Лас-Вегас, далее везде - Забрицки пойнт - окончание

May 07, 2023 01:05

Следующей точкой на маршруте был Мозаичный каньон, расколовший-таки северный склон горы под названием Таки. До этой поездки я не сильно интересовался, что представляет из себя Долина Смерти. Оказалось, что она - не просто участок суши между двумя горными хребтами, а весьма гористая впадина, изрезанная с севера на юг тремя сдвиговыми разломами. Горст, грабен - эти слова я помню со школы. Грабен - это и есть тот участок земли, который в результате тектонических процессов оседает по отношению к соседним участкам. При определенном увеличении на спутниковой карте долина смерти выглядит углублением, вырытом исполинской лапой с четырьмя когтями. Между пальцами этой лапы остались внутренние хребты, и гора Таки венчает с севера самый высокий из этих них - Панаминт с выдающейся вершиной по имени Телескоп. Наиболее глубокий «процарапанный» разлом прилегает к этому хребту с востока, и глубина его достигает 82 метров по отношению к уровню моря в районе почти сухого соленого озера Гадкая вода. Были бы в Калифорнии люди с глобальным мышлением, такие, как задумывали в СССР поворот северных рек, наверное, предложили бы прорыть канал до океанского побережья, чтобы воды Калифорнийского течения заполнили Долину Смерти и создали теплое мелководное и неимоверно продуктивное море, на берегах которого развилось бы рыболовство, шикарные курорты и водные виды спорта. Тем более, что мелководный океан когда-то плескался здесь в древности. А так сейчас в Долине Смерти вода большую часть года в дефиците, да и та «гадкая», то есть к питью непригодная. Водотоки здесь тоже существуют только короткое время после сезона дождей, Печной ручей (Фернес-крик) и река Амаргоса протекают через северную часть долины и, в конечном итоге, исчезают в песках и солёных отложениях дна долины.
[На фото: Разноцветье склонов в разломах горы Таки]



Мозаичный каньон мы нашли легко - парковка с постоянно меняющимся десятком машин, до которой пару километров от основной асфальтированной дороги, хорошо заметна даже с внушительного расстояния. Через несколько сот метров от парковки начинается собственно каньон - вначале широченный как проезжая дорога, местами расширяющийся почти до сотни метров. Удивительно как вода могла прокопать такое в этих засушливых местах. Но потом я прочитал в сети, что Мозаичный каньон - это дренажный канал северного склона горы Таки, который отводит воду с территории площадью более 10 квадратных километров. Тогда все стало на свои места.


На стенках каньона почти от входа проступают эти самые мозаики, сложенные из отдельных камней, впрессованных в окаменевшую глину. Честно говоря, так себе произведение искусства.


Геологи называют эти слои «брекчия», т.е. нечто, состоящее из обломков. Обломки материнской породы - это доломит, похожий на мрамор (но вроде бы это не одно и то же). Эта порода вначале оседала на дно древнего океана в виде карбонатно-кальциевых илов с включением обломков раковин, фрагментов кораллов, органики и прочих осадков. Потом эти осадки проваливались на большую глубину под более молодыми материалами, прессовались и закалялись под большим давлением и температурой и снова выныривали на поверхность в результате сдвигов, разломов и эрозии.
[На фото - доломитовые стены каньона]


По мере движения вверх каньон сужается. Здесь ущелье поворачивает влево почти на 90 градусов, а стены и «пол» вымощены сероватым мраморо-подобным доломитом, отполированным водой до блеска. Когда возвращались назад, любимая решила соскользнуть вниз по каменному желобу вместо того чтобы медленно карабкаться по скользкой поверхности, держась за мозаичную стенку. Получилось не хуже, чем на горке в аквапарке, только «насухую». Через три километра каньон прерывается уступом в человеческий рост. Многих это не останавливает, они забираются на уступ и идут по каньону дальше. Мы спросили возвращавшихся - как там? И получили ответ, что в общем-то все то же самое. Поэтому дальше уступа мы в Мозаичный каньон не пошли. Честно говоря, не обязательная к посещению достопримечательность.
[На фото: отметка уровня моря у дороги]


От Мозаичного каньона мы направились на юг и вскоре миновали отметку уровня моря, от которой дорога продолжала идти под уклон. На ближайшей развилке двинулись налево - и вот уже очередная парковка у видовой площадки Забрицки-пойнт. Киноманы сейчас сделают стойку на «что-то знакомое», но в фильме Антониони сам Забрицки-пойнт - не более чем мелькнувшая декорация - иллюстрация пустыни. В этом месте компания, управлял которой господин Забрицки когда-то добывала руду, содержащую борат натрия, и караванами мулов вывозила её к железнодорожной ветке и дальше на переработку. «Дорога мулов» тоже позиционируется здесь как достопримечательность, и мы по ней проехали, но после пейзажей, открывающихся с видовой площадки имени Забрицки, местность вдоль дороги выглядит бледненько.
[На фото: Виды с площадки Забрицки-пойнт - справа, слева, вперед, панорамный вид]








По небу разгуливали облака, освещение из-за этого менялось, менялись и краски пейзажей. После дороги мулов мы вернулись к развилке дороги и поехали по правой ветке. Через несколько километров мы завернули на окружную дорогу, ведущую к «палитре художника» - выходам на склонах хребта разноцветных горных пород. Художник, надо сказать, рисовал одной темперой пастельных тонов. Обещанных рекламными проспектами ярких красок мы не обнаружили, хотя и нагуляли по тропам очередную пару километров.
[На фото: картинка и реальность]


Дальше дорога нас повела к солончакам на месте высохшего озера под названием «Гадкая вода». Постеры у парковки утверждают, что в среднем плейстоцене (от 10 000 до 12 000 лет назад) здесь простиралось внушительное озеро длиной более 150 км и до 200 метров глубиной. Народ натоптал по солончаку широкую дорогу ослепительно белого цвета - так выглядит измельченная подошвами соль. В сторону от дороги кристаллы соли выглядят серыми, но более фантазийными по форме. На скале над парковкой укреплена небольшая табличка, указывающая положение уровня моря.




На обратном пути в Вегас пришло время подлить в бак бензина. О ужас! Никто и не предполагал, что в этих районах Калифорнии галлон может стоить 7,20 вместо привычных 4,6-4,8 доллара в Неваде. Но выбирать не приходилось, не на мулах же возвращаться.
[На фото: Почти Килиманджаро на обратном пути в Лас-Вегас]


В общем, такая вот интенсивная и запоминающаяся получилась прогулка. Не думал, что буду рассказывать о ней больше года.
[На фото: Зайчик в аэропорту Лас-Вегаса]


А с экспедицией тоже получилось вполне успешно, насколько могло в феврале-апреле 2022 года получиться. Наше российское судно отработало сколько смогло, исходя из запаса топлива. Мы с агентом вначале склоняли руководство ВНИРО на второй заход в Датч-Харбор, чтобы выгрузить оборудование, пробы и канадского профессора, тем более, что американская сторона безопасность захода гарантировала. Наши не решались, а потом и агент сообщил, что все три датч-харборовских заправщика отказываются продавать топливо российскому судну. Пришлось прорабатывать другие варианты высадки. Агент говорил, что портовый катер может снять человека на расстоянии в три мили от порта, наши не соглашались заходить в 12-мильную зону. Беспечное руководство института говорило - ничего страшного, привезём профессора в Россию, а оттуда отправим самолётом, даже за свой счёт. Я представлял себе профессора, привезённого в нашу родную страну без визы, которым начинает заниматься совсем уже не рыбохозяйственное руководство, и на душе становилось кисло. Не говоря уже о судьбе биологических проб и оборудовании. Я просил американскую береговую охрану подойти и снять коллегу с вещами. Ответственные люди из береговой охраны говорили - с какой стати? Он не американский гражданин, а судно не в американских водах. Я информировал канадское руководство департамента рыболовства и океанов - мне отвечали, что обстановку изучают. Была надежда на работавшее в соседнем секторе канадское НИС, но у него не нашлось дополнительных суток судового времени. Вёл переговоры с компанией, которая возит туристов смотреть китов. Но они базировались не в Датч-Харборе и им до потенциального места встречи было далеко бежать. Спас ситуацию агент - он вспомнил, что в порту стоит аварийно-спасательный буксир на случай разливов нефти, команда которого в основном проводит вахты в беспечности у пирса, и выяснил, что они в принципе смогут выйти в Берингово море на расстояние в 12 миль для рандеву. Услуга получалась не дешевой, но торг был неуместен. Я тут же сообщил руководству института, что вариант, на который они соглашались - за «12-милькой», не военное судно - найден. Капитан получил указание следовать на рандеву.
Последний финт ушами был уже за авторством самого капитана, двинувшись к точке встречи, он вдруг решил, что в Беринговом море не даст сработать погода, и нужно встречаться с океанской стороны острова Уналашка. Пришлось срочно звонить агенту и пере-договариваться с буксиром. Весь день провёл как на иголках, каждый час изучая поле ветров на сайте Windy. Ближе ко времени встречи стал отслеживать на карте сайта Marine Traffic движение двух наиболее интересовавших меня судов. Хоть они и не подписаны в бесплатной версии сайта, их значки я сразу различил. Вот во внутренней гавани Датч-Харбора отшвартовывается и выходит из неё буксир Resolve Pioneer. Из океана подходит и замедляет движение НИС «ТИНРО». Ещё час - буксир уже в проливе между Уналашкой и небольшим островком Уналга в одноименном проливе Уналга-пасс. Еще два часа - «кораблики», обозначающие на карте суда, почти сливаются, двигаясь одним курсом. Потом один отстает и разворачивается на 180 градусов.
[На схеме - самая прекрасная картинка, которую все же довелось увидеть в этот день марта]


Звоню на судно, там сообщают, что как раз сами собирались мне звонить, пересадка и передача проб состоялась и прошла штатно. Погода сжалилась надо мной и всеми вовлеченными и дала короткое окошко покоя. Суда даже не ошвартовывались, подошли бортами и пересадка с перегрузом были завершены в минуты. Я тут же разослал всем заинтересованным сторонам извещение об успехе операции и благодарности за все предпринятые с их стороны усилия. Через несколько дней я участвовал в торжественной встрече в порту канадского НИС, того самого, которое отказалось идти за профессором. Он сам, кстати, тоже на мероприятие подъехал. Так вот присутствовавший на встрече начальник из канадской береговой охраны сказал, что они «внимательно мониторили ситуацию, и если что, то…» Что?! Люди - они такие люди, и во многом одинаковые во всех странах.
Аляскинские коллеги в конце марта нашли американский траулер, который мы взяли в аренду, чтобы закрыть неохваченные «ТИНРО» участки американской зоны. Так что и эту часть съемки выполнили нормально.
Итоговая схема выполненной Большой Тихоокеанской экспедиции 2022 года:


Previous post Next post
Up