Есть мнение, что иномарки в советское время были редким явлением. На самом деле, это не так, зарубежные автомобили закупались для СССР всегда, в том числе и в капиталистических странах, как для эксплуатации на дорогах страны, так и для изучения западных технологий, для последующих внедрений в наш автопром. Другое дело, что объемы этих закупок зависели от политического курса страны. Были иномарки и на службе в органах МВД, в том числе в подразделениях Госавтоинспекции.
В 1920-х вопрос обеспечения безопасности дорожного движения в Москве и Ленинграде стоял достаточно остро. В 1925 г. Моссовет принимает Постановление об организации отдела по регулированию уличного движения (ОРУД). На улицах больших городов к этому времени автомобиль или мотоцикл уже не были редкостью, а если взять в расчет трамваи, конные подводы и велосипеды, то движение на улицах было достаточно оживленным и очень хаотичным.
Первое время сотрудники ОРУД собственного транспорта не имели, лишь на рубеже 20-30-х годов для милиции (к которой относился и ОРУД) стали закупать мотоциклы BMW. При этом как только в стране стали производить в достаточном количестве собственные автомобили и мотоциклы, с закупками заграничной техники для нужд милиции было покончено.
Западная техника на службе ОРУД вновь появляется после Великой Отечественной войны. Тогда в Наркомат внутренних дел были переданы автомобили и мотоциклы, поступившие в страну по ленд-лизу. Однако малочисленный штат ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП.
Коренные изменения в Госавтоинспекции приходятся на конец 1960-х. В 1967 г. начальником Главного управления ГАИ МВД СССР назначают Валерия Витальевича Лукьянова. Именно с его именем связано интенсивное развитие Госавтоинспекции. Были созданы строевые подразделения ДПС, подразделения по организации дорожного движения, предприятия по внедрению технических средств регулирования дорожного движения, ВНИИБД МВД СССР, закуплена импортная техника.
Первый импортный автомобиль в столичной Госавтоинспекции появился в начале 70-х годов. Бытует мнение, что огромный Ford Galaxie Wagon police package образца 1970 г. Советскому Союзу подарил президент США Ричард Никсон. Впрочем, маловероятно, что Никсон выбрал для своего подарка полицейский патрульный автомобиль - скорее всего, его приобрели «на пробу». К сожалению, эта машина недолго проработала в столичном ГАИ (по некоторым данным, она была разбита в дорожно-транспортном происшествии).
Подтверждает эту версии и то, что вслед за американским полицейским авто была приобретена партия патрульных автомобилей Mercedes-Benz в кузове W108. Причем приходили они в Союз в желтой окраске. Синяя полоса и соответствующие надписи наносились уже на местах. Эти машины прослужили в столичной Госавтоинспекции до Олимпиады-80 и чаще всего использовались для сопровождения автоколонн и почетных эскортов.
Следующая партия полицейских Мерседесов поступила в СССР в 1976 г. Это были более мощные и престижные Mercedes-Benz W116, лучше приспособленные для роли автомобилей сопровождения. Передавались эти машины «Москве» в присутствии бывшего федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта (в это время он был председателем международного объединения социал-демократических партий - Социалистического интернационала). На этот раз ореол распространения «Мерседесов» не ограничился только столицей, и по одной машине досталось Ленинграду и Киеву.
С тех пор поступления импортной техники в Госавтоинспекцию стали практически регулярными. За Mercedes-Benz последовали BMW E3. Одна из таких гаишных БМВ «засветилась» в сериале «Следствие ведут Знатоки» (Дело №12. «Букет» на приеме).
Татра-613 из Чехословакии, часть которых попадала и в Госавтоинспекцию. В конце 1989-го крупной партией (по некоторым данным, не менее 50 машин) были закуплены Audi модели 80 и 100.
В начале 1980-х в Москве появилось несколько патрульных машин Mercedes-Benz W123 и BMW 5-й серии в кузове Е12. Конечно, большинство из них оседало в Москве, но и другие крупные города Советского Союза получали свою долю иномарок. Импортные патрульные автомобили с середины 70-х годов передавались в Ленинград, Минск и Киев. Во времена «перестройки» возможность приобретать иномарки для собственных нужд получили многие подразделения.
Патрульный автомобиль Mercedes-Benz W123 ГАИ, приобретенный перед Олимпиадой-80
Автомобили Opel Senator появились в Тбилиси, Nissan Urvan King - в Свердловске, Nissan Patrol - в Барнауле и т.д.
И здесь нельзя не вспомнить о забавном эпизоде, когда в ГАИ СССР некоторое время несли службу машины в окраске полиции ФРГ. Весной 1979-го в Киев прибыла делегация полицейских из ФРГ, причем это были парни из Verkehrsdienst, что соответствует нашей Госавтоинспекции. Встречал их на Украине сам Лукьянов, специально ради этого прилетевший в Киев. С его подачи по окончании визита киевляне немцам подарили новенькую патрульную «Ладу» с роторно-поршневым двигателем Ванкеля. В ответ немцы пообещали прислать в Киев полицейский Mercedes-Benz.
И ведь прислали! Mercedes-Benz W123 в бело-зеленой окраске полиции ФРГ (со всеми соответствующими надписями на немецком языке и даже местами для крепления немецких автоматов Heckler&Koch). Конечно, ее следовало «переодеть» в форму советской милиции, но в это время в Киев опять приехала какая-то делегация из ФРГ, и машину решили использовать для ее эскорта в «первозданном» виде, прямо с надписями Polizei, чтобы подчеркнуть, что немецкий подарок используется по назначению.
И это был не единичный случай. В Советском Союзе существовала практика покупки экспонатов международных выставок, проходящих на территории нашей страны. Польза от таких сделок была обоюдной - фирмам-участницам не надо было организовывать доставку экспонатов на родину, а мы получали новейшие образцы импортной техники буквально «на дом». Именно так для СССР были приобретены полицейские универсалы Mercedes-Benz W123 в окраске полиции ФРГ - белые машины с зелеными капотами и дверьми. Их практически сразу направили в подразделения Госавтоинспекции, правда, на этот раз надписи «Милиция» и герб СССР нанесли сразу же.
Самый роскошный Renault тех времен, хэтчбек представительского класса Renault 30. Модель оснащалась 130-сильным трехлитровым V6 PRV (Peugeot Volvo Renault - совместная разработка), обладала прогрессивными решениями в области пассивной безопасности… и была отвратительно ненадежной.
Volvo 264 - кстати, с таким же мотором PRV, что и у Renault
Инспекторы ГАИ на автомобиле "вольво" прибыли на место ДТП.
Еще один заморский фургон был замечен на милицейской службе в начале восьмидесятых - это Dodge серии «B» в грузовом исполнении Tradesman 200. Такие машины выпускались с 1971 по 1978 год и оснащались моторами объемом от 3,7 до 7,2 литров.
Ford - микроавтобус Transit первого поколения, нашпигованный всяким хитрющим оборудованием и превращенный в передвижную лабораторию