Московскую Олимпиаду-80 оберегали 70 тысяч сотрудников, причем свыше 30 тысяч из них привезли за месяц до игр из других регионов Советского Союза. Сейчас столь большое количество охраняющих можно значительно сократить за счет новейшей техники и специальной выучки людей в погонах. Главное здесь - новейшие системы связи, видеонаблюдения, детекторы, улавливающие взрывчатку, оружие, яды, наркотики. Ну и, разумеется, современные образцы транспорта - наземного, воздушного и водного.
XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. Часть соревнований Олимпиады-1980 проводилась в других городах Советского Союза, а именно: парусные регаты стартовали в Таллине; предварительные игры футбольного турнира состоялись в Киеве, Ленинграде и Минске; соревнования по пулевой стрельбе прошли на стрельбище «Динамо» в подмосковных Мытищах. Еще за полгода до объявления года решения МОК о столице будущей Олимпиады - 80, внешнеполитическая разведка - Первое главное управление КГБ СССР, - доложила о благоприятном для Москвы раскладе мнений его членов.
23 декабря 1975 г. было принято закрытое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по подготовке и проведению Олимпийских игр 1980 г.». При этом следует отметить, что помимо Москвы, спортивные соревнования Олимпиады проходили также в Таллинне (парусная регата), Ленинграде, Киеве и Минске (футбольный олимпийский турнир). И с той поры «Олимпийский вопрос» постоянно находился в поле зрения и «на контроле» в высших партийных и советских инстанциях. В целом на проведение Олимпиады бюджетом страны выделялось свыше 2 миллиардов рублей. В структуре Оргкомитета «Олимпиада - 80» впоследствии, наряду с еще несколькими десятками комиссий, были созданы комиссии по вопросам безопасности и общественного порядка и информации и пропаганды.
В марте 1979 года Комиссией по безопасности и общественному порядку Оргкомитета «Олимпиада - 80» было принято решение о создании досмотровой службы на контрольно-пропускных пунктах основных олимпийских объектов в городах: Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Таллине и в Московской области.
Сейчас уже трудно найти и объяснить причины, заставившие руководство страны возложить эту работу на органы внутренних дел. Традиционно вопросы борьбы с терроризмом и защиты от вооруженных угроз из-за рубежа решались органами госбезопасности. Для ознакомления с опытом организации подобной работы делегация представителей правоохранительных органов, в которую были официально включены и представители КГБ СССР, выезжала в 1976 г. в Монреаль, который в тот год стал столицей Олимпийских игр. Входил в нее и заместитель начальника 5-го Управления КГБ СССР И.П. Абрамов. В Монреале изучали использовавшиеся там формы и методы обеспечения безопасности, тесно общались с силами безопасности. Более того, сотрудниками КГБ были определены объекты террористических угроз, выбрано оборудование и организована его закупка.
В июне 1977 г. для координации всей работы по линии КГБ в 5-ом Управлении был образован 11-й отдел, задачей которого являлось «осуществление оперативно-чекистских мероприятий по срыву подрывных акций противника и враждебных элементов в период подготовки и проведения летних Олимпийских игр в Москве». Аналогичный отдел был образован в составе 5-й Службы Управления КГБ СССР по Москве и Московской области. Впоследствии многие сотрудники этого отдела, а также оперативные работники УКГБ имели официальную аккредитацию на различных олимпийских объектах как официальные сотрудники СБП - «службы безопасности проведения», дававшую право почти повсеместного прохода по всем охраняемым зонам и олимпийским объектам: последних только в столице было 99. В «олимпийский» отдел 5 управления КГБ стекалась вся информация, затрагивавшая вопросы безопасности проведения Олимпиады, от кого бы она не поступала: от разведки, контрольно-пропускных пунктов погранвойск, органов военной контрразведки и территориальных органов КГБ, информация «от друзей» - от органов госбезопасности союзных с СССР государств, а также МИД СССР, ТАСС, МВД, и других министерств и ведомств.
Видимо, когда дело дошло до практической реализации системы безопасности, руководство госбезопасности поняло, что их служба не располагает необходимыми возможностями для организации службы специального контроля олимпийских объектов и соответствующих специалистов.
К сожалению, стрелка была переведена на МВД СССР в последний момент - за год до Олимпийских игр - и с полным пониманием того, что в МВД нет подготовленной структуры для решения этой объемной задачи. Руководство МВД СССР, а точнее заместитель министра Борис Шумилин, организацию этой работы возложил на Управление вневедомственной охраны МВД СССР.
Вспоминает Владимир Лепёшкин, полковник милиции в отставке, заместитель начальника специального отдела ГУВО МВД СССР.
Почему была выбрана вневедомственная охрана?
1. Вневедомственная охрана создала и отладила сугубо хозрасчетный механизм наращивания милицейской компоненты в своей структуре.
2. Финансовое положение охраны, основанное на самоокупаемости охранной деятельности, было стабильным и могло безболезненно выдержать краткосрочные и среднесрочные перегрузки.
3. Только в охране была создана и динамично развивалась инженерно-техническая служба, которая могла найти в своей среде необходимых специалистов, подготовить и переподготовить их, а в дальнейшем найти им достойное применение.
4. И наконец, именно во вневедомственной охране был руководитель, умеющий находить и реализовывать, как сейчас модно говорить, амбициозные проекты, - генерал-лейтенант милиции Андрей Волков, которому Шумилин безусловно доверял и который никогда его не подводил.
Была поставлена задача - «обеспечение безопасности членов олимпийской команды, гостей и некоторых других категорий лиц путем предупреждения и пресечения попыток проноса/провоза на территорию олимпийских объектов оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или для дезорганизации работы «Олимпиады-80».
Первым делом Андрей Михайлович подобрал ключевую фигуру, способную, по его мнению, создать новую службу, - Иосифа Голубева, который работал заместителем начальника отдела технических средств охраны управления, и назначил его своим заместителем. Иосифу Алексеевичу были даны соответствующие полномочия и штаты отдела численностью 20 человек с должностями: начальника отдела, двух заместителей и двух начальников отделений. 19 марта 1979 года был издан соответствующий приказ МВД СССР, и работа началась.
Иосиф Голубев набрал себе команду единомышленников из числа сотрудников управления, главным среди которых стал Михаил Булатов - начальник отдела, его заместителями - были я и Сергей Полукариков, начальниками отделений стали Юлий Николаев и Пётр Коротких.
Времени на раскачку не было, и вновь созданная команда одновременно с комплектованием отдела приступила к работе по следующим основным направлениям:
- выход на министерства и ведомства СССР, решавшие аналогичные вопросы;
- отработка организационной структуры службы, определение источников её комплектования и организация этой работы;
- разработка технологии досмотра на контрольно-пропускных пунктах олимпийских объектов;
- подготовка необходимых нормативных документов, методических, учебных и других материалов, регламентирующих работу службы;
- приобретение необходимой досмотровой аппаратуры, организация её технического обслуживания и ремонта;
- обучение личного состава службы досмотра;
- организация работы по строительству контрольно-пропускных пунктов и созданию на них необходимых условий для работы службы досмотра.
В качестве исходных данных служило совместное решение МВД СССР и КГБ СССР, в котором осуществление пропускного режима и специального контроля предусматривалось на следующих объектах: в Москве - в Олимпийской деревне и её филиале в Битцевском лесопарке, в Олимпийском телерадиокомплексе, Главном пресс-центре, гостиницах «Россия», «Космос», «Спорт» (в дальнейшем этот список пополнился гостиницей «Москва», двумя блоками гостиницы «Россия», Техническим телевизионным центром и залами для конгрессов в Московском государственном университете), в Московской области - в Международном молодёжном лагере, в Таллине - в олимпийской деревне и гостинице «Виру», в Минске - в спорткомплексе «Стайки» и гостинице «Минск», в Киеве - в гостиницах «Русь» и «Днепр», в Ленинграде - в гостиницах «Астория» и «Спортивная».
На каждом олимпийском объекте требовалось создать три типа контрольно-пропускных пунктов (КПП):
- для лиц, имеющих официальный олимпийский статус;
- для обслуживающего и иного персонала из числа советских граждан;
- для проезда автотранспорта и проверки ввозимого груза.
Всего в Москве, Московской области, Ленинграде, Минске, Таллине и Киеве на 19 олимпийских объектах (из них 10 олимпийских объектов в г. Москве) требовалось создать 73 КПП.
В штаты управлений вневедомственной охраны при ГУВД Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Леноблгорисполкомов и МВД Белорусской ССР, Эстонской ССР, УВД Киевского горисполкома были также введены должности заместителей начальников управлений и созданы специальные отделы, отделения.
На основе изучения официального отчета МОК о работе сил безопасности на предыдущих Олимпийских играх была разработана схема организации службы досмотра на КПП и определён строгий порядок осуществления пропускного режима и специального контроля на КПП олимпийских объектов.
Распоряжением Совета министров СССР от 24 июля 1978 г. № 1575-рс Министерству внешней торговли по согласованию с Оргкомитетом «Олимпиада-80» было выделено 1,3 млн. рублей в свободно конвертируемой валюте для закупки технических средств обнаружения оружия и взрывчатых устройств с необходимым комплектом запасных частей и материалов.
По рекомендациям специалистов КГБ СССР и Министерства внешней торговли СССР были выбраны рентгеновская установка «Микродоза-130Е», стационарный металлоискатель «Фрискем-512Ф»,газоанализатор ВВ «ПД-3».
Справедливость требует сказать тёплое слово в адрес специалистов КГБ, которые выбирали рентгеновские установки и металлоискатели, и это было хорошее приобретение. Рентгеновская контрольная установка для проверки багажа типа «Микродоза» (модель 130Е, фирма изготовитель «АСиЕ» США) позволяет контролировать содержимое предметов багажа высотой до 79 см, шириной до 47 см, неограниченной длины с максимальной пропускной способностью до 1500 предметов в час. Установка способна «просветить» алюминиевую пластину толщиной до 5 см и обнаружить медную проволоку диаметром 0,4 мм. Использование узкого подвижного рентгеновского луча, надёжное экранирование рентгеновского излучения обеспечивают снижение мощности излучения во всех зонах, доступных персоналу и проверяемым лицам, до уровня, соизмеримого с гамма-фоном земли. Проверяемый багаж получает минимальную дозу облучения, позволяющую проверять кино-фотоаппаратуру без засвечивания находящейся в ней фотопленки. Наличие электронной памяти позволяет задерживать изображение проверяемых предметов на экране ТВ монитора на время, необходимое для тщательного их осмотра. Благодаря автоматизации процессов разогрева и переключения режимов работы, для управления рентгеновской установкой не требуется высококвалифицированный обслуживающий персонал.
Металлоискатель проходного типа «Фрискем» (модель 512Ф фирмы «Инфенетикс» США), используемый в аэропортах ряда зарубежных государств, специально разработан для выявления оружия. Его чувствительность к стали в несколько раз выше, чем к цветным металлам. На драгоценные металлы прибор практически не реагирует. Прибор имеет фиксированную установку чувствительности, достаточно высокую стабильность работы, высокую пропускную способность. Наших специалистов-разработчиков из СКБ ВВ очень удивило то, что металлоискатель с устаревшим принципом обнаружения, основанным на постоянном электромагнитном поле, даже при минимальной чувствительности уверенно обнаруживал стволы даже небольших пистолетов.
Для обнаружения взрывчатых веществ предназначался портативный газоанализатор - детектор ВВ типа «ПД-3» Фирмы «ИАЛ» производства Великобритании.
Проблема неконтактного выявления ВВ тогда, да и в настоящее время так и не решена, поэтому все существующие обнаружители ВВ обладают теми или иными недостатками. При выборе газоанализатора «ПД-3», вероятно, руководствовались простотой эксплуатации, а также необходимостью как-то обозначить процедуру поиска ВВ.
С целью определения технических возможностей газоанализатора «ПД-3» были проведены широкие испытания прибора на различных типах ВВ. Крайне скромные результаты испытаний были использованы при разработке инструкции по применению газоанализаторов «ПД-3». Кроме того, специалисты ГУВО МВД СССР приняли участие в испытаниях химических средств для экспресс-анализа ВВ и отечественного газоанализатора «Эдельвейс», разработанного накануне.
Интересной была реакция начальника главка Андрея Михайловича Волкова, когда ему доложили о неудовлетворительных результатах испытаний газоанализаторов. Он задумался и сказал, что в войну для поиска мин использовались собаки и следует изучить возможность использования собак при досмотре. Мы разыскали специалистов, которые подтвердили безусловное превосходство собачьих носов перед электроникой; была решена проблема обеспечения процесса обучения коллекцией взрывчатых веществ (нашлась, к удивлению, в нашей системе), нашли деньги и на закупку собак в Нальчикской школе служебного собаководства. Процесс пошёл.
К маю 1979 г. Минвнешторгом были заключены контракты на поставку 47 рентгеновских установок «Микродоза-130Е», 47 металлоискателей «Фрискем-512Ф», 43 газоанализаторов «ПД-3» на общую сумму 1 млн. 150 тыс. рублей. Учитывая трудности поставки аппаратуры из Соединенных Штатов Америки, контракты были заключены через посреднические фирмы, а именно: фирма «Виделком СА» (Швейцария) обеспечила поставку установок «Микродоза-130Е», фирма «Калифорния Интернейшнл трейд» (США) установок «Фрискем-512Ф». Однако, несмотря на это, сроки поставок неоднократно срывались по вине фирм-изготовителей. УВО МВД СССР совместно с Минвнешторгом проделали значительную работу по обеспечению поставок, в результате чего к началу 1980 года вся аппаратура была получена и распределена по олимпийским городам.
Приёмка и проверка качества аппаратуры осуществлялась на местах с участием экспертов Торгово-промышленной палаты СССР.
В целях обеспечения независимости от иностранных фирм при эксплуатации импортной техники в г. Москве были организованы учебные сборы технического персонала службы досмотра.
В июле-августе 1979 г. специалистами фирмы-изготовителя «АСиЕ» проводилось обучение по рентгеновским установкам «Микродоза-130Е». Программа обучения состояла из теоретической части и курса практических занятий по устранению возможных неисправностей. Нашим инспекторам-инженерам, успешно сдавшим зачёты, были выданы фирменные сертификаты на право монтажа и гарантийного обслуживания установок «Микродоза-130Е», включая ремонт отдельных функциональных частей. В дальнейшем наши специалисты обеспечили бесперебойную работу оборудования, а когда оно было передано в систему ГУИТУ, они провели обучение технического персонала ИТУ. Надо было видеть, как те, до Олимпиады не знавшие принципа работы логических ячеек, блестяще рассказывали о работе процессоров и блоков памяти - и это в 1980 году!
В связи с тем, что фирма «Инфенетикс», изготовитель металлоискателей «Фрискем-512Ф», отказалась выделить своих специалистов для обучения технического персонала службы досмотра, а также не предоставила для этой же цели необходимую техническую документацию, обучение было проведено по сокращенной программе представителем фирмы «КИТ» - поставщика металлоискателей. Слушатели, прошедшие обучение, получили сертификаты на право гарантийного обслуживания металлоискателей «Фрискем-512Ф». Объём полученных знаний позволял производить гарантийный ремонт установок только путём замены функциональных узлов без права ремонта самих узлов.
По окончании обучения ГУВО МВД СССР организовало проведение эксплуатационных испытаний металлоискателей «Фрискем-512Ф» с целью уточнения пределов технических возможностей и диапазона рабочей чувствительности. По результатам проведённых испытаний, а также по зарубежному опыту применения подобной аппаратуры был принят единый эталон для настройки прибора - эквивалент пистолета Р-6I венгерского производства, весом около 500г, с корпусом из алюминиевого сплава, и дополнена инструкция по настройке и эксплуатации металлоискателей «Фрискем-512Ф».
Для проведения личного досмотра планировалось использовать ручные металлоискатели. ГУВО МВД СССР совместно с СКВ ВНИИБД МВД СССР и ГосНИИЭРАТ ГА провело сравнительные испытания серийных образцов металлоискателей отечественного и иностранного производства. В результате испытаний был принят для службы досмотра отечественный металлоискатель ВМ-20Н «Гамма» и разработана инструкция по его применению.
Описанная выше аппаратура была использована на КПП для лиц, имеющих официальный олимпийский статус. Каждый пост досмотра оснащался рентгеновской установкой «Микродоза-130Е», стационарным металлоискателем «Фрискем-512Ф», газоанализатором «ПД-3», двумя ручными металлоискателями «Гамма», столами для досмотра багажа и ручной клади и кабиной личного досмотра. Помимо этого, КПП были оборудованы системами тревожной сигнализации. Кнопки сигнализации располагались около установок «Микродоза-130Е» и «Фрискем-512Ф», на столах досмотра и в кабинах личного досмотра.
Для эксплуатационного обслуживания средств тревожной сигнализации, периодической настройки металлоискателей «Фрискем-512», замены источников питания в металлоискателях «Гамма», зарядки аккумуляторов газоанализаторов «ПД-3», а также круглосуточного контроля за работой досмотровой техники, её включения и выключения, оказания помощи при проведении регламентных работ на КПП были введены электромонтёры, прошедшие специальную подготовку. Все они наряду с теоретическим курсом прошли практическую подготовку по осуществлению технического обслуживания досмотровой техники в период проведения стажировки личного состава службы досмотра в аэропортах олимпийских городов.
В связи с возложением на службу вневедомственной охраны дополнительных задач по досмотру обслуживающего персонала из числа советских граждан ГУВО МВД СССР совместно с СКБ ГУВВ МВД СССР в сжатые сроки организовало и провело испытания отечественного стационарного металлоискателя «Флокс». В результате испытаний заводу-изготовителю были даны рекомендации по доработке металлоискателей с целью улучшения внешнего вида и эксплуатационных характеристик. После доработки металлоискатель «Флокс» был принят для оснащения КПП для досмотра обслуживающего персонала из числа советских граждан.
Во время проведения стажировки личного состава в период с сентября 1979 по май 1980 г. технический персонал службы досмотра осуществлял монтаж, настройку, ремонт и текущее обслуживание досмотровой техники. 9 месяцев непрерывной эксплуатации техники показали достаточно высокий уровень подготовки технической службы, позволивший отказаться от услуг иностранных специалистов при монтаже и ремонте вышедшей из строя техники. В процессе стажировки был обобщён опыт эксплуатации и ремонта досмотровой техники. Обобщённые материалы были направлены в подразделения службы досмотра олимпийских городов для использования в работе.
В соответствии с разработанной технологией проведения досмотра на олимпийских объектах были определены необходимая численность личного состава службы досмотра и источники комплектования. В г. Москве для этих целей высвобождался моторизованный полк милиции ГУВД Мосгорисполкома, содержащийся за счет средств и численности вневедомственной охраны, с одновременной заменой его на маршрутах патрулирования вновь создаваемыми в районах взводами милиции вневедомственной охраны. В других городах формировались специальные подразделения милиции вневедомственной охраны:
- в г. Таллине - дивизион милиции /72 чел./; - в г. Киеве - дивизион милиции /64 чел./;
- в г. Минске - два моторизованных взвода милиции /53 чел./;
- в г. Ленинграде - моторизованный взвод милиции /36 чел./;
- в Московской области - моторизованный взвод милиции /27 чел/.
В дальнейшем в связи с дополнительными задачами по организации пропускного режима и досмотра советского обслуживающего персонала и автотранспорта службе досмотра были приданы дополнительные силы:
- в г. Москве - Рязанская высшая школа МВД СССР - 980 чел. и Московская высшая школа милиции МВД СССР - 300 чел.;
- в г. Химки Московской области - Воронежская специальная средняя школа милиции МВД СССР - 130 чел.;
- в г. Ленинграде - Ленинградская специальная средняя школа милиции МВД СССР - 80 чел.;
- в г. Минске - Минская специальная средняя школа милиции МВД СССР -120 чел.;
- в г. Таллине - Вильнюсская специальная средняя школа переподготовки начальствующего состава МВД СССР - 260 чел.;
- в г. Киеве - Киевская высшая школа МВД СССР - 130 чел.
Всего в службе досмотра было задействовано около 4500 человек, в том числе 1200 работников вневедомственной охраны, 2300 слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР с учётом вспомогательного персонала, 360 сотрудников органов внутренних дел из числа женщин, 108 переводчиков, а также сотрудники органов госбезопасности, кинологи, электромонтёры и военнослужащие внутренних войск. Для работы в службе досмотра отбирались наиболее подготовленные, культурные, грамотные, вежливые и преданные служебному долгу милиционеры, проработавшие в органах внутренних дел не менее 2-3 лет. МВД Белорусской, Украинской, Эстонской ССР, Главные управления внутренних дел Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Леноблгорисполкомов в сжатые сроки осуществили комплектование этих подразделений, организовали медицинское обследование, внеочередную служебную переаттестацию и специальную проверку всего личного состава службы досмотра с целью допуска к работе с участниками Олимпийских игр и иностранными гостями.
Для обучения личного состава службы досмотра на местах были созданы учебные базы, оснащённые необходимыми средствами досмотровой техники и учебно-методическими пособиями.
ГУВО МВД СССР в сжатые сроки разработало «Программу специальной подготовки личного состава строевых подразделений милиции службы досмотра вневедомственной охраны при органах внутренних дел» в объёме 588 учебных часов и «Программу специальной подготовки личного состава органов внутренних дел, слушателей, курсантов, начальствующего и рядового состава учебных заведений МВД СССР и работников милиции, привлекаемых к несению службы по осуществлению специального контроля и досмотра на КПП олимпийских объектов с применением поисковой техники по обнаружению оружия, взрывчатых веществ и средств взрывания» в объёме 210 учебных часов.
Указанные программы были согласованы с Управлением учебных заведений, Управлением по охране общественного порядка и безопасности ХХII Олимпийских игр и утверждены заместителем министра внутренних дел СССР генерал-лейтенантом внутренней службы Борисом Шумилиным.
Для проведения занятий по специальной подготовке привлекались специалисты инженерных войск Министерства обороны, органов госбезопасности, таможенной службы, гражданской авиации, Управления аккредитации Оргкомитета «Олимпиада-80», ОТУ МВД СССР, ГУВВ МВД СССР, СКБ ОКТ ВНИБД МВД СССР. На занятиях, помимо лекционных материалов, широко использовались наглядные пособия, учебные кинофильмы, образцы оружия и взрывных устройств, образцы поддельных документов.
Особое внимание уделялось политико-воспитательной работе и обучению личного состава практическим навыкам работы с поисковой аппаратурой.
Учитывая, что качество проведения специального контроля и досмотра во многом зависело от практического опыта операторов, который невозможно приобрести в учебном классе, совместно с Министерством гражданской авиации был решён вопрос о стажировке работников службы досмотра вневедомственной охраны в аэропортах Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Минска с использованием поисковой техники, предназначенной для олимпийских объектов. В этих целях было подготовлено и направлено на места совместное указание МВД и МГА СССР.
При проведении этой работы приятно удивило доброжелательное отношение к нашим проблемам руководителей службы безопасности МГА СССР. Заместитель министра Н. Тимофеев, начальник Управления безопасности Н. Толстыко, начальники отделов этого управления и сотрудники ГосНИИЭРАТ во всём шли навстречу нашим просьбам. Они делились своим опытом организации досмотра, помогали в проведении испытаний аппаратуры. И конечно, предоставление аэропортов для практической работы в боевом режиме было бесценным подарком, во многом обеспечившим нашу успешную работу на Олимпиаде.
Практически такая стажировка была начата уже в октябре 1979 года и завершена к 20 мая 1980 г. Только в московском аэропорту «Внуково» и Центральном аэровокзале при досмотре авиапассажиров и их ручной клади за 7 месяцев было обнаружено и изъято около 300 ед. огнестрельного и более 2,5 тыс. единиц холодного оружия, 2,5 кг взрывчатых веществ, 1200 ед. патронов, более 1,5 тыс. литров легковоспламеняющихся и ядовитых веществ, 8 икон, 20 коробок с золотыми перстнями и т.п.
Для организации специального режима на 19 основных олимпийских объектах в городе Москве, Московской области, в городах Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине необходимо было в сжатые сроки спроектировать и построить более 70 контрольно-пропускных пунктов.
В связи с тем, что вопросы строительства КПП и размещения на них поисковой техники решались впервые и проектные организации не имели специалистов для решения этих задач, ГУВО МВД СССР разработало и направило на места образец технического задания. Для уточнения технических заданий ГУВО МВД СССР и его аппараты на местах провели тщательное обследование всех олимпийских объектов, на которых предполагалось введение специального режима. В обследовании объектов принимали участие как инспекторы службы, так и инженерно-технический состав, а также специалисты внутренних войск МВД СССР. По результатам обследований разрабатывались и направлялись в проектные организации конкретные технические задания на строительство КПП. В технических заданиях были представлены схемы размещения досмотровой аппаратуры на КПП, определены требования к силовым и слаботочным цепям и т.д.
Учитывая крайне ограниченные сроки строительства, а также временный характер контрольно-пропускных пунктов, техническими заданиями предполагалось, что большинство КПП олимпийских объектов должны размещаться во временных павильонах или в существующих зданиях с минимальными переделками помещений. В гостинице «Россия» , например, для досмотра обслуживающего персонала предусматривалось строительство временного павильона, а для досмотра лиц, имеющих официальный олимпийский статус, в холлах гостиницы отгораживались декоративными щитами помещения для установки поисковой аппаратуры и размещения службы досмотра.
Для ускорения строительства КПП ГУВО МВД СССР и его подразделения на местах организовали техническое сопровождение проектно-строительных работ. За каждым объектом были закреплены инженерно-технические работники, которые оперативно решали совместно с проектными и строительными организациями все возникающие вопросы. Например, своевременное вмешательство в проектирование КПП Олимпийской деревни г. Москвы позволило предусмотреть остекление зала досмотра, правильно сконфигурировать линию досмотровой техники, что обеспечило максимальную пропускную способность КПП в часы пик, а также создать необходимые бытовые удобства для дежурного персонала.
Вместе с тем в связи с задержками в финансировании, неудовлетворительной работой строительных организаций на ряде объектов Москвы, Киева, Ленинграда сроки строительства КПП находились под угрозой срыва. Об указанных недостатках неоднократно информировались Оргкомитет «Олимпиада-80», партийные и советские органы, где принимались соответствующие меры.
С марта 1980 года ход строительства взяли под контроль созданные на каждом олимпийском объекте штабы СБиООП. В результате всех мер строительство КПП на всех основных олимпийских объектах со специальным режимом было закончено в установленные сроки - 10-20 июня 1980 года.
В соответствии с утверждённым графиком, с 25 мая 1980 г. начался вывоз досмотровой техники на олимпийские объекты г. Москвы. На всех объектах монтаж и настройка техники были завершены до введения специального режима. Проведённый анализ результатов монтажа и пробной эксплуатации техники на ряде объектов потребовал принятия дополнительных мер по повышению надёжности энергоснабжения - введения защиты и автоматически переключаемых аварийных линий электропитания. На всех КПП, оборудованных досмотровой техникой, было проведено рентгено-радиологическое обследование рентгеновских установок «Микродоза-130Е» и металлоискателей «Фрискем-512Ф», которое подтвердило полную безопасность указанного оборудования для обслуживающего персонала и проверяемых лиц. Непосредственно перед введением специального режима досмотровая техника была комиссионно принята в эксплуатацию.
На заключительном этапе подготовки службы досмотра к предстоящим Играм XIII Олимпиады руководителей службы досмотра ряда олимпийских объектов города Москвы заслушал заместитель министра внутренних дел СССР. В ходе заслушивания были вскрыты некоторые недостатки в организации службы, которые до введения на объектах специального режима были оперативно устранены.
С 15 июня 1980 года на всех олимпийских объектах приступили к работе объединенные оперативные штабы безопасности и охраны общественного порядка. На олимпийских объектах со специальным контрольно-пропускным режимом в их состав вошла служба досмотра, имевшая структуру, утверждённую приказом МВД СССР.
Для решения вопросов, связанных с выявлением, опознанием и обезвреживанием взрывчатых веществ и взрывных механизмов, службе досмотра придавались кинологи со специально обученными служебно-розыскными собаками, саперные подразделения инженерных войск и лаборатории экспресс-анализа оперативно-технических служб МВД СССР, оснащённые отечественными газоанализаторами «Эдельвейс» и специальными химическими индикаторами. В олимпийских деревнях Москвы и Таллина на КПП для лиц, имеющих официальный олимпийский статус, были организованы таможенные пункты для выполнения таможенных формальностей в случае обнаружения у иностранцев предметов, запрещённых к ввозу в СССР.
В процессе работы по введению специального режима были уточнены и дополнены ранее разработанные графики несения службы, функциональные обязанности сотрудников, инструкции по осуществлению пропускного режима, специального контроля и досмотра для каждого конкретного КПП с учётом особенностей олимпийских объектов и складывающейся оперативной обстановки. Были найдены и отработаны оптимальные формы взаимодействия досмотровой службы с другими службами оперативных штабов БиООП. Проводились учения по отработке действий личного состава службы досмотра в конфликтных ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах. Все контрольно-пропускные пункты были обеспечены образцами олимпийских пропусков и удостоверений.
Для обеспечения качественного технического обслуживания и ремонта досмотровой техники в Москве были оборудованы две подвижные ремонтные группы на базе микроавтобусов РАФ-2203, оснащённые необходимыми запасными частями, материалами и измерительной аппаратурой.
За время эксплуатации с 15 июня по 5 августа вся досмотровая техника работала нормально. Возникавшие неисправности устранялись быстро и квалифицированно. Среднее время, затраченное на поиск и устранение неисправности, составило 20 минут. Не было зафиксировано ни одного случая возникновения напряжённой обстановки на КПП по причине неисправности досмотровой техники. Рентгеновские установки «Микродоза-130Е», стационарные металлоискатели «Фрискем-512» и «Флокс», ручные металлоискатели «Гамма» подтвердили свою эффективность. Применение этих средств позволило исключить возможность проноса на олимпийские объекты холодного и огнестрельного оружия, взрывных устройств и их составных частей.
За период осуществления специального контрольно-пропускного режима на КПП олимпийских объектов с 16 июня по 4 августа 1980 года сотрудниками службы досмотра было обследовано 1 млн. 103 тыс. мест багажа и ручной клади лиц, имеющих официальный олимпийский статус, 28 тыс. единиц автотранспорта. Обнаружено и изъято 250 ед. холодного и 4 ед. огнестрельного оружия, а также 42 детали к нему, 4658 патронов. Кроме того - 885 неправильно оформленных олимпийских пропусков у обслуживающего и иного персонала из числа советских граждан.
За весь период осуществления специального режима не было допущено случаев проноса /провоза/ на территорию олимпийских объектов огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или дезорганизации Олимпиады-80, а также не было допущено незаконного проникновения на территорию олимпийских объектов лиц, имеющих подобные намерения.
Руководством МВД СССР, КГБ СССР дана высокая оценка работы службы досмотра на XXII Олимпийских играх. Приказом министра внутренних дел СССР было поощрено около 400 работников службы досмотра. Наиболее отличившиеся были представлены к правительственным наградам.