на орала" только наоборот ;). На эту тему
Пасквино (вы еще не забыли говорящую статую?) высказался - "Чего не сделали варвары, сделали Барберини" (barbari- Barberini)
Внутри это полусфера, т.е. диаметр и высота здания одинаковы - 43.3 метра. В центре купола дырка круглое отверстие - глаз, а теперь представьте себе, какая там система стоков для воды, чтобы всё не затопило. Говорят, что в солнечный полдень можно увидеть столп света, а ведь иногда (очень редко) в Риме идет снег, ох, как бы хотелось посмотреть на танцующие снежинки внутри Пантеона. Эх, а нам не повезло - было просто пасмурно (и даже дождь пошел чуть позже).
Голубки с гробницы Рафаэля. Эта фотография взята
отсюда.
Мадонна Милосердия, между Иоанном Крестителем и св.Франциском. XV век, умбрийская школа.
С юга вплотную к Пантеону можно посмотреть на остатки храма Нептуна (атрибутирован по ярко выраженной "морской тематике" ).
Вид с площади Санта-Мария-сопра-Минерва.
Обелиск был сделан в 588-569 гг до н.э. во времена правления фараона Априя. John Henry Parker в
книжке о 12 египетских обелисках в Риме предлагает вспомнить, что именно в это время был разрушен Первый Храм и пророк Иеремия был увезен в Египет. Любопытно, что на обелиске упоминается египетская богиня Нейт, которая в некоторых "проявлениях" очень похожа на Афину-Минерву (покровительница войны, ткачества, богиня мудрости) . Геродот же прямо называет Нейт Афиной. Преемственность - Нейт-Афина-Минерва на площади Санта Мария сопра Минерва ;)
Композицию - обелиск на слоне - придумал и осуществил Бернини в XVII веке. Слоник неоднократно был осмеян за "ненатуральность" ("совсем этот слон на слона не похож" - помните упрямого Фому?). А мне он очень симпатичен.
Дополнение про идею обелиска на слонике: На самом деле идея не Бернини, а папы Александра VII, который взял ее из
книжки Гипнэротомахия Полифила. Вот вам "оригинал" ;), фото из википедии. За такую интереснейшую информацию спасибо моей френдессе - эрудиту и чудесному жжавтору
wutheringkites Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва, как следует из названия, стоит на развалинах святилища Минервы (хотя возможно оно было рядом, а на этом месте стоял храм Исиды). Это единственный готический храм Рима, не "испорченный" ;) барочными новшествами. Принадлежит доминиканцам и здесь, а, вероятнее, в соседнем здании Галилей отрекся от гелиоцентрической системы мира. Туристы бегут сюда смотреть статую Христа Микеланджело и фрески Филиппино Липпи, я же больше всего хотела поклониться могиле любимейшего Беато Анжелико.
Фото из википедии.
Как хорошо - только прозвище (настоящее его имя до пострига - Гвидо ди Пьетро) и годы жизни.... Ничего более не надо, все знают, кто это. Я помню еще одну плиту - "Здесь лежит Суворов" - лучшее надгробие, которое может быть у человека.
Поделюсь странным впечатлением: когда я подошла к гробнице в моем мозгу неожиданно возникли слова: "Его здесь нет!" От них почему-то появилось сильное и радостное чувство. Объяснить, что со мной случилось могу с трудом, к мистике и впаданию в экстаз не склонна ;), но Беато Анжелико точно в Раю.
Деталь фрески "Благовещение" Филиппино Липпи (1489-1490 гг.). Справа Фома Аквинский представляет Богоматери кардинала Карафа. Мадонна очень нежная и грациозная.
Мадонна Беноццо Гоццоли (кстати он ученик Беато Анжелико), 1449 г.
"Благовещение" Антониаццо Романо (он, в свою очередь ученик Беноццо), 1485 г. Коленопреклоненный донатор - кардинал Хуан де Торквемада (дядюшка того самого, первого великого инквизитора).
Еще розово-золотая Мадонна (ничего про нее не знаю)
И мозаика, ну как без нее ;), 1296 г. St.Privatus представляет Богоматери Гийома Дюрана, епископа Менде (мозаика является частью его гробницы), справа св. Доминик (и здесь скажу спасибо
wutheringkites, без нее я не знала ничегошеньки об этой мозаике)
Выйдя из базилики мы попали под сильный дождь и пришлось нам быстро добираться в археологический музей, чтобы там и провести остаток вечера. Продолжение будет ;)
Почему в Рим Гоголь в Риме (эпиграф)
Рим. День первый, часть 1 а -Латеранская базилика, Скала Санта, Баптистерий и чуток Санта-Куатро-Коронати Рим. День первый, часть 1б - базилика св. Климента Рим. День первый, часть 1в. Форумы и Палатин Рим. День второй, часть 2 а - Ватиканские музеи. Атлеты. Рим. День второй, часть 2 б - Ватиканские музеи. Музей Пио Кристиани. Рим. День второй, часть 2 в - Ватиканские музеи. Мраморные люди ;) и бонусом фаюмский портрет. Рим. День второй, часть 2 г - Ватиканские музеи. Живность всякая ;) Рим. День второй, часть 2 д - Ватиканские музеи. Корабли постоят и ложатся на курс... Рим. День второй, часть 2 е - Ватиканские музеи. Пинакотека, фрески, вечер. Рим. День третий. Часть 3а. Сан Джованни э Паоло, Санта Мария ин Домника. Рим. День третий. Часть 3б. Сан-Стефано Ротондо и Санта Сабина. Рим. День третий. Часть 3в. Санта Мария ин Космедин, Бычий форум и ц. Сан Джорджо ин Велабро Рим. День третий. Часть 3г. Затибрие - Трастевере и церковь Санта-Мария ин Трастевере Рим. День третий. Часть 3 д. Капитолий. Санта-Мария ин Арачели, Сан Марко. Рим. День четвертый. Часть 4 а. Ц. св.Вита и ц. св.Прасседе Рим. День четвертый. Часть 4 б. Санта Мария Маджоре. Рим. День четвертый. Часть 4 в. Базилики Санта-Пуденциана и Сан-Пьетро-ин-Винколи Рим. День четвертый. Часть 4 г. Ц. свв. Космы и Дамиана, мимо форумов в гетто и к пл.Навона.