Говорим Марсель, смотрим на Барселону

Jul 09, 2020 21:38




В туристических рекламных брошюрках, посвященных Лазурному берегу, Марсель если и будет упоминаться, то только в качестве столицы региона. Учитывая возвраст в 2600 лет и офигенное расположение, это как минимум несправедливо. Да, есть мнение, о злостных мигрантах, поедающих туристов. Лидерство в криминальном рейтинге Франции. Но не надо так!

01. Прежде всего о криминальном рейтинге. Во-первых, лидеры топчика там совершенно другие. Во-вторых, столько странный имидж тянется аж из 60-70-х годов. Где и солнце светило по другому, да и руководство города смотрело на туризм, как хипстер на должность фрезеровщика.


02.


03. Курс на дно, по сложившейся традиции, начался с вполне благих планов. Французское правительство, игравшее первую скрипку в послевоенном устройстве в стране, рассматривало город, как центр промышленного производства. Фабрики и заводы росли в основном на периферии. Сам Марсель за время «Славного Тридцатилетия» вырос в обширную агломерацию с модными, на то время, микрорайонами.

La Rouviere. Marseille. France 1973. Источник.

04. Во время второй мировой войны достаточно большую часть марсельского порта вместе с исторической застройкой сравняли с землей. Новый порт зафигачили аж за 50 километров от самого Марселя. Туда же и всякие нефтехимические и прочие тяжелые производства подтянулись.

Высадка в Южной Франции: улица Мазено в Марселе после бомбадировок. Чудесным образом кафедральный собор Ла-Мажор уцелел. 1944 год. (Фото: Photo12/Universal Images Group via Getty Images). Источник.

05. С другой стороны, центральная часть Марселя все больше ветшала и превращалась в криминогенные трущобы. В 1960-е годы Марсель обрел сомнительный статус криминальной столицы Франции и главного перевалочного пункта наркотрафика. Барыжить в парке наркотой это не корабли строить. Что явно не способствовало развитию городской экономики.

Марсель, 5 сентября 1974 года. Реакция Джона Франкенгеймера, узнавшего, что его Mercedes 450SEL был разбут ночью, во время съемок фильма «Французского связного 2» в Марселе. (Фото: Bernard Cahier/Getty Images). Источник.

06. Корсикансикй крестный отец Антуан Герини и его мерседес.

Корсиканский Крестный отец марсельской мафии, Antoine Guerini, убит возле своей машины на улицах Марселя. 23 июня, 2967 года. (Photo by Keystone-France/Gamma-Keystone via Getty Images). Источник.

07.

Марсель, 23 мая 1962 года. Алжирская война: репатрианты в Марселе. Возвращение французов из Алжира. Исход «черноногих». (Фото: Jarnoux/Paris Match via Getty Images). Источник.

08. Проблемами качества среды обитания, экологии и, в целом, имиджа Марселя новая городская администрация озаботилась только в конце 1980-х годов. Причем не только лозунгами. Исход градообразующих предприятий из города (судостроение, контейнерные перевозки и тяжелая индустрия) попытались компенсировать новыми интеллектуальными и высокотехнологичными видами деятельности.

Марсель. 1989 год. Бабушка с внучкой гуляют по старой гавани. (Фото: GYSEMBERGH Benoit/Paris Match via Getty Images). Источник.

09.


10.


11. И под высокотехнологичными видами деятельности имелось в виду не переезд торговли наркотой в онлайн (сама наркоторговля, стараниями американских и французских правоохранительных органов, тоже была в кризисе). Приоритет сместился в сторону культуры, образования и, конечно же, туризма.


12. Основные усилия были направлены на приведение в порядок исторического центра. И хотя современный Марсель местами офигенно няшный, прохожие все же могут посоветовать держать фотик покрепче.


13.


14. Все 90-е администрация города причесывала и реконструировала центр Марселя с надеждой поглядывая в будущее. Возможно самые стремные времена уже позади, но во всех путеводителях обязательно найдется абзац про то, что в стремные спальники лучше не соваться.


15. Вот тут как раз прообразом и послужила испанская Барселона. Вдоль береговых линий которой также когда-то тянулись километры промышленных зон. А ныне один из самых популярных туристических средиземноморских городов.


16. В 1995 году был дан старт большому (по меркам Марселя) градостроительному проекту «Евромедитерране», стоимостью 7 млрд и размером 480 га. Это примерно сопоставимо с размерами ЗИЛа, при том что Марсель в 10 раз меньше Москвы. Даже высотке от Захи Хадид место нашлось.


17.


18. Марсель XXI-го, версия авторов проекта «Евромедитерране».

Новый морской фасад Марселя. © Constructa. Источник.

19. Не вдаваясь в подробности, проект включает в себя не только строительство офисных небоскребов, но и реновацию некоторых участков квартала, освобождение набережной, и, в конце концов, модные и удобные улицы не только для авто.


20.


21. Примерять парик Варламова дело неблагодарное, но ведь топтать ногами аккуратную плитку без автомобильных эстакад под боком гораздо приятнее.

А55 в 1970-е годы. © EPA Euroméditerranée. Источниик.

22.


23.


24. Экскаватор реновации в марсельском варианте хоть и предполагает строительство новых жилых и офисных метров, все же не столь беспощаден. Например Доки Марселя. Комплекс из пяти крупных зданий, родом из середины XIX-века, из портовых складов превратился в торгово-офисный центр.


25. Вместо мешков с пшеницей и бумагой, бывшие портовые склады теперь хранят дух шопинга. Уютные внутренние дворики достались от первоначального проекта. А с помощью внутренней улицы, можно пройти весь комплекс (а это 365 метров) из конца в конец не выходя на улицу.


26. Проект реконструкции частный. В 1991 году бизнесмен Кристиан Пеллерин выкупил здания доков и с помощью архитектора Эриха Костальди реализовал этот проект.


27.


28. Впрочем, как бы там не рапортовали об успехах проекта, большая часть набережной все равно закрыта заборами.


29. И какой градостроительный проект может обойтись без современных трамваев! Марсельские трамваи выглядят весьма убедительно. И хотя в основе своей это канадские Flexity Outlook Cityrunner от Bombardier (которые бороздят многие европейские города), марсельский вариант обладает своим уникальным дизайном.


30.


31. Почти на любой панораме города будет присутствовать один из двух якорных соборов: Сен-Мари-Мажор или Нотр Дам де ля Гард. Про второй как нить в другой раз. А вот про переживший вторую мировую Сен-Мари-Мажор (а районы порта это лакомый кусочек для бомбардировщиков) достоин пары слов.

Собор Сент-Мари-Мажор (Marseille Cathedral). Марсель. Франция 1900. Источник.

32. Эпичное полосатое здание, рассчитанное на три тысячи фанатов, возведено в середине XIX века на месте старого кафедрального собора XII века. Старую версию планировалось сровнять с землей, однако с возмущенными и неравнодушными местными жителями пришлось считаться. И часть старого здания пришлось сохранить (на фото - справа от собора).


33. Стройка длилась около сорока лет. Автор проекта (Леон Водуайе) умер спустя 20 лет, и его замысел доводили до конца уже другие архитекторы. Полосатый фасад обусловлен использованием разных материалов: зеленого мрамора из Флоренции, белого каррарского мрамора и оникса из Туниса.


34.


35.


36. Имя архитектора Анри-Жака Эсперандье (Henri-Jacques Esperandieu) будет неизменно преследовать в течение всей прогулки по Марселю. В жирные годы середины XIX-века именно этот архитектор возвел самые знаковые объекты в городе. Кроме достройки кафедрального собора это еще и самая эпичная водонапорная башня: Дворец Лоншан.


37. На протяжении многих лет с чистой водой в Марселе были проблемы. Что привлекало и всякую инфекционную заразу. Внезапное окончание жизни многих налогоплательшиков в результате эпидемии холеры в 1835 году привело-таки наконец к решению водного вопроса. Постройка Марсельского канала длилась 15 лет. А возведение эпичного фасада для водной системы и вовсе затянулось на 30 лет.


38. Кроме, собственно дворца, в комплект входит: парк, музей изящных искусств, музей естественной истории и хреновое расписание. Вход в комплекс закрывается ровно в 17.00 с последующим немедленным выдворением всех присутствующих бездельников.


39.


40.


41. Всегда сверяйтесь с расписанием!


42. Единственным участком реконструированной набережной, которая имеет доступ непосредственно к морьку - это район форта Сен-Жан. Сам форт это одно из самых древних строений города. Постройка его инициирована Людовиком XIV в середине XVII-го века. Причем, согласно расхожей легенде, форт служил не только для отражения вражеских атак, но и для усмирения местных жителей, путем перевода пушек в сторону города.


43. Собственно Людовик XIV раскошелился на два форта - с обеих сторон бухты старого порта. Близнеца с другой стороны называют фортом Сан-Николаса. Попытка взять оба эти укрепления была в планах. Но оказалось что в Марселе есть много чего еще, кроме каких-то там древних военных укреплений.


44. Сам форт вряд ли может сильно удивить своими многовековыми стенами. Разве что фанаты ордена Госпитальеров (ныне известного как Мальтийский орден) почувствуют тут место силы. Именно этому рыцарскому ордену пришлось пожертвовать своими землями для строительства укрепления (где-то даже есть памятная табличка по этому поводу).


45.


46. Больше всего эта местная достопримечательность запомнилась своими общественными пространствами: деревца, лавочки, кофейня и свежий ветерок под палящим средиземноморским солнцем.


47.


48.


49. И виды. Виды, конечно, хороши.


50.


51. У старинных стен форта Сен-Жан расположился свеженький Музей цивилизации Европы и Средиземноморья. Ажурный фасад из фибробетона резко контрастирует с соседним фортом. Этот же фасад скрывает непосредственно само стеклянное здание музея.


52.


53. Дырявые козырьки возможно и не спасут от жаркого средиземноморского солнца, однако ветер может исправить этот недостаток (правда насколько это сработает в летний период сказать сложно).


54.


55. Амфоры, монетки, черепки - примерно такая экспозиция, судя по описанию, ждала внутри. Обертка этого музея выглядит гораздо интереснее чем собственно содержание.


56.


57.


58.





Ссылочки:
https://archi.ru/world/68064/bolshaya-peremena
https://archi.ru/world/48510/muzei-dlya-dvukh-beregov
https://realt.onliner.by/2017/03/21/marseille
http://www.openarium.ru/poi/94371181/

Франция, Марсель, Прованс

Previous post Next post
Up