До начала Второй мировой войны немецкие разведорганы вели активную разведывательную работу путем заброски агентуры, подготовленной в индивидуальном порядке. За несколько месяцев до начала крупномасштабных военных действий против СССР абверштелле «Кенигсберг». «Вена», «Краков» организовали ряд разведывательно-диверсионных школ, в которых велась подготовка агентуры для последующего ее использования против СССР.
В первый период своего существования вышеупомянутые школы комплектовались из эмигрантской молодежи и членов различных антисоветских организаций. Выпускники этих заведений забрасы- вались на советскую территорию с разведывательными и диверсионными задачами. Однако практика показала, что агентура из эмигрантской среды плохо ориентируется в советской действительности, что служит основной причиной ее провалов.
С развертыванием военных действий на Восточном фронте немецкие разведорганы приступили к расширению сети разведывательно-диверсионных школ. Такие органы были созданы при штабе «Валли», ACT «Остланд», при разведывательных и диверсионных командах Абвера, действовавших при немецких армейских группировках.
Агентов для обучения вербовали в основном из военнопленных, согласившихся сотрудничать с Абвером, перебежчиков и антисоветски настроенных лиц, оставшихся на оккупированной территории. Органы Абвера делали главную ставку на бывших военнопленных, полагая, что из них можно быстрее подготовить агентуру и внедрить ее в советские воинские части.
Подбор агентуры производили официальные сотрудники школ, а также эмигранты, которые специально посещали пункты приема военнопленных, пересыльные и стационарные лагеря. В первую очередь агентура подбиралась из перебежчиков и лиц, давших ценные показания при пленении, а также зарекомендовавших себя в работе на немцев в лагерях военнопленных, и лиц, подвергавшихся репрессиям со стороны Советской власти. При этом принималась в расчет прежняя профессия и личные качества будущего агента. Преимущество отдавалось радистам, связистам и саперам и вообще лицам, имевшим достаточный кругозор.
Агентура из среды гражданского населения приобреталась по рекомендации немецкой контрразведки и руководства антисоветских организаций. Еще одной базой для вербовки потенциальных агентов являлись добровольческие формирования.
Как правило, с каждым из кандидатов перед вербовкой проводилась индивидуальная беседа для выяснения его биографических данных, связей в СССР, личных качеств, отношения к советскому строю, немцам и пр. Вербовкой также занималась внутрилагерная агентура, которая производила предварительное «прощупывание» кандидата. В этих же целях вербовщики привозили в лагеря военнопленных своих агентов, которые действовали под видом военнопленных.
Лиц, согласившихся работать на немцев, немедленно изолировали от остальных военнопленных и в сопровождении немецких солдат или самих вербовщиков направляли в специальные проверочные лагеря или непосредственно в школы. При вербовке зачастую применяли методы подкупа, провокации и угрозы. При этом приглянувшегося кандидата арестовывали за действительные или мнимые проступки и предлагали ему искупить свою вину работой на противника. После этого завербованные проверялись на практической работе в качестве агентов-контрраз- ведчиков, карателей и полицейских. Окончательное оформление вербовки проводилось в школе и в проверочном лагере. После этого на большинство агентов заполнялась подробная анкета, бралась подписка о добровольном сотрудничестве с немецкой разведкой, агенту присваивался псевдоним, под которым он числился в школе. В ряде случаев агент приводился к присяге на верность Рейху и дактилоскопировался.
Преподавательский и инструкторский состав разведшкол вербовался из эмигрантов и коллаборационистов, бывших советских офицеров, «повязанных» с немецкой разведкой выполнением спецзаданий в советском тылу. Общее руководство школами осуществляли немцы - кадровые сотрудники разведки.
Отобранная агентура пребывала в предварительном лагере около 2-4 недель, где подвергалась усиленному промыванию мозгов, занималась строевой и военной подготовкой, получала общее представление о методах разведработы и проверялась через внутрилагерную агентуру. Агенты, не внушавшие доверия или неспособные, отчислялись и направлялись в «Гехаймнистерлагеря». Там агенты, посвященные в тайны разведслужбы, были изолированы от остальных военнопленных.
Новички, успешно прошедшие проверку, направлялись в школы. В разведшколе обычно одновременно находилось до 300 человек, в диверсионной - до 100 агентов. Срок обучения зависел от характера предполагаемой работы. Для разведчиков ближнего тыла - от 2 недель до 1 месяца, для разведчиков глубокого тыла - до 6 месяцев, диверсанты учились от 2 недель до 2 месяцев, радисты - от 2 до 4 и более месяцев.
Для более качественной подготовки агенты разбивались на учебные группы по 5-20 человек, с учетом индивидуальных способностей. Занятия в основном носили вид лекций и практики на местности.
Будущие агенты-разведчики изучали методику сбора развединформации, им рекомендовали в качестве основных способов сбора личное наблюдение и опрос знающих лиц, подслушивание разговоров, спаивание военнослужащих, добычу интересующей информации с помощью женщин, имеющих связи с военнослужащими и лицами руководящего звена.
Наиболее подготовленным агентам, забрасываемым в советский тыл под личиной советских офицеров, предлагалось задерживать под различными предлогами (в основном под видом военных патрулей и организации лже-КПП) отдельных военнослужащих и гражданских лиц для последующего добывания интересующей информации.
В курс обучения агентуры также входили методика перехода линии фронта, поведения в советском тылу и при задержании, на допросах и в местах заключения. При этом агентуре рекомендовали отстреливаться до последнего патрона, последний оставляя для себя. В случае захвата живьем или раненым, агенту рекомендовали скрывать свою принадлежность к немецким разведслужбам и соглашаться на перевербовку для последующего возвращения к немецким шефам.
Агенты-разведчики изучали структуру советских вооруженных сил, знаки различия личного состава, основы топографии, картографию и ориентацию с компасом и картой, определение по памяти места своего нахождения, стрелковое дело, тактику, занимались физической и строевой подготовкой.
Будущие диверсанты изучали аналогичные дисциплины, а также методику проведения диверсий, свойства взрывчатки и методы ее закладки, арсенал зажигательных средств и их применение, приготовление простейших взрывчатых веществ, огнестрельное оружие и практическую стрельбу из него. На практических занятиях знания закреплялись, и агентам демонстрировали, как правильно закладывать заряд, изучалась методика проникновения на объект.
Радисты изучали общие дисциплины, радиодело, умение работать на ключе на слух, как правильно вступать в сеанс радиосвязи с центром, виды шифрования текста и дешифровки полученных сообщений. Радист считался подготовленным, если мог принимать и отправлять без ошибок до 80 знаков азбуки Морзе в минуту.
Во всех школах существовал установленный распорядок дня. Обучающимся разрешалось общение между собой, при этом категорически запрещалось общение с гражданским населением. Выход из школы в город разрешался руководством органа только в исключительных случаях.
В среде учащихся насаждалась специальная осведомительная агентура, выявлявшая лиц, отрицательно настроенных против немцев, поставлявшая информацию о них руководству школы. Разоблаченных заговорщиков направляли в штрафные лагеря. Иногда осведомители были обязаны вести наблюдение за выпускниками в составе групп, заброшенных в советский тыл. На случай измены кого-либо из состава группы осведомитель должен был его ликвидировать.
Перед окончанием учебного курса агенты осваивали премудрости заполнения фиктивной документации и ее использования в советском тылу.
Заброска групп и агентов-одиночек, как правило, велась не самими школами, а фронтовыми аб- веркомандами, группами и их передовыми филиа- лами-мельдекопфами. Воздушным путем агентура миновала наземную линию фронта на самолетах специальных авиаэскадрилий. Широко практиковался пеший переход линии фронта. Некоторая часть подготовленной агентуры оставлялась немцами в специально отведенных для этого местах при отходе немецкой линии обороны. Переброске также предшествовала кропотливая отработка легенд для последующего их применения при переходе линии фронта и в советском тылу.
Переброска агентов-разведчиков в глубокий тыл СССР производилась без указания конкретного срока для возвращения. Таким группам в обязательном порядке придавался подготовленный радист, снабженный УКВ-приемопередатчиком, замаскированным в чемодане, противогазе, патефоне и т. п. Пользуясь данным оборудованием, агентура была обязана передавать информацию в центр на определенной волне и в оговоренное время. Перед тем как иссякнет ресурс батарей питания рации, следовал доклад в свой разведцентр о необходимости доставки сменного комплекта. Батареи и иное имущество доставлялось воздушным путем (сброс груза происходил в условленном месте с парашютом) или высылался агент-связник. При невозможности удовлетворения потребностей агентуры в этих материалах, агентам по рации советовали ее уничтожить, а группе возвращаться к своим хозяевам.
В советском тылу агенты действовали под видом военнослужащих и командированных лиц, раненых, выписавшихся из госпиталей и освобожденных от военной службы, эвакуированных и пр. Вблизи фронта немецкая агентура действовала под видом саперных подразделений, производящих минирование или разминирование переднего края, связистов, исправляющих линию, снайперов, сотрудников Особых отделов, выполняющих особое задание, раненых, направляющихся в госпиталь после боя, и т. д.
Под соответствующую легенду и район выброски агент снабжался всеми необходимыми документами для продвижения и проживания в советском тылу. Зачастую документы были подлинными, т. к. некоторое время назад были отобраны у военнопленных или жителей занятых немцами областей. Чаще всего немцы выдавали своим агентам военные и гражданские документы, выписанные на вымышленные фамилии. При необходимости заброски агента в район, где его хорошо знали, он снабжался фиктивными документами на свои подлинные имя и фамилию или своими подлинными документами.
Наиболее часто немцы выдавали своей агентуре следующие фиктивные документы: удостоверение личности комсостава, командировочные предписания, расчетно-вещевые книжки комсостава, продовольственные аттестаты, выписки из приказов о переводе из одной воинской части в другую, доверенности на получение различного имущества со складов, справки о медицинском освидетельствовании и прохождении военно-врачебной комиссии, о выписке из госпиталей и отпуске после ранения, красноармейские книжки, удостоверения об освобождении по болезни, паспорта с отметками о прописке, трудовые книжки, справки об эвакуации из населенных пунктов, оккупированных немцами, партийные и комсомольские билеты и кандидатские карточки, наградные книжки и временные удостоверения о наградах.
Кроме готовых документов, агентуре выдавалось определенное количество чистых бланков разных военных и гражданских документов, командировочных предписаний, аттестатов и требований на железнодорожные перевозки и иногда выдавались печати и штампы советских воинских частей.
Агентов также снабжали денежными суммами, величина которых зависела от срока на выполнение задания и его характера. Обычно выдавались денежные суммы от 500 рублей до 500 тысяч рублей, а иногда и выше.
Экипировка агентуры производилась с учетом документов в советскую военную форму или в гражданское платье. Выдавались также комплекты запасной одежды.
Характер полученного от немецкого руководства задания всегда полностью соответствовал пройденному курсу. Разведывательная агентура внедрялась в районы боевых действий советских воинских частей для сбора информации об укреплениях, расположении, вооружении, нумерации и наименовании советских частей на определенном участке фронта. Агентам поручалось выяснение фамилий командиров частей и соединений и по возможности проводить сбор информации о них. Особое внимание разведчики должны были уделять резервам, перебрасываемым к линии фронта, отслеживать перемещение воинских эшелонов и грузов, устанавливать место нахождения различных армейских складов и баз, аэродромов, количество и типы самолетов на них.
Агентуре, забрасываемой в глубокий тыл Союза ССР, поручалось собирать сведения о формирующихся воинских частях, местах их расположения, личном составе и для каких участков фронта они предназначены. Помимо таких чисто военных раз- ведзаданий, агентуре поручали сбор оборонно-экономической информации. Так, агенты собирали сведения о местах нахождения и производительности оборонных заводов, при этом особое внимание обращалось на предприятия авиационной, танковой и артиллерийской промышленности.
Агенты-диверсанты имели задания по устройству диверсий на железнодорожном транспорте, уничтожении баз и складов с продовольствием и других важных объектов. Кроме того им вменялось в обязанность проводить антисоветскую пропаганду, совершать убийства офицеров и генералов Красной Армии. На завершающем периоде войны диверсанты, забрасываемые в советский тыл, имели задания по организации и сплочению повстанческих отрядов для проведения диверсионных акций. На вооружении у них состояли особые заряды повышенной мощности взрыва и вмонтированные в противогазные сумки, вещмешки, консервные банки, либо в виде пищевых концентратов, или кусков каменного угля.
После выполнения задания агентура должна была пересечь линию фронта и возвратиться в тот орган, что производил заброску. Для перехода линии фронта агентов снабжали специальным устным или письменным паролем.
Агентов, вернувшихся с задания, тщательно проверяли через других агентов и путем неоднократных устных и письменных допросов. При этом уделяли внимание деталям их повествования - датам, местам нахождения на советской территории, маршрутам следования. Особое внимание было уделено выяснению обстоятельств беспрепятственного выполнения задания со стороны советских органов безопасности. Агента многократно допрашивали с целью выяснения возможности его задержания и дальнейшей работы под советским контролем.
При возвращении с задания группы агентов все ее участники изолировались друг от друга. Их показания сличались и подвергались тщательной проверке. Если показания агентов не внушали доверия, то их направляли в «Гехаймнистерлагеря» или передавали ГФП.
На заключительном этапе войны немецкие разведорганы стали готовить агентуру из числа членов различных антисоветских партий и организаций Прибалтики, Польши, Балканских стран и Германии. Эта агентура готовилась по сокращенному курсу и предназначалась для проведения диверси- онно-повстанческой работы в советском тылу.
В последние месяцы войны и после ее окончания большинство немецких агентов было арестовано органами госбезопасности СССР. Часть обученной агентуры, находившаяся к тому времени в советском тылу и не имевшая связи со своими шефами либо вернувшаяся в СССР по репатриации, осталась нераскрытой. Некоторая часть агентуры укрылась в Западной Германии, где оказывала услуги западным разведслужбам в их работе против СССР.
Курсы диверсантов при отделе техники «Абвер-2» в Берлине
В июне 1940 г. при отделе техники «Абвер-2» были организованы краткосрочные курсы по изучению теории и практики применения взрывчатых веществ для совершения диверсионных актов. Курсы размещались в районе Берлин-Тегель, в помещении химико-технической исследовательской лаборатории отдела техники центрального аппарата «Абвер-2».
Начальниками курсов последовательно были: полковники Магерр и Маурициус, майор Эрманн.
Первоначально на курсах обучались официальные сотрудники центрального и периферийного аппаратов «Абвер-2», а с 1942 г. - русские, английские и французские военнопленные и солдаты немецкой армии. В последний период существования курсов курсанты поступали из «Абвера-2» группами по 2-4 человека из числа преподавателей и инструкторов диверсионных школ.
Обучение продолжалось 1-4 недели. Одновременно на курсах обучалось 20-25 человек.
Агенты изучали химические свойства взрывчатки, устройство различных мин и их практическое применение при совершении диверсионных актов. Слушателям демонстрировали специально отснятые кинофильмы о практическом применении ВВ и устраивали практические полевые занятия, где они подрывали макеты. После окончания курсов курсанты направлялись во фронтовые абверкоманды и абвергруппы.
В августе 1943 г., в связи с усилившимися бомбардировками Берлина, курсы были переведены в м. Квенцзее близ г. Бранденбург. В апреле 1945 г. они переехали в г. Маркнойенкирхен, где прекратили свою деятельность.
Разведывательная школа в м. Брайтенфурт
Создана за несколько месяцев до начала войны в м. Брайтенфурт (20 км западнее Вены) для подготовки белоэмигрантов, завербованных в Балканских странах.
В начале войны на базе школы был организован проверочно-подготовительный лагерь, в который направлялись отобранные для вербовки советские военнопленные. После промывания мозгов пропагандистами и проверки их окончательно вербовали для разведывательной работы против СССР. После предварительной подготовки агентов направляли в Варшавскую разведшколу для прохождения основного курса обучения.
В марте 1943 г. лагерь был реорганизован в самостоятельную разведшколу, подчинявшуюся штабу «Валли». Начальником Брайтенфуртской разведшколы был подполковник Аренберг, комендантом - бывший капитан РККА Глазенап.
Курсанты школы были разделены на 3 группы, по 20-30 человек в каждой.
1я группа «Технише-Люфт» (Техника авиации) готовила агентов для ведения разведывательной работы по авиационной промышленности СССР, выявления ее технической оснащенности и вооружения выпускаемых ею военных самолетов.
2я группа «Люфт» (Авиация) готовила агентуру для выявления советских частей ВВС и их резервов.
3я группа готовила разведчиков ближнего тыла советских войск.
Агенты первых двух групп вербовались в Хаммельбургском и Лодзинском лагерях военнопленных из числа бывших советских летчиков и специалистов в области ПВО, инженерно-технического персонала аэродромной службы.
Для агентов, зачисленных в авиагруппы, читались лекции по авиации, ими изучались силуэты советских самолетов, их вооружение, двигатели, а также парашютное и радиодело. В курс подготовки агента также входило изучение аэродромных сооружений, авиабаз и организации советских ВВС. В группе «Технише Люфт» помимо этого изучалась специфика прикрытия объектов силами ПВО.
В группе общевойсковой разведки изучались тактика, топография и методика составления донесений.
Срок обучения в школе был около 3 месяцев.
После окончания школы агенты направлялись в Варшавскую разведшколу, прослушивали там дополнительный лекционный курс о разведывательной работе, изучали радиостанции, после чего забрасывались в советский тыл. Часть агентов имели задания, связанные с проникновением в промышленные центры СССР - Новосибирск, Свердловск, Челябинск, Тагил, Уральск и Ташкент. При переброске агенты были прикрыты разработанными легендами. Срок пребывания в советском тылу составлял 6-8 месяцев.
Оставшиеся в школе курсанты, прошедшие курс обучения, как правило, переводились в резерв или «рабочую команду» школы, где их использовали на контрразведывательной работе среди военнопленных, на предприятиях и в сельских работах для выявления настроений среди рабочих-остовцев и местного населения Австрии.
В августе 1944 г. школа приступила к обучению агентуры из болгар, румын, сербов и итальянцев.
Разведывательная школа в м. Мишен
Разведшкола в м. Мишен (10-12 км северо-западнее Кенигсберга, ныне г. Свободное) была создана ACT «Кенигсберг» примерно за месяц до начала войны и специализировалась на подготовке разведчиков и радистов для работы в глубоком тылу СССР.
Курсанты набирались из числа русских белоэмигрантов, украинцев, поляков, латышей, литовцев и эстонцев, завербованных в Польше и Балканских странах из участников национальных организаций. Всего в школе находилось 100 слушателей, учебная программа была рассчитана на 3 недели.
20 агентов первого выпуска в конце июня 1941 г. через Каунас выбыли в АГ-111, действовавшую на участке Ленинградского фронта. Часть этих агентов в августе 1941 г. была заброшена в советский тыл.
В августе 1941 г. школа была ликвидирована, а ее личный состав направлен во фронтовые команды и группы Абвера.
Разведывательно-диверсионная школа (лагеря) в м. Криница, Дукла, Каменица, Барвинек
В 1940 г. при ACT «Краков» была организована школа по подготовке разведчиков и диверсантов для проведения подрывной и разведывательной работы против СССР.
Руководили школой обер-лейтенант Арендт, капитан Вольф и лейтенант Эггерс.
Школа комплектовалась из украинцев - жителей Польши, членов ОУН Бандеры и Мельника. Школа была разбита на четыре лагеря (отделения): м. Криница - в 100 км на юго-восток от Кракова;
м. Дукла - 125 км на юго-восток от Кракова; м. Барвинек - в 15 км от м. Дукла; м. Каменица - в 50 км севернее м. Дукла. Школа была законспирирована под лагеря трудовой повинности, и часть ее курсантов выходила на сельскохозяйственные работы. В каждом отделении школы одновременно обучалось 100-300 человек. В местечках Дукла, Каменица и Барвинек находились члены бандеровской ОУН, в Кринице - мельниковцы.
Украинские агенты занимались военной подготовкой и изучали специальные предметы - разведку, диверсионное дело и организацию повстанческого движения. После окончания учебного курса часть агентуры направлялась на прежние места работы и использовалась в качестве контрразведчиков. Другие агенты несли охрану заводов на территории Польши в составе «Веркшутца» («Рабочая охрана») и принимали участие совместно с ГФП в операциях по разоружению польского подполья. Выходцы из западных областей УССР проходили дополнительный четырехнедельный курс обучения при соединении «Бранденбург-800» в м. Алленцзее и после окончания перебрасывались с заданиями в Советский Союз. Переброску таких агентов осуществляла специальная резидентура через переправочные пункты в Венгрии и Словакии.
После начала войны школа была расформирована, большая часть ее агентуры была направлена в Нойхаммер в соединение «Бранденбург-800», оставшиеся в школе были переданы на укомплектование фронтовых команд и групп Абвера.
Разведывательно-диверсионная школа в г. Штеттин
Штеттинская разведывательно-диверсионная школа была организована в декабре 1940 г. ACT «Штеттин» и находилась в Штеттине, на ул. Зибек- штрассе или Берлинертор, д. 11. Начальник школы - подполковник Литке.
Школа вела подготовку разведчиков-диверсан- тов и радистов для работы в СССР. В школе учились поляки, чехи, литовцы и эстонцы, владевшие русским языком. Набор производился в лагерях военнопленных из числа военнослужащих польской и французской армий. Срок обучения - 6 месяцев.
Агенты проживали в отдельных городских квартирах, занятия проводились только в индивидуальном порядке или совместно с предполагаемым напарником. Агенты изучали радиодело, структуру Красной Армии, ее вооружение и снаряжение, географию СССР, топографию и разведку, шифры и тайнопись, фотодело, устройство взрывных зарядов, мин и действие ядов и бактерий и способы их применения.
Первая заброска агентов в Советский Союз была произведена в феврале и мае 1941 г. Переброску через границу, главным образом в Прибалтику и Белоруссию, осуществляли сотрудники ACT «Штеттин».
Агенты, забрасываемые в СССР, получали портативные радиостанции. В случае начала военных действий Германии против СССР агентам предлагалось менять свое местонахождение так, чтобы постоянно располагаться в тылу Краской Армии на расстоянии 150-200 км от передовой.
Варшавская разведшкола
Разведывательная школа в Варшаве была организована в октябре 1941 г. для подготовки агентов- разведчиков и радистов и непосредственно подчинялась штабу «Валли». Школа являлась центральной и показательной по методам подготовки квалифицированной агентуры из советских военнопленных. Школа являлась образцовым органом, для ознакомления с программой которого приезжали сотрудники немецких спецслужб для перенимания опыта. Руководство школы демонстрировало им лучших агентов, оформление учебного лагеря и наглядные пособия.
Начальник школы - майор Моос (Марвиц).
До середины июля 1943 г. школа размещалась на бывшей даче Пилсудского в м. Сулеювек, близ ст. Милосна (21 км восточнее Варшавы), имела номер полевой почты 57219. На территории школы располагались мощная радиостанция, фотолаборатория, мастерские по изготовлению фиктивных документов и общежития офицерского состава штаба «Валли». Вся территория школы была обнесена колючей проволокой и охранялась немецкой воинской частью.
В школу вербовали советских военнопленных среднего командного состава и лиц с высшим и средним образованием, содержавшихся в лагерях в г. Хаммельбурге, Данциге, Седлеце, Замостье, Кельцах, Холме, Ковеле, Виннице и Ченстохове. Комплектованием школы занимался сам майор Моос.
До января 1943 г. в школе существовали 2 отделения (лагеря): в первом обучались разведчики-радисты, предназначавшиеся для заброски в глубь СССР, во втором - разведчики ближнего тыла. В январе 1943 г. были организованы еще два лагеря - третий и четвертый. В третьем лагере обучались разведчики-радисты для разведки промышленных объектов в глубоком советском тылу, в четвертом - разведчики-радисты, предназначавшиеся для сбора разведданных о советских ВВС. Одновременно в школе обучалось до 350 человек. Срок обучения в школе колебался от 2 до 6 месяцев, в зависимости от способностей курсантов и потребности в агентуре. Курсантам был запрещен выход за пределы школы и общение с местным населением. Одним из «ноу-хау» школы было проведение психологической подготовки агентов путем взаимного допроса. В процессе обучения разрешалось употреблять слово «товарищ», разучивать и петь советские песни. На специальных макетах советских городов агенты усваивали ориентацию и маскировку. Практиковались письменные работы. В них, например, агенты рассказывали и обосновывали собственные планы борьбы с большевизмом. Кроме идеологических целей это служило еще и дополнительным обстоятельством, «привязывающим» агента к своим немецким шефам.
В школе каждый агент имел свой псевдоним и категорически было запрещено упоминать свои настоящие фамилии.
Разведчики и радисты, закончив обучение, переводились в специальный лагерь, где получали дополнительный инструктаж по разведработе в советском тылу, фиктивные документы, радиостанции, шифры и коды к ним, оружие и снаряжение. Через 8-10 дней агенты направлялись во фронтовые подразделения Абвера и перебрасывались в советский тыл. Для выполнения особо важных заданий в тылу СССР выделялись наиболее проверенные и подготовленные агенты. Перед их переброской принимались меры по их конспирации не только от остальных курсантов школы, но и от ее преподавательского состава.
Выброска агентов производилась в прифронтовую полосу и глубокий тыл СССР (Москва, Молотов, Казань, Горький, Сталинград и др.).
В июле 1943 г. школа была переведена в м. Нойгоф в 12 км от Кенигсберга из-за того, что якобы поляки помогали советской разведке выявлять учащихся школы и организации возможных налетов партизан. В Нойгофе школа была законспирирована под воинскую часть РОА, псевдонимы всех преподавателей были изменены.
В июле-августе 1944 г. в связи с советским наступлением основной состав школы был переведен в г. Вайгельсдорф, где объединился с курсантами спецшкол м. Валга, Летсе, Стренчи. Новый орган стал именоваться «1-я Русская объединенная разведшкола» и вошел в подчинение разведывательного отдела штаба РОА. По другим данным, школа стала подчиняться АК-102.
На базе Нойгофской части школы во главе с майором Моссом была создана новая школа, готовившая агентов из латышей, эстонцев и литовцев для оседания в Прибалтике. В сентябре-октябре 1944 г. в школе обучались немцы - местные жители Восточной Пруссии, предназначавшиеся для оседания в тылах советских войск. Школой было подготовлено более 200 агентов и радистов из 15-17-летних подростков и стариков в возрасте до 65 лет - в основном местных лесников и зажиточных крестьян.
В октябре 1944 г. из Нойгофа школа переехала в м. Гарнекопф и Эйзенберг в 40 км восточнее Берлина, оттуда в начале 1945 г. передислоцировалась в м. Шонфельс близ г. Цвиккау (Саксония). В феврале 1945 г. все уроженцы Прибалтики были переведены в г. Бисмарк, откуда после дополнительной подготовки были переброшены через Штеттинский морской порт в Лиепаю - в район операций немецкой группировки «Курляндия». Впоследствии эти люди развернули антисоветское партизанское движение.
Оставшаяся в Цвиккау часть состава школы и агентура были распущены в апреле 1945 г. Немцы были направлены в г. Бад-Эльстер, русские присоединились к вышеупомянутой «Объединенной разведшколе» и впоследствии под командованием Хольмстона-Смысловского (фон Регенау) укрылись на территории княжества Лихтенштейн.
Исчерпывающая информация о Варшавской разведшколе была добыта и передана органам Госбезопасности старшим лейтенантом саперных войск Константином Воиновым. С помощью только одного Воинова до 5 сентября 1942 г. удалось нейтрализовать 112 выпускников Варшавской разведшколы, заброшенных в ближние тылы Сталинградского и Юго-Восточного фронта. Воиновым также было передано сообщение о начале совместной работы немецких спецслужб и генерала Власова по созданию Русской Освободительной Армии, что позволило своевременно начать работу' по разложению антисоветских формирований.
Накануне летней кампании 1943 г. особым отделом 2-го Украинского фронта были задержаны выпускники школы Тишин и Федин. Их задержание позволило СМЕРШу начать радиоигру против немецкой разведки и наладить поток дезинформации. От выпускников Варшавской разведшколы были получены установочные данные на 107 агентов, заброшенных в советский тыл в апреле и предполагаемых к заброске. Кроме этой информации «варшавяне» сообщили о наличии агентурных резервов у Варшавской и Полтавской разведшкол, о местах их дислокации.
Разведшкола на ст. Нойкурен
Разведывательная школа на станции Нойкурен (ныне г. Пионерский Калининградской обл.) в Восточной Пруссии была организована в ноябре 1943 г. и являлась филиалом Варшавской разведшколы.
Начальником школы я мялась капитан РОА Берг- Попова Наталья Александровна.
В школе проходили обучение женщины-радистки для последующей работы в советском тылу в паре с мужчинами - выпускниками Варшавской разведшколы. Школой были выпушены 20 агентов-радисток, завербованных ранее в лагерях военнопленных в Вильнюсе и Холме. Срок обучения в школе - 6 месяцев. После окончания обучения агенты-женщины переводились в филиал Варшавской школы на ст. Гросс-Раум. Здесь они знакомились со своими напарниками и в течение 1 месяца изучали местность, где им предстояло действовать, легенды и фиктивные документы.
В июле 1944 г. школа перебазировалась в м. Баль- га (Восточная Пруссия), где находилась до сентября 1944 г. Тогда школа была расформирована, агенты зачислены в хозчасть Варшавской разведшколы.