Гданьская судоверфь: ковали корабли, а получилась революция

Jun 16, 2020 08:53




За слегка ванильным фасадом заново отстроенного исторического центра Гданьска почти всегда будут выглядывать высокие стрелы портовых кранов. Удивительно, как в сравнительно небольшом полумиллионным портовом городе, за последние сотню лет произошли события, повлиявшие на весь мир. И если Герберт Уэллс предполагал, что будущий военный конфликт может начаться именно за обладание Гданьска/Данцига, то вот появление профсоюзного движения «Солидарность», впоследствии ставшего главным катализатором преобразования советской Польши в несоветскую, было уже не так предсказуемо.

01. Современные боевые треножники на посту.


02. И их прадедушка, Гданьский Журав.


03. Гданьский индастриал, это в первую очередь верфи и порт. И хотя после советской эпохи предприятия штормило знатно, современный международный портовый хаб является вторым по объему грузовых перевозок в Балтийском регионе.


04. Кипящая жизнь реального сердца Гданьска для праздно шатающегося туриста остается за забором. Оно конечно можно и с моря подивиться рабочему понедельнику - маршрут прогулочного кораблика из исторического центра удачно проходит через порт. Но не в этот раз.


05.


06. Территория бывшей судоверфи им. Ленина знатно сократилась и оптимизировалась. Если точней - сократилась почти вдвое. Часть полей настолько очистилась, что уже заросла. Кое где просто травой, а кое-где и новыми жилыми площадями. Последнее есть результат местной программы реновации.


07.


08.


09. Теперь уже легендарная верфь, чувствует себя уже не так хорошо: банкротство в середине 90-х, сокращение штата в 10 раз, и вечные экономические проблемы. В течении всех этих лет район терял свои здания, заводские улицы и переулки. Польский фотограф Михал Шляга, с помощью альбома «Stocznia Szlaga», помогает оценить масштабы изменений.


Stocznia szlaga. Photobook. Olga Lebkowska

10.


11.


12. И тем удивительней на задворках найти уцелевший клочок прошлого (в отличие от заново отстроенного центра). И судя по всему административное здание сохранились еще с довоенного немецкого Данцига (предприятие им. В.И. Ленина была основано на территории бывших немецких верфей Schichau-Werft и Danziger Werft).


13.


14.


15. Местные краны хорошо видны даже из центра города. И своей сохранности обязаны отчасти и местным жителям - когда собственник заговорил об их сносе, жителя Гданьска нехило так возмутились, культурный ландшафт и все такое. Впрочем постройки совсем без дела не стоят: например, во время концерта Жан-Мишеля Жара с пиротехникой и прочими ништяками, для спецэффектов были задействованы эти самые портовые краны.


16.


17. Три эпохи на одном семейном фото - здание администрации верфи из XIX-века, советская офисная высотка и пару новостроек из века XXI.


18. Впрочем налет заброшки и общее депрессивное настроение должны скоро выветриться. В декабре 2017 году, консорциум датского бюро Henning Larsen, варшавской компании BBGK и местной архитектурной группы A2P2 представили проект преобразования района в новые квадратные метры, с сохранением части индустриальных построек.


19. Вернем набережную людям!

Gdansk Imperial Shipyard. Henning Larsen.

20.


Gdansk Imperial Shipyard. Henning Larsen.

21.


Gdansk Imperial Shipyard. Henning Larsen.

22. Исследование пoлyзaбpoшeнных промзон Гданьской судоверфи изначально не входило в список приоритетов. Местом силы в пустующих окрестностях служит «Центр европейской Солидарности». Музей-библиотека, открытый в августе 2014 года, посвящен демонтажу Польской Народной Республики и предшествующим этому событиям.


23. Долго искать музей не пришлось. Здание весьма немаленькое, да и расположено притом еще на огромном пустыре.


24.


25. По замыслу архитекторов (проект кстати польских архитекторов), внешний вид является отсылкой к стоящему на стапелях судостроительной верфи недостроенный корабль. Именно поэтому, наверное, широко используется дорогущая кортеновская сталь. Причем не только в отделке фасада.


26.


27.


28. Центром зарождения профсоюза «Солидарности» в начале 80-х как раз и была Гданьская судоверфь им. Ленина. Историческая проходная осталась в неизменном виде (насколько конечно можно судить по архивным фото) со времен ПНР. А архивные фото, где она служит фоном, в основном повествуют о протестах проходивших как раз у ворот этой проходной.


29.


Вид сверху на проходную Гданьской судоверфь имени Ленина и протестующие жители Гданьска. 1980 г.
Автор: Зенон Мирота - ecs.gda.pl, CC BY-SA 3.0 pl, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42202391

30. На тех же архивных фото можно заметить, что траурный монумент существовал здесь задолго до строительства музея. И посвящен он погибшим работникам верфи в ходе подавления забастовок 1970 года. Его сооружение, было одним из условий протестующих года 1980-го.


31.


32. Поход в музей, дело всегда опасное. Вне зависимости от тематики, план на развлечение таким способом всегда под риском провала. Но вот если этот самый музей мультимедийный, с крутыми интерьерами, инстаграмными закоулками и даже с неплохим заведением общепита, шансы на успех гораздо выше.


33.


34.


35. Надпись: «Если молодежь перестанет быть революционной, то это угрожает и молодежи и революции». Якобы В.И. Ленин, но чет я не нашел такой цитаты за его авторством.


36. Руками трогать, фотокарточки делать, и историю можно послушать с аудиогидом на русском языке.


37. Вот и настал тот момент, когда советская мебель стала музейным экспонатом. (тут ей и место).


38. Ну рассказывайте, гражданочка, как лайкали, как шарили.


39. Что желаете приобрести из нашего разнообразнейшего товарного ассортимента кефира и хлеба?


40.


41. Ох уж эти коммунистические обнимашки.


42. История же, рассказываемая в течении всей экспозиции музея, сама по себе тоже оказалась весьма интересной и местами даже поучительной. Как например то, что запрос на изменения не рождается за один день. И не прилетит волшебник на голубом вертолете и все исправит/заменит. Антикоммунистические настроения появились не с рождением профсоюза «Солидарность». А существовали за долго до августа 1980 года.


43.


44. Как и нелегальные общественные объединения. Из-за участия в одном из таких нелегальных профсоюзов руководство Гданьской судоверфи им. Ленина и уволило местного электрика Леха Валенсу. Впоследствии лидера «Солидарности» и первого президента не советской Польши.


45. Еще одним лицом протестов стала крановщица Анна Валентынович. Журнал TIME включил ее в список «100 Women of the year».


46. Увольнение крановщицы за 5 месяцев до пенсии, по причине участие последней во все тех же нелегальных организациях, поднятие цен на продовольствие, и цен в местной столовой в частности, все это вылилось в протесты работников Гданьской судоверфи и последующей официальной регистрации «Солидарности» (это было одно из требований протестующих).


47.


48. Требования кстати были вполне адекватными, а абсолютно не предполагали громких переворотов и только сугубо политических лозунгов. В 21 выдвинутый постулат входили такие пункты как: увеличение ЗП в соответсвии с повышением цен, сокращение пенсионного возраста, декретный отпуск в течении 3-х лет, выходную субботу(!) и т.д.


49. Снятие цензурных ограничений, легализация общественных организаций, все это привело к непродолжительному «периоду эйфории». Который повлиял на множество сфер, включая даже расцвет сотни новых музыкальных групп. О чем и повествует нехилая такая часть экспозиции.


50.


51. Впрочем последующие 9 лет изобилую арестами активистов профсоюза (и не только), стычками и даже военным положением, продлившимся два с половиной года (1981-1983).


52.


53. Очередная волна забастовок в 1988 все таки вынудила руководство ПНР присесть за круглый стол переговоров с опять уже не официальным профсоюзом и в очередной раз все порешать. Не вдаваясь в подробности, уже в 1990 году компартия разошлась по домам, Лех Валенса выигрывает выборы президента в конце 1990 года.


54. Так при помощи «Солидарности» Польша сравнительно бескровным путем первая покинула крепкую советскую тусовку стран сателлитов.


55.


56. Всего экспозиция насчитывает шесть залов и занимает несколько этажей. И на закуску есть еще крутая обзорная площадка на крыше. Добраться до нее, правда, не удалось по причине, опять же шести залов на нескольких этажах и окончания рабочего дня музея.


57.


58.


59.


60. И напоследок: польская карикатура 80-х (надпись: быстрым шагом в XXI-век).


61. Минск. 19 декабря 2010 года.


Минск. 19 декабря 2010 года. Источник: TUT.by




Ссылочки:
https://darriuss.livejournal.com/606557.html
https://blisch.by/poland-pomorye06
https://pavlyuk.livejournal.com/196512.html
https://shakal.today/trip-nash/1097-porty-gdanska-pod-muzyku-danzig

Польша, Гданьск

Previous post Next post
Up