Feb 13, 2024 02:16
Послушал из Камерного Зала Филармонии трансляцию Московского Ансамбля Современной Музыки, в программе Сюита из музыки к пьесе Хлебникова "Ошибка Смерти" Лурье , доведённая Раскатовым, по мне слишком остроугольная, музыка жёсткая, агармоническая, вырывающая из настроения благодушия. Но как документ эпохи - написание и попытка постановки сразу после Революции, первая постановка 1920й - уместно, и по абстрактности может звучать без цензурных вопросов уже сейчас.
"Регтайм" Стравинского, в переложении для Флейты, Кларнета, Фортепиано, Скрипки и Виолончели я уже, как ни странно, слышал. Авторского в нём с обусловленным формой приблизительно поровну, вещь сбалансированная, гротескная, театральная, или, если угодно, живописная.
Рославца Первая Камерная Симфония, завершена Раскатовым, в переложении для Флейты, Кларнета, Фортепиано, Скрипки и Виолончели, всё равно оставляет ощущение частичности - после уточнения прояснилось, что это, действительно, только набросок - и какой-то страдательности. Пишут про близость и развитие идей Скрябина - ну, у Николая Александровича безграничный полёт фантазии, а тут надломленность нет, но какая-то согнутость, что ли: вроде игры и много, но общее чувство такое. Идеологически это близко Шостаковичу, хоть техники и методы совершенно иные.
Лигети два этюда, "Радуга" и "Лестница Дьявола", при всей атональности, может и большей, чем чего-то иного, понравились из программы больше всего. Там за всем этим довольно строгая форма, осмысленная, с малым количеством произвольных допущений, вот и звучит солидно.
Шаррино "Меланхолия" - попытки виолончели к лирике, со скользящими, впрочем, хвостиками, прерываются отрывистыми фразами фортепиано, которое скорее противоречит ей, чем аккомпанирует. Виолончель тут, вероятно, душа, возможно мечты, тогда как фортепиано реалии. Смысл понятен, радости действительно добавляет мало.
Мюрая "Мистическая Лодка" для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки, и виолончели - на мой взгляд в общем-то всё равно, какими именно причинами современный композитор объясняет чередование кластерных аккордов фортепиано со спорадическими атональными взбрыками разных инструментов, и как именно оно называется. Звучит оно, на мой слух, мало отличимо одно от другого, опознать программу или метод по самой музыке нет никакой возможности, если бы конкретное произведение называлось "Заброшенный Храм в Джунглях Ночью" и предварялось легендой о том, что автор, де, наследник Сати и специально выезжает на плэнер, потом оформляя музыкально, было бы то же самое.