В свете написанного мною эпического труда «Вся правда о заочке», хотелось бы всё это дело обобщить, и подытожить в едином посте, вместе со своими мыслями и некоторым жизненным опытом.
Представим себе ситуацию. Гипотетический ученик заканчивает школу. Одиннадцать лет его активно утрамбовывали знаниями, стараясь преподать как можно больше. И это правильно, так как способность к обучению в этом возрасте самая высокая, а знания лишними не бывают. Но вот прошли вручение аттестатов, отгремели с разной степенью позора выпускные, и следующее утро этот вчерашний ученик встречает свободным от школы человеком. И возникает вполне закономерный вопрос:
А что дальше?
Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Нагрузив ученика всеми возможными знаниями, ему обычно забывают дать главное - профессиональные ориентиры. И это вскрывает одну из главных проблем нашей образовательной системы, по сравнению с которой выклинивания денег и старые учебники уходят далеко на второй план.
ОТСУТСТВИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Человек заканчивая школу, редко имеет представление, куда идти дальше. На западе данный вопрос решается давно, и весьма успешно. Это и открытые уроки профессий, задания, вроде «расскажи о работе родителей», профкурсы, а так же экскурсии на различные рабочие места. Ученики, по крайней мере хотя бы имеют хоть какие-то общие представления как о своих возможностях и желаниях, так и о том, куда они могут пойти работать или учиться дальше. У нас, как обычно, таких возможностей нет. Ученики тупо не представляют чего хотят, и как этого добиться. Возможно, именно поэтому у нас принято сразу после школы идти на высшее образование, и из этого следует такая проблема.
ВОПРОС РАННЕГО ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как выясняется, это типичный феномен СНГ. Во всём остальном мире, это скорее исключение. Человек после школы несколько лет работает или занимается какой-либо общественной деятельностью, для того что бы обозначить для себя рамки своих рабочих возможностей, а так же возможные пути своего профессионального роста. 25 лет - средний возраст студента, например, в Европе. Считается, что человек в этом возрасте уже достаточно взрослый, что бы трезво оценить свои возможности и начать реализовывать себя. Многие и без последующего образования могут выбрать для себя карьеру, и вполне успешно. В 17-18 лет редко кто точно может сказать чего он хочет. Кто-то может возразить, приводя железный аргумент «А зачем зря год терять?». А за тем, что если пойти не туда, куда нужно, можно потерять пять лет, и всё равно человек остаётся в исходной точке выбора профессии. «Так и что, - ответят те же, - всё равно диплом для устройства на работу необходим, не всё ли равно какой?». Нет. Это приводит к другому вопросу:
ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Не редкая картина: Человек подаёт документы в 3-4 ВУЗа, причём на разные специальности для того, что бы поступить хоть куда. Конечно, ведь остановиться и перевести дух не наш метод. В первом пролетел по конкурсу, во втором не добрал баллов. Из двух оставшихся выбирает то место, где платить меньше, а не ту, которая больше подходит. Но ведь может именно она может стать тем трамплином, который поможет реализовать себя. По статистике, только 10-15% людей идут работать по дипломной, или около дипломной специальности, а остальные после учёбы забив на пять лет работают там, где придётся. Тем более многие цепляются именно за высшее образование как за единственно верный вариант получения профессии, напрочь забывая о колледжах, училищах, и других средне-специальных учебных заведениях, которые может и не смогут дать больше академических знаний, но смогут дать реальный практический опыт профессии. Ну а если припрёт необходимость именно в дипломе о высшем образовании, всегда можно пойти учиться заочно. Но, следует помнить, об особенностях связанных именно с этим видом образования.
Итак, не смотря ни на что, вы решили пойти учиться заочно. Если совершенно не представляете что это, то
этот эпохальный цикл сможет дать некоторое представление. Как потом я понял из общения с другими студентами-заочниками, везде творится примерно тоже самое. Если вкратце, то реально быть на сессиях придётся полтора-два месяца в году, а вся остальная самоподготовка на совести самого студента. Что бы выгнали с заочного отделения нужно постараться. Так как в основном там учатся платно, то ВУЗ вместе с вашим уходом будет терять деньги. Но, в заочном обучении есть свои особенности и некоторые правила, соблюдая которые можно не только просто получить диплом, но и зарекомендовать себя как нормальный студент, что сильно облегчит жизнь при учёбе.
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ НА ЗАОЧКЕ
- Самое главное, не забивать ни на что. В ВУЗе придётся бывать не то что бы очень часто, поэтому наплевательское отношение не пройдёт. Это не «легальная покупка диплома», а вполне реальная учёба.
- Не копить долги, и сдавать их при первой же возможности. Как это не редко бывает, один забытый хвост может тянуть за собой вниз всю зачётку, не допуская вас на последующие курсы.
- Выходя на межсессию не отодвигать выполнение заданий на большой срок. Знаю, как не хочется браться за них сразу после учёбы, но выполнять их сразу, «пока не забыл», легче.
- То же касается библиотечных книг. Прибегайте к ним как к последнему средству так как их дают только на период сессии, и побольше копируйте, или если есть возможность, сканируйте.
- Постарайтесь запомнить всех преподавателей по именам и фамилиям, что бы не вносить лишнюю путаницу при их поиске.
- Преподавателям часто не до вас. Нередко о вашем существовании будут забывать сразу после сессии. В лучшем случае если примелькаетесь на кафедрах, то будут помнить курсу к четвёртому. А пока вы для них <специальность><курс>.
- Не старайтесь запомнить группу с первого курса, часто с него и уходят. Вот начиная со второго курса начинается хотя бы узнавание, кто есть кто.
- Но при этом необходимо с первого курса налаживать коммуникации внутри группы. А именно списки телефонов, и крайне желательно группа в вк. Или хотя бы обще групповая почта. Это очень важно, так как учебная информация и материалы могу оказаться у одного и оперативное распространение вопрос очень серьёзный.
- Старосту, и ответственных людей необходимо выбирать сразу, и при том из тех, кто этого реально хочет:)
В целом как то так. Если ещё что-нибудь придумаю, то дополню. Удачи)
P.S.: Знаю, картиночки немного не в тему, но меня зацепили. К сожалению, художника и ссылку на оригинал не знаю. Если кто в курсе, напишите.
Poll