СЕГОДНЯ, 07 августа
фонд «Право Матери» продолжил свою работу в г. Петропавловске-Камчатском на судебном разбирательстве по факту гибели в армии в в/ч 09762 Сергея Худорошко (1992 г. р.) из Новосибирской области. Обвиняемый по делу - старослужащий той же части Чамкуров. Дело слушается в 35-м гарнизонном военном суде под председательством судьи Романа Зачесова с 29 мая. Интересы потерпевших - родителей Сергея - представляет юрист фонда «Право Матери» Зарема Юсупова. Чамкурова обвиняют в «вымогательстве с применением насилия» и «нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшем тяжкие последствия». За прошедшие заседания, были допрошены (в том числе, повторно) все мыслимые и немыслимые свидетели по делу (лично и посредством видеоконференцсвязи), оглашены все материалы, экспертизы и заключения, и теперь, суд не может перейти к прениям и вынесению приговора из-за стороны защиты, которая заявляет бесконечные ходатайства, не имеющие, по нашему мнению, никакого отношения, к предъявленному обвинению. СЕГОДНЯ адвокат Чамкурова Фещенко вообще радостно заявил, что с воскресенья уйдет в отпуск. Юрист фонда «Право Матери», прилетевшая в Петропавловск-Камчатский из Москвы, провела без перерыва и отпуска на Камчатке вот уже два месяца (всего же процесс идет уже третий месяц). Казалось бы, это нам, следует ставить вопрос об отпуске, но нет, платный адвокат устал больше бесплатного юриста из НКО. Фонд «Право Матери» настаивает на недопустимости искусственного затягивания процесса!
Краткая хроника последних заседаний выглядит следующим образом:
20 июля свидетель Склеин подтвердил, что в подразделении было деление на «борзых» и «дрыщей». "Дрыщи" -
это молодые, «борзые» - главные в казарме. Борзые пользовались привилегиями: сильно не работали, например, снег не убирали. Чамкуров был «борзым». Склеин также подтвердил показания других свидетелей о том, что именно Чамкуров предлагал молодым солдатам «тянуть сотку» («Когда мы приехали в эту часть, в первый же день к нам, молодым подошел Чамкуров, предложил тянуть сотку и дал время на раздумье, в конце сотки надо было отдать определенную сумму денег»), а также подтвердил полностью все свои показания, данные на предварительном следствии.
24 июля помощник командира по работе с личным составом в/ч 10103 (другой части) Мамаев рассказал о том, как он участвовал в проведении административного расследования:
- «В ходе нашего расследования выяснилось, что старослужащие занимались вымогательством денег с молодых для получения каких-то привилегий. по неоднократным докладам фельдшеров о наличии телесных повреждений военнослужащих, свидетельствующих о неуставных отношениях, никакие меры командиром в/ч не принимались. Нам это сама фельдшер со слезами на глазах говорила. Складывалось впечатление, что командование знало о неуставных отношениях, но ничего не предпринимало, так как ему выгодно было иметь неформальных лидеров для поддержания некоего порядка.
Вся информация указывала на то, что переводы, пришедшие на имя Худорошко, были получены Чамкуровым, но когда я общался с Чамкуровым, он отрицал свою вину. Только когда ему предоставили квитанции о денежном переводе (с его росписью за получение), он стал сваливать вину на другого бойца. В ходе разбирательства также выяснилось, что бойцы могли написать себе увольнительную и спокойно выйти за пределы в/ч, т. к. были готовые бланки с подписями. То же самое с доверенностями: были бланки с печатью и фальшивой подписью, которые просто заполнялись от руки и по которым один боец мог получить деньги за другого».
Также в этот день, заново допросили свидетеля Галиаскарова (заместителя начальника береговых войск Тихоокеанского Флота, который был откомандирован в часть 09762 для выяснения обстоятельств произошедшей трагедии), который четко и недвусмысленно повторил свое мнение, что способствовало совершению Чамкуровым преступления: «Командиры виновны в том, что своими бездействиями допустили смерть Худорошко».
Затем, по ходатайству адвоката обвиняемого, был допрошен свидетель Цимбалист, который помимо прочего, видимо, неожиданно для защиты, сказал, что «Чамкуров сам говорил, что получал деньги за Худорошко» и «Чамкуров русский язык понимал хорошо, просто делал все наоборот».
26 июля юрист фонда «Право Матери» огласила пояснения по иску, предъявленному нами к войсковой части 09762 и Министерству Обороны РФ, суд приобщил письменные пояснения к материалам дела. (Напомним, что представитель в/ч 09762 Прохоров еще 10 июля обещался представить в суд свои возражения по иску (в дополнения к тем, что ранее заявила представитель Пойкина), однако, никаких возражений от него по сей день так и не представлено.) Забегая вперед, отметим, что СЕГОДНЯ, 07 августа, Прохоров пришел в суд и недовольно поинтересовался, зачем его вызвали?! После чего покинул здание суда...
В этот же день, 26 июля, адвокат обвиняемого рассказал всем увлекательную историю про тайники, которые, с его слов, делали в в/ч 09762. И предложил всем участникам процесса прокатиться на место и поискать их. Однако на вопрос, какое всё это имеет отношение к смерти Сергея Худорошко, ответить не смог. В ходатайстве о времяпрепровождении на свежем воздухе, Фещенко было отказано.
31 июля процесс не состоялся, и был перенесен еще на неделю...
СЕГОДНЯ, 07 августа, по ходатайству прокурора Носовца был допрошен свидетель Бобошко, который при проведении следствия сопровождал матросов к месту допросов. Он опроверг позицию защиты: «Я не говорил никому, что во время допроса к Хожиеву применялось насилие, мне об этом неизвестно, - сказал Бобошко. - Другие военнослужащие также не жаловались мне на применение насилия к ним со стороны следствия».
Также не порадовал защиту и ответ из компании «Мегафон» (защита, вопреки здравому смыслу, всем материалам дела и самому судебному процессу, по-прежнему, хочет обнаружить в смерти Сергея Худорошко либо «след» его любимой девушки, либо чей-то еще, но не обвиняемого); и, когда ожидания не оправдались, адвокат заявил ходатайство об использовании в процессе полиграфа: мол, давайте, проверим на нем, что подсудимый говорит правду.
Пришлось юристу фонда напомнить оппоненту, что сведения, полученные с помощью полиграфа, не могут лечь в основу приговора, а оценка полученных с его помощью данных имеет только субъективный характер.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства о полиграфе, поскольку в ходе судебного следствия Чамкуров и другие свидетели дали показания, оценка которых будет дана судом.
Следующее заседание по делу назначено на 08 августа, начало в 11.00. Мать и отец Сережи Худорошко вот уже третий месяц ждут приговора по факту гибели своего сына.
Следите за пресс-релизами фонда!
Вы можете помочь нам продержаться на Камчатке