Посвящается Дню ГИБДД.
Николай Платонович Путинцев родился в 1930 году в поселке Киреевск Томской области. На фронт попасть не успел, но поработал на благо Победы в Великую Отечественную изрядно. Работа помешала образованию: до конца жизни в активе дяди Коли оставались только пять оконченных классов в средней школе. После войны была срочная служба во Владивостоке. Вернувшись из армии, Николай Путинцев пришел в ГАИ, где и прослужил 40 лет. Начинал рядовым у понтонного моста, а закончил прапорщиком в центре города. В отставку вышел в 1994 году, но и после этого часто появлялся на прежнем месте службы.
В те времена, когда Николай Платонович только начинал свою службу, поток машин на улице был не в пример меньше, и дядя Коля знал многих автомобилистов в лицо: водителей автобусов и троллейбусов, женщин за рулем, таксистов. Подведомственный ему участок проспекта Ленина располагался от проспекта Фрунзе до площади Ленина, и проработал дядя Коля здесь целых 23 года.
Томичам он запомнился, главным образом, на перекрестке проспекта Ленина и переулка Нахановича. Любимым местом зимой был люк около кинотеатра имени Горького: форменные сапоги тонковаты, а люк, из которого поднимался теплый пар, спасал ноги постового от холода.
Стиль работы дяди Коли не грех было бы перенять многим нынешним инспекторам: за порядком на дороге он следил скрупулезно, но никогда не бывал скор на расправу. Многие водители поговаривали: "Да лучше бы он штраф выписал". Дядя Коля останавливал правонарушителя и начинал корректно укорять его за пренебрежение правилами дорожного движения и выяснять, как нарушитель дошел до такой жизни. Подобная "вправка мозгов" действовала гораздо лучше штрафа. Дядя Коля останавливал даже водителей с грязными номерами. И спрашивал их: "Ты же сегодня утром, когда проснулся, умылся, наверное? А машину почему не помыл?".
Существует легенда о том, как однажды дядя Коля "тормознул" машину секретаря ЦК КПСС Лигачева. Чем тогда все закончилось, история умалчивает, но те, кто помнит дядю Колю, отмечают, что ко всем участникам движения он относился одинаково.
Но иной раз ситуация требовала нестандартных решений. Анна Путинцева рассказала, как у ее ответственного деда появилась первая седина. На его участке девочка, неосторожно перебегавшая дорогу, чуть не попала под троллейбус. Николай Платонович бросился ее спасать и чудом остался жив. На следующее утро один из висков постового покрылся ранней сединой.
Про художественное обращение дяди Коли с жезлом можно и нужно писать отдельно. На его работу приходили посмотреть люди со всего города. А будучи уже на пенсии он приходил на старое место службы и устраивал мастер-классы для молодых коллег.
Николай Путинцев никогда не был просто "истуканом с палочкой", который направлял движение в то или иное русло. Он был активным участником этого процесса, его мозгом. Если на его участке глохла машина, он моментально находил водителей, которые буксировали невезучего шофера к месту ремонта. Детей, перебегавших через дорогу в неположенном месте, дядя Коля аккуратно вылавливал и заставлял пару раз перейти улицу по "зебре". По приглашению педагогов, а частенько и по собственной инициативе, дядя Коля посещал детские сады и школы - должен же кто-то напоминать юному поколению о суровых ПДД.
Рабочий день Путинцева начинался в 6-7 часов утра. За все годы своей службы Николай Платонович сходил на "больничный" только один раз по причине травмы, полученной там же, на посту. Отпуск у дяди Коли был всегда короткий и во время него он старался не выезжать из города, на случай какой-либо непредвиденной ситуации. И ведь часто "выдергивали", не давали догулять.
В быту дядя Коля был человеком чрезвычайно простым. Жил он на улице Кулагина, а до этого в районе Большой Подгорной. Водить сам, естественно, умел, но сменил мотоцикл на красный "Москвич" только в середине 80-х. Да и если бы не было машины, его бы всегда подвезли: стоял на остановке, а около него тормозили водители и предлагали подкинуть.
Кухню дядя Коля любил деревенскую: кашу из тыквы, картошку в мундире и сметану с зеленью. Любимой его присказкой навсегда осталось деревенское "ёк-макарёк". Одевался дядя Коля тоже по-простому, но особые отношения у него складывались с униформой. По воспоминаниям внучки, в коридоре на столике всегда лежало несколько фуражек: серая повседневная, белая парадная и несколько старых. Почти на всех фотографиях Николай Платонович запечатлен именно в форме. Даже в повседневной жизни он часто ее носил. А на пенсии нарядил в свою старую униформу огородное пугало.
Дядя Коля вообще был человеком веселым, умел и любил играть на баяне, а еще всячески переодеваться, разыгрывать сценки и балагурить во время застолий с друзьями. Очень любил съездить в лес за грибами ягодой и шишкой, а то и порыбачить. После ухода на пенсию его работой стала небольшая дача на Бактине. Но главным увлечением знаменитого постового на протяжении всей жизни был футбол. Пристрастился дядя Коля к нему, когда стоял в оцеплениях во время матчей, и с тех пор стал завсегдатаем на стадионе. И внучку с собой водил. Только последние 2 года своей жизни не ходил на стадион, а смотрел матчи по телевизору.
Соседи дядю Колю ценили и очень уважали. Мальчишки из двора дома, в котором он жил, ждали его с работы и просили жезл поиграть или примерить фуражку. Даже существовало почетное звание в районе: сосед Путинцева по гаражу. Из-за постоянных перестроек гаражного комплекса эти соседи регулярно менялись, поэтому и звание стало переходящим.
В 2001 году Николай Путинцев был номинирован на премию "Общественное признание", также неоднократно награждался за беспорочную службу в ГАИ. Посмертно представлен к званию "Почетный гражданин Томска".
Сейчас в Томске стоит памятник Николаю Путинцеву.