Разведывательные и диверсионные школы Абвера.

Aug 04, 2017 18:54



До начала Второй мировой войны немецкие раз­ведорганы вели активную разведывательную работу путем заброски агентуры, подготовленной в индиви­дуальном порядке. За несколько месяцев до начала крупномасштабных военных действий против СССР абверштелле «Кенигсберг». «Вена», «Краков» орга­низовали ряд разведывательно-диверсионных школ, в которых велась подготовка агентуры для последу­ющего ее использования против СССР.

В первый период своего существования выше­упомянутые школы комплектовались из эмигрант­ской молодежи и членов различных антисоветских организаций. Выпускники этих заведений забрасы- вались на советскую территорию с разведыватель­ными и диверсионными задачами. Однако практи­ка показала, что агентура из эмигрантской среды плохо ориентируется в советской действительности, что служит основной причиной ее провалов.

С развертыванием военных действий на Восточ­ном фронте немецкие разведорганы приступили к расширению сети разведывательно-диверсионных школ. Такие органы были созданы при штабе «Валли», ACT «Остланд», при разведывательных и ди­версионных командах Абвера, действовавших при немецких армейских группировках.

Агентов для обучения вербовали в основном из военнопленных, согласившихся сотрудничать с Аб­вером, перебежчиков и антисоветски настроенных лиц, оставшихся на оккупированной территории. Органы Абвера делали главную ставку на бывших военнопленных, полагая, что из них можно бы­стрее подготовить агентуру и внедрить ее в совет­ские воинские части.

Подбор агентуры производили официальные со­трудники школ, а также эмигранты, которые спе­циально посещали пункты приема военнопленных, пересыльные и стационарные лагеря. В первую очередь агентура подбиралась из перебежчиков и лиц, давших ценные показания при пленении, а также зарекомендовавших себя в работе на нем­цев в лагерях военнопленных, и лиц, подвергав­шихся репрессиям со стороны Советской власти. При этом принималась в расчет прежняя профес­сия и личные качества будущего агента. Преиму­щество отдавалось радистам, связистам и саперам и вообще лицам, имевшим достаточный кругозор.

Агентура из среды гражданского населения при­обреталась по рекомендации немецкой контрраз­ведки и руководства антисоветских организаций. Еще одной базой для вербовки потенциальных агентов являлись добровольческие формирования.

Как правило, с каждым из кандидатов перед вер­бовкой проводилась индивидуальная беседа для вы­яснения его биографических данных, связей в СССР, личных качеств, отношения к советскому строю, немцам и пр. Вербовкой также занималась внутрилагерная агентура, которая производила пред­варительное «прощупывание» кандидата. В этих же целях вербовщики привозили в лагеря военноплен­ных своих агентов, которые действовали под видом военнопленных.


Лиц, согласившихся работать на немцев, немед­ленно изолировали от остальных военнопленных и в сопровождении немецких солдат или самих вербов­щиков направляли в специальные проверочные лаге­ря или непосредственно в школы. При вербовке за­частую применяли методы подкупа, провокации и уг­розы. При этом приглянувшегося кандидата аресто­вывали за действительные или мнимые проступки и предлагали ему искупить свою вину работой на про­тивника. После этого завербованные проверялись на практической работе в качестве агентов-контрраз- ведчиков, карателей и полицейских. Окончательное оформление вербовки проводилось в школе и в про­верочном лагере. После этого на большинство аген­тов заполнялась подробная анкета, бралась подписка о добровольном сотрудничестве с немецкой развед­кой, агенту присваивался псевдоним, под которым он числился в школе. В ряде случаев агент приводился к присяге на верность Рейху и дактилоскопировался.

Преподавательский и инструкторский состав раз­ведшкол вербовался из эмигрантов и коллаборацио­нистов, бывших советских офицеров, «повязанных» с немецкой разведкой выполнением спецзаданий в советском тылу. Общее руководство школами осу­ществляли немцы - кадровые сотрудники разведки.


Отобранная агентура пребывала в предваритель­ном лагере около 2-4 недель, где подвергалась уси­ленному промыванию мозгов, занималась строевой и военной подготовкой, получала общее представ­ление о методах разведработы и проверялась через внутрилагерную агентуру. Агенты, не внушавшие доверия или неспособные, отчислялись и направ­лялись в «Гехаймнистерлагеря». Там агенты, посвя­щенные в тайны разведслужбы, были изолированы от остальных военнопленных.

Новички, успешно прошедшие проверку, на­правлялись в школы. В разведшколе обычно одно­временно находилось до 300 человек, в диверсионной - до 100 агентов. Срок обучения зависел от характера предполагаемой работы. Для разведчи­ков ближнего тыла - от 2 недель до 1 месяца, для разведчиков глубокого тыла - до 6 месяцев, ди­версанты учились от 2 недель до 2 месяцев, ради­сты - от 2 до 4 и более месяцев.

Для более качественной подготовки агенты разби­вались на учебные группы по 5-20 человек, с учетом индивидуальных способностей. Занятия в основном носили вид лекций и практики на местности.

Будущие агенты-разведчики изучали методику сбора развединформации, им рекомендовали в каче­стве основных способов сбора личное наблюдение и опрос знающих лиц, подслушивание разговоров, спаивание военнослужащих, добычу интересующей информации с помощью женщин, имеющих связи с военнослужащими и лицами руководящего звена.

Наиболее подготовленным агентам, забрасыва­емым в советский тыл под личиной советских офи­церов, предлагалось задерживать под различными предлогами (в основном под видом военных пат­рулей и организации лже-КПП) отдельных воен­нослужащих и гражданских лиц для последующего добывания интересующей информации.

В курс обучения агентуры также входили мето­дика перехода линии фронта, поведения в совет­ском тылу и при задержании, на допросах и в мес­тах заключения. При этом агентуре рекомендовали отстреливаться до последнего патрона, последний оставляя для себя. В случае захвата живьем или ра­неным, агенту рекомендовали скрывать свою при­надлежность к немецким разведслужбам и согла­шаться на перевербовку для последующего возвра­щения к немецким шефам.

Агенты-разведчики изучали структуру советских вооруженных сил, знаки различия личного состава, основы топографии, картографию и ориентацию с компасом и картой, определение по памяти места своего нахождения, стрелковое дело, тактику, за­нимались физической и строевой подготовкой.

Будущие диверсанты изучали аналогичные дис­циплины, а также методику проведения диверсий, свойства взрывчатки и методы ее закладки, арсенал зажигательных средств и их применение, приготовле­ние простейших взрывчатых веществ, огнестрельное оружие и практическую стрельбу из него. На практи­ческих занятиях знания закреплялись, и агентам де­монстрировали, как правильно закладывать заряд, изучалась методика проникновения на объект.

Радисты изучали общие дисциплины, радиоде­ло, умение работать на ключе на слух, как правиль­но вступать в сеанс радиосвязи с центром, виды шифрования текста и дешифровки полученных со­общений. Радист считался подготовленным, если мог принимать и отправлять без ошибок до 80 зна­ков азбуки Морзе в минуту.

Во всех школах существовал установленный распорядок дня. Обучающимся разрешалось обще­ние между собой, при этом категорически запре­щалось общение с гражданским населением. Выход из школы в город разрешался руководством органа только в исключительных случаях.

В среде учащихся насаждалась специальная осве­домительная агентура, выявлявшая лиц, отрицатель­но настроенных против немцев, поставлявшая ин­формацию о них руководству школы. Разоблаченных заговорщиков направляли в штрафные лагеря. Ино­гда осведомители были обязаны вести наблюдение за выпускниками в составе групп, заброшенных в совет­ский тыл. На случай измены кого-либо из состава группы осведомитель должен был его ликвидировать.

Перед окончанием учебного курса агенты осваи­вали премудрости заполнения фиктивной докумен­тации и ее использования в советском тылу.

Заброска групп и агентов-одиночек, как прави­ло, велась не самими школами, а фронтовыми аб- веркомандами, группами и их передовыми филиа- лами-мельдекопфами. Воздушным путем агентура миновала наземную линию фронта на самолетах специальных авиаэскадрилий. Широко практико­вался пеший переход линии фронта. Некоторая часть подготовленной агентуры оставлялась нем­цами в специально отведенных для этого местах при отходе немецкой линии обороны. Переброске также предшествовала кропотливая отработка ле­генд для последующего их применения при пере­ходе линии фронта и в советском тылу.

Переброска агентов-разведчиков в глубокий тыл СССР производилась без указания конкретного срока для возвращения. Таким группам в обязатель­ном порядке придавался подготовленный радист, снабженный УКВ-приемопередатчиком, замаски­рованным в чемодане, противогазе, патефоне и т. п. Пользуясь данным оборудованием, агентура была обязана передавать информацию в центр на опреде­ленной волне и в оговоренное время. Перед тем как иссякнет ресурс батарей питания рации, следовал доклад в свой разведцентр о необходимости достав­ки сменного комплекта. Батареи и иное имущество доставлялось воздушным путем (сброс груза проис­ходил в условленном месте с парашютом) или вы­сылался агент-связник. При невозможности удо­влетворения потребностей агентуры в этих матери­алах, агентам по рации советовали ее уничтожить, а группе возвращаться к своим хозяевам.


В советском тылу агенты действовали под видом военнослужащих и командированных лиц, раненых, выписавшихся из госпиталей и освобожденных от военной службы, эвакуированных и пр. Вблизи фронта немецкая агентура действовала под видом са­перных подразделений, производящих минирование или разминирование переднего края, связистов, ис­правляющих линию, снайперов, сотрудников Осо­бых отделов, выполняющих особое задание, ране­ных, направляющихся в госпиталь после боя, и т. д.

Под соответствующую легенду и район выброски агент снабжался всеми необходимыми документами для продвижения и проживания в советском тылу. Зачастую документы были подлинными, т. к. неко­торое время назад были отобраны у военнопленных или жителей занятых немцами областей. Чаще всего немцы выдавали своим агентам военные и граждан­ские документы, выписанные на вымышленные фа­милии. При необходимости заброски агента в рай­он, где его хорошо знали, он снабжался фиктив­ными документами на свои подлинные имя и фамилию или своими подлинными документами.

Наиболее часто немцы выдавали своей агентуре следующие фиктивные документы: удостоверение личности комсостава, командировочные предписа­ния, расчетно-вещевые книжки комсостава, про­довольственные аттестаты, выписки из приказов о переводе из одной воинской части в другую, дове­ренности на получение различного имущества со складов, справки о медицинском освидетельство­вании и прохождении военно-врачебной комиссии, о выписке из госпиталей и отпуске после ра­нения, красноармейские книжки, удостоверения об освобождении по болезни, паспорта с отметка­ми о прописке, трудовые книжки, справки об эва­куации из населенных пунктов, оккупированных немцами, партийные и комсомольские билеты и кандидатские карточки, наградные книжки и вре­менные удостоверения о наградах.

Кроме готовых документов, агентуре выдавалось определенное количество чистых бланков разных военных и гражданских документов, командиро­вочных предписаний, аттестатов и требований на железнодорожные перевозки и иногда выдавались печати и штампы советских воинских частей.

Агентов также снабжали денежными суммами, величина которых зависела от срока на выполне­ние задания и его характера. Обычно выдавались денежные суммы от 500 рублей до 500 тысяч руб­лей, а иногда и выше.

Экипировка агентуры производилась с учетом документов в советскую военную форму или в гражданское платье. Выдавались также комплекты запасной одежды.

Характер полученного от немецкого руководства задания всегда полностью соответствовал пройден­ному курсу. Разведывательная агентура внедрялась в районы боевых действий советских воинских частей для сбора информации об укреплениях, расположе­нии, вооружении, нумерации и наименовании со­ветских частей на определенном участке фронта. Агентам поручалось выяснение фамилий команди­ров частей и соединений и по возможности прово­дить сбор информации о них. Особое внимание раз­ведчики должны были уделять резервам, перебрасы­ваемым к линии фронта, отслеживать перемещение воинских эшелонов и грузов, устанавливать место нахождения различных армейских складов и баз, аэродромов, количество и типы самолетов на них.

Агентуре, забрасываемой в глубокий тыл Союза ССР, поручалось собирать сведения о формирую­щихся воинских частях, местах их расположения, личном составе и для каких участков фронта они предназначены. Помимо таких чисто военных раз- ведзаданий, агентуре поручали сбор оборонно-эко­номической информации. Так, агенты собирали сведения о местах нахождения и производитель­ности оборонных заводов, при этом особое внима­ние обращалось на предприятия авиационной, тан­ковой и артиллерийской промышленности.

Агенты-диверсанты имели задания по устройству диверсий на железнодорожном транспорте, уничто­жении баз и складов с продовольствием и других важ­ных объектов. Кроме того им вменялось в обязан­ность проводить антисоветскую пропаганду, совер­шать убийства офицеров и генералов Красной Армии. На завершающем периоде войны диверсан­ты, забрасываемые в советский тыл, имели задания по организации и сплочению повстанческих отрядов для проведения диверсионных акций. На вооруже­нии у них состояли особые заряды повышенной мощ­ности взрыва и вмонтированные в противогазные сумки, вещмешки, консервные банки, либо в виде пищевых концентратов, или кусков каменного угля.

После выполнения задания агентура должна бы­ла пересечь линию фронта и возвратиться в тот орган, что производил заброску. Для перехода ли­нии фронта агентов снабжали специальным уст­ным или письменным паролем.


Агентов, вернувшихся с задания, тщательно проверяли через других агентов и путем неодно­кратных устных и письменных допросов. При этом уделяли внимание деталям их повествования - датам, местам нахождения на советской террито­рии, маршрутам следования. Особое внимание бы­ло уделено выяснению обстоятельств беспрепятст­венного выполнения задания со стороны совет­ских органов безопасности. Агента многократно допрашивали с целью выяснения возможности его задержания и дальнейшей работы под советским контролем.

При возвращении с задания группы агентов все ее участники изолировались друг от друга. Их по­казания сличались и подвергались тщательной про­верке. Если показания агентов не внушали дове­рия, то их направляли в «Гехаймнистерлагеря» или передавали ГФП.

На заключительном этапе войны немецкие раз­ведорганы стали готовить агентуру из числа членов различных антисоветских партий и организаций Прибалтики, Польши, Балканских стран и Герма­нии. Эта агентура готовилась по сокращенному курсу и предназначалась для проведения диверси- онно-повстанческой работы в советском тылу.

В последние месяцы войны и после ее окончания большинство немецких агентов было арестовано ор­ганами госбезопасности СССР. Часть обученной агентуры, находившаяся к тому времени в советском тылу и не имевшая связи со своими шефами либо вернувшаяся в СССР по репатриации, осталась не­раскрытой. Некоторая часть агентуры укрылась в За­падной Германии, где оказывала услуги западным разведслужбам в их работе против СССР.

Курсы диверсантов при отделе техники «Абвер-2» в Берлине

В июне 1940 г. при отделе техники «Абвер-2» были организованы краткосрочные курсы по изу­чению теории и практики применения взрывчатых веществ для совершения диверсионных актов. Кур­сы размещались в районе Берлин-Тегель, в поме­щении химико-технической исследовательской ла­боратории отдела техники центрального аппарата «Абвер-2».

Начальниками курсов последовательно были: полковники Магерр и Маурициус, майор Эрманн.

Первоначально на курсах обучались официаль­ные сотрудники центрального и периферийного аппаратов «Абвер-2», а с 1942 г. - русские, англий­ские и французские военнопленные и солдаты не­мецкой армии. В последний период существования курсов курсанты поступали из «Абвера-2» группами по 2-4 человека из числа преподавателей и ин­структоров диверсионных школ.

Обучение продолжалось 1-4 недели. Одновре­менно на курсах обучалось 20-25 человек.

Агенты изучали химические свойства взрывчат­ки, устройство различных мин и их практическое применение при совершении диверсионных актов. Слушателям демонстрировали специально отсня­тые кинофильмы о практическом применении ВВ и устраивали практические полевые занятия, где они подрывали макеты. После окончания курсов курсанты направлялись во фронтовые абверкоман­ды и абвергруппы.

В августе 1943 г., в связи с усилившимися бом­бардировками Берлина, курсы были переведены в м. Квенцзее близ г. Бранденбург. В апреле 1945 г. они переехали в г. Маркнойенкирхен, где прекрати­ли свою деятельность.

Разведывательная школа в м. Брайтенфурт

Создана за несколько месяцев до начала войны в м. Брайтенфурт (20 км западнее Вены) для под­готовки белоэмигрантов, завербованных в Балкан­ских странах.

В начале войны на базе школы был организован проверочно-подготовительный лагерь, в который направлялись отобранные для вербовки советские военнопленные. После промывания мозгов пропа­гандистами и проверки их окончательно вербовали для разведывательной работы против СССР. После предварительной подготовки агентов направляли в Варшавскую разведшколу для прохождения основ­ного курса обучения.

В марте 1943 г. лагерь был реорганизован в са­мостоятельную разведшколу, подчинявшуюся шта­бу «Валли». Начальником Брайтенфуртской раз­ведшколы был подполковник Аренберг, комендан­том - бывший капитан РККА Глазенап.

Курсанты школы были разделены на 3 группы, по 20-30 человек в каждой.

1я группа «Технише-Люфт» (Техника авиации) готовила агентов для ведения разведывательной работы по авиационной промышленности СССР, выявления ее технической оснащенности и воору­жения выпускаемых ею военных самолетов.

2я группа «Люфт» (Авиация) готовила агентуру для выявления советских частей ВВС и их резервов.

3я группа готовила разведчиков ближнего тыла советских войск.

Агенты первых двух групп вербовались в Хаммельбургском и Лодзинском лагерях военноплен­ных из числа бывших советских летчиков и специ­алистов в области ПВО, инженерно-технического персонала аэродромной службы.


Для агентов, зачисленных в авиагруппы, чита­лись лекции по авиации, ими изучались силуэты советских самолетов, их вооружение, двигатели, а также парашютное и радиодело. В курс подготовки агента также входило изучение аэродромных со­оружений, авиабаз и организации советских ВВС. В группе «Технише Люфт» помимо этого изучалась специфика прикрытия объектов силами ПВО.

В группе общевойсковой разведки изучались тактика, топография и методика составления доне­сений.

Срок обучения в школе был около 3 месяцев.

После окончания школы агенты направлялись в Варшавскую разведшколу, прослушивали там до­полнительный лекционный курс о разведыватель­ной работе, изучали радиостанции, после чего за­брасывались в советский тыл. Часть агентов имели задания, связанные с проникновением в промыш­ленные центры СССР - Новосибирск, Сверд­ловск, Челябинск, Тагил, Уральск и Ташкент. При переброске агенты были прикрыты разработанны­ми легендами. Срок пребывания в советском тылу составлял 6-8 месяцев.

Оставшиеся в школе курсанты, прошедшие курс обучения, как правило, переводились в резерв или «рабочую команду» школы, где их использовали на контрразведывательной работе среди военноплен­ных, на предприятиях и в сельских работах для выявления настроений среди рабочих-остовцев и местного населения Австрии.

В августе 1944 г. школа приступила к обучению агентуры из болгар, румын, сербов и итальянцев.

Разведывательная школа в м. Мишен

Разведшкола в м. Мишен (10-12 км северо-за­паднее Кенигсберга, ныне г. Свободное) была созда­на ACT «Кенигсберг» примерно за месяц до начала войны и специализировалась на подготовке развед­чиков и радистов для работы в глубоком тылу СССР.

Курсанты набирались из числа русских белоэми­грантов, украинцев, поляков, латышей, литовцев и эстонцев, завербованных в Польше и Балканских странах из участников национальных организаций. Всего в школе находилось 100 слушателей, учебная программа была рассчитана на 3 недели.

20 агентов первого выпуска в конце июня 1941 г. через Каунас выбыли в АГ-111, действовавшую на участке Ленинградского фронта. Часть этих агентов в августе 1941 г. была заброшена в советский тыл.

В августе 1941 г. школа была ликвидирована, а ее личный состав направлен во фронтовые коман­ды и группы Абвера.

Разведывательно-диверсионная школа (лагеря) в м. Криница, Дукла, Каменица, Барвинек

В 1940 г. при ACT «Краков» была организована школа по подготовке разведчиков и диверсантов для проведения подрывной и разведывательной ра­боты против СССР.


Руководили школой обер-лейтенант Арендт, ка­питан Вольф и лейтенант Эггерс.

Школа комплектовалась из украинцев - жите­лей Польши, членов ОУН Бандеры и Мельника. Школа была разбита на четыре лагеря (отделения): м. Криница - в 100 км на юго-восток от Кра­кова;

м. Дукла - 125 км на юго-восток от Кракова; м. Барвинек - в 15 км от м. Дукла; м. Каменица - в 50 км севернее м. Дукла. Школа была законспирирована под лагеря тру­довой повинности, и часть ее курсантов выходила на сельскохозяйственные работы. В каждом отде­лении школы одновременно обучалось 100-300 че­ловек. В местечках Дукла, Каменица и Барвинек находились члены бандеровской ОУН, в Крини­це - мельниковцы.

Украинские агенты занимались военной подго­товкой и изучали специальные предметы - раз­ведку, диверсионное дело и организацию повстан­ческого движения. После окончания учебного кур­са часть агентуры направлялась на прежние места работы и использовалась в качестве контрразвед­чиков. Другие агенты несли охрану заводов на тер­ритории Польши в составе «Веркшутца» («Рабочая охрана») и принимали участие совместно с ГФП в операциях по разоружению польского подполья. Выходцы из западных областей УССР проходили дополнительный четырехнедельный курс обучения при соединении «Бранденбург-800» в м. Алленцзее и после окончания перебрасывались с заданиями в Советский Союз. Переброску таких агентов осуществляла специальная резидентура через пере­правочные пункты в Венгрии и Словакии.

После начала войны школа была расформирова­на, большая часть ее агентуры была направлена в Нойхаммер в соединение «Бранденбург-800», остав­шиеся в школе были переданы на укомплектование фронтовых команд и групп Абвера.

Разведывательно-диверсионная школа в г. Штеттин

Штеттинская разведывательно-диверсионная школа была организована в декабре 1940 г. ACT «Штеттин» и находилась в Штеттине, на ул. Зибек- штрассе или Берлинертор, д. 11. Начальник шко­лы - подполковник Литке.

Школа вела подготовку разведчиков-диверсан- тов и радистов для работы в СССР. В школе учи­лись поляки, чехи, литовцы и эстонцы, владевшие русским языком. Набор производился в лагерях во­еннопленных из числа военнослужащих польской и французской армий. Срок обучения - 6 месяцев.

Агенты проживали в отдельных городских квар­тирах, занятия проводились только в индивидуаль­ном порядке или совместно с предполагаемым на­парником. Агенты изучали радиодело, структуру Красной Армии, ее вооружение и снаряжение, гео­графию СССР, топографию и разведку, шифры и тайнопись, фотодело, устройство взрывных заря­дов, мин и действие ядов и бактерий и способы их применения.

Первая заброска агентов в Советский Союз была произведена в феврале и мае 1941 г. Переброску че­рез границу, главным образом в Прибалтику и Бело­руссию, осуществляли сотрудники ACT «Штеттин».

Агенты, забрасываемые в СССР, получали пор­тативные радиостанции. В случае начала военных действий Германии против СССР агентам предла­галось менять свое местонахождение так, чтобы постоянно располагаться в тылу Краской Армии на расстоянии 150-200 км от передовой.

Варшавская разведшкола

Разведывательная школа в Варшаве была орга­низована в октябре 1941 г. для подготовки агентов- разведчиков и радистов и непосредственно подчи­нялась штабу «Валли». Школа являлась централь­ной и показательной по методам подготовки квалифицированной агентуры из советских воен­нопленных. Школа являлась образцовым органом, для ознакомления с программой которого приез­жали сотрудники немецких спецслужб для перени­мания опыта. Руководство школы демонстрирова­ло им лучших агентов, оформление учебного лагеря и наглядные пособия.

Начальник школы - майор Моос (Марвиц).

До середины июля 1943 г. школа размещалась на бывшей даче Пилсудского в м. Сулеювек, близ ст. Милосна (21 км восточнее Варшавы), имела номер полевой почты 57219. На территории школы распо­лагались мощная радиостанция, фотолаборатория, мастерские по изготовлению фиктивных документов и общежития офицерского состава штаба «Валли». Вся территория школы была обнесена колючей про­волокой и охранялась немецкой воинской частью.

В школу вербовали советских военнопленных среднего командного состава и лиц с высшим и средним образованием, содержавшихся в лагерях в г. Хаммельбурге, Данциге, Седлеце, Замостье, Кельцах, Холме, Ковеле, Виннице и Ченстохове. Комплектованием школы занимался сам майор Моос.

До января 1943 г. в школе существовали 2 от­деления (лагеря): в первом обучались разведчики-радисты, предназначавшиеся для заброски в глубь СССР, во втором - разведчики ближнего тыла. В январе 1943 г. были организованы еще два лаге­ря - третий и четвертый. В третьем лагере обуча­лись разведчики-радисты для разведки промыш­ленных объектов в глубоком советском тылу, в четвертом - разведчики-радисты, предназначав­шиеся для сбора разведданных о советских ВВС. Одновременно в школе обучалось до 350 человек. Срок обучения в школе колебался от 2 до 6 меся­цев, в зависимости от способностей курсантов и потребности в агентуре. Курсантам был запрещен выход за пределы школы и общение с местным населением. Одним из «ноу-хау» школы было про­ведение психологической подготовки агентов пу­тем взаимного допроса. В процессе обучения раз­решалось употреблять слово «товарищ», разучивать и петь советские песни. На специальных макетах советских городов агенты усваивали ориентацию и маскировку. Практиковались письменные работы. В них, например, агенты рассказывали и обосно­вывали собственные планы борьбы с большевиз­мом. Кроме идеологических целей это служило еще и дополнительным обстоятельством, «привя­зывающим» агента к своим немецким шефам.

В школе каждый агент имел свой псевдоним и ка­тегорически было запрещено упоминать свои на­стоящие фамилии.

Разведчики и радисты, закончив обучение, пере­водились в специальный лагерь, где получали до­полнительный инструктаж по разведработе в совет­ском тылу, фиктивные документы, радиостанции, шифры и коды к ним, оружие и снаряжение. Через 8-10 дней агенты направлялись во фронтовые под­разделения Абвера и перебрасывались в советский тыл. Для выполнения особо важных заданий в тылу СССР выделялись наиболее проверенные и подго­товленные агенты. Перед их переброской принима­лись меры по их конспирации не только от осталь­ных курсантов школы, но и от ее преподавательско­го состава.

Выброска агентов производилась в прифронто­вую полосу и глубокий тыл СССР (Москва, Мо­лотов, Казань, Горький, Сталинград и др.).

В июле 1943 г. школа была переведена в м. Нойгоф в 12 км от Кенигсберга из-за того, что якобы поляки помогали советской разведке выявлять уча­щихся школы и организации возможных налетов партизан. В Нойгофе школа была законспирирова­на под воинскую часть РОА, псевдонимы всех пре­подавателей были изменены.


В июле-августе 1944 г. в связи с советским на­ступлением основной состав школы был переведен в г. Вайгельсдорф, где объединился с курсантами спецшкол м. Валга, Летсе, Стренчи. Новый орган стал именоваться «1-я Русская объединенная развед­школа» и вошел в подчинение разведывательного отдела штаба РОА. По другим данным, школа ста­ла подчиняться АК-102.

На базе Нойгофской части школы во главе с май­ором Моссом была создана новая школа, готовив­шая агентов из латышей, эстонцев и литовцев для оседания в Прибалтике. В сентябре-октябре 1944 г. в школе обучались немцы - местные жители Вос­точной Пруссии, предназначавшиеся для оседания в тылах советских войск. Школой было подготовлено более 200 агентов и радистов из 15-17-летних под­ростков и стариков в возрасте до 65 лет - в основном местных лесников и зажиточных крестьян.

В октябре 1944 г. из Нойгофа школа переехала в м. Гарнекопф и Эйзенберг в 40 км восточнее Берлина, оттуда в начале 1945 г. передислоцирова­лась в м. Шонфельс близ г. Цвиккау (Саксония). В феврале 1945 г. все уроженцы Прибалтики были переведены в г. Бисмарк, откуда после дополни­тельной подготовки были переброшены через Штеттинский морской порт в Лиепаю - в район операций немецкой группировки «Курляндия». Впоследствии эти люди развернули антисоветское партизанское движение.

Оставшаяся в Цвиккау часть состава школы и агентура были распущены в апреле 1945 г. Немцы были направлены в г. Бад-Эльстер, русские при­соединились к вышеупомянутой «Объединенной разведшколе» и впоследствии под командованием Хольмстона-Смысловского (фон Регенау) укры­лись на территории княжества Лихтенштейн.

Исчерпывающая информация о Варшавской раз­ведшколе была добыта и передана органам Госбез­опасности старшим лейтенантом саперных войск Константином Воиновым. С помощью только одного Воинова до 5 сентября 1942 г. удалось нейтрализо­вать 112 выпускников Варшавской разведшколы, заброшенных в ближние тылы Сталинградского и Юго-Восточного фронта. Воиновым также было пе­редано сообщение о начале совместной работы не­мецких спецслужб и генерала Власова по созданию Русской Освободительной Армии, что позволило своевременно начать работу' по разложению антисо­ветских формирований.

Накануне летней кампании 1943 г. особым от­делом 2-го Украинского фронта были задержаны выпускники школы Тишин и Федин. Их задержа­ние позволило СМЕРШу начать радиоигру против немецкой разведки и наладить поток дезинформа­ции. От выпускников Варшавской разведшколы были получены установочные данные на 107 аген­тов, заброшенных в советский тыл в апреле и пред­полагаемых к заброске. Кроме этой информации «варшавяне» сообщили о наличии агентурных ре­зервов у Варшавской и Полтавской разведшкол, о местах их дислокации.

Разведшкола на ст. Нойкурен

Разведывательная школа на станции Нойкурен (ныне г. Пионерский Калининградской обл.) в Вос­точной Пруссии была организована в ноябре 1943 г. и являлась филиалом Варшавской разведшколы.

Начальником школы я мялась капитан РОА Берг- Попова Наталья Александровна.

В школе проходили обучение женщины-радист­ки для последующей работы в советском тылу в паре с мужчинами - выпускниками Варшавской разведшколы. Школой были выпушены 20 агентов-радисток, завербованных ранее в лагерях военнопленных в Вильнюсе и Холме. Срок обучения в школе - 6 месяцев. После окончания обучения агенты-женщины переводились в филиал Варшав­ской школы на ст. Гросс-Раум. Здесь они знакоми­лись со своими напарниками и в течение 1 месяца изучали местность, где им предстояло действовать, легенды и фиктивные документы.

В июле 1944 г. школа перебазировалась в м. Баль- га (Восточная Пруссия), где находилась до сентября 1944 г. Тогда школа была расформирована, агенты зачислены в хозчасть Варшавской разведшколы.

война, Германия, ВОВ, история, разведка, спецслужбы

Previous post Next post
Up