СЕГОДНЯ, 16 июля
фонд «Право Матери» продолжил свою работу в г. Петропавловске-Камчатском в уголовном процессе по факту гибели в армии новосибирского призывника Сергея Худорошко, который проходил военную службу в береговой охране на Камчатке. 28 апреля 2011 года он был обнаружен в подвальном помещении в/ч 09762 без признаков жизни. В ходе следствия выяснилось, что еще в январе 2011 г. старослужащий той же в/ч Чамкуров вымогал у Худорошко деньги, угрожая применением физического насилия, а 30 марта и 14 апреля 2011 г. в ходе телесных осмотров у Сергея выявлялись телесные повреждения в виде множественных гематом и ссадин. Чамкурову предъявлено обвинение в «вымогательстве с применением насилия» и «нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшее тяжкие последствия». Предыдущие заседания по делу состоялись 29 и 30 мая, 4, 5, 6, 14, 18, 26, 27 и 28 июня; 03, 04, 06, 10 и 11 июля 2012 года. Интересы родителей погибшего представляет юрист Фонда «Право Матери» Зарема Юсупова.
16 июля в суд явились лично двое свидетелей: сослуживец Чамкурова, бывший призывник Алексей Нечаев, и подполковник Сергей Яценко, бывший командир в/ч 09762.
Алексей Нечаев в своих показаниях, данных на предварительном следствии (их сегодня свидетелю зачитали вслух, и он их полностью подтвердил), охарактеризовал Чамкурова как «наглого и эгоистичного военнослужащего, который пытается строить из себя лидера». Свидетель сообщил, что своим поведением и видом Чамкуров «возвышал себя над матросами младшего призыва, относился к ним недоброжелательно».
- Чамкуров пытался доказать, что все должны его слушаться, - подтвердил Алексей.
Он также подтвердил, что в их батарее существовало деление военнослужащих по сроку призыва на «дрыщей», «карасей» и «борзых карасей». Чтобы стать «карасем» или «борзым карасем» нужно было «тянуть сотку», т.е. заплатить деньги старослужащему. После этого старослужащие позволяли молодому матросу пользоваться телефоном, носить прическу (не стричься под «ноль»), носить бушлат «конвертом» и расслабленный ремень.
Алексей Нечаев заявил, что считает, что Худорошко «тянул сотку» Чамкурову и предполагает, что самоубийство Худорошко произошло из-за Чамкурова.
Бывший командир Сергей Яценко оказался осведомлен о ситуации в своей бывшей в/ч значительно хуже призывника Нечаева: Яценко сказал, что, когда ему докладывали комбаты, что неуставных отношений в в/ч «нет», он этому верил. Воспитательная работа проводилась в части внештатным сотрудником Борисовым, который «делал, что мог», но специального образования не имел.
Чамкурова командир охарактеризовал как неисполнительного военнослужащего.
- Почему же тогда у Чамкурова нет взысканий? - спросила юрист фонда «Право Матери».
- Комбат должен был внести это в личное дело….
- Проводили ли Вы расследование по телесным повреждениям, обнаруженным у Худорошко?
- Я не помню.
- Вы замечали, что старший призыв внешне (прическа, бушлат, ремень) отличался от младшего?
- Нет, не замечал.
Далее судья Роман Зачесов сообщил, что из шести судов РФ пришли сообщения, о том, что видеоконференцсвязь со свидетелями Бердюгиным, Вараксиным, Жданок, Идиятулиным, Массон и Савиным, невозможна по техническим причинам: в данных судах нет соответствующего оборудования. Судом неоднократно принимались меры к обеспечению их явки.
Прокурор Владимир Носовец заявил ходатайство об оглашении показаний вышеназванных свидетелей, и суд удовлетворил данное ходатайство, с учетом объективных обстоятельств, препятствующих явке свидетелей.
Оглашенные показания Бердюгина, Вараксина, Жданка, Идиятулина, Массона и Савина не содержали никаких новых фактов и были аналогичны показаниям других свидетелей, допрошенных непосредственно в суде.
Следующее заседание по делу назначено на 20 июля, начало в 14-30 час.
Следите за пресс-релизами фонда!