Отпуск 2020, день четвертый (заключительный)

Aug 27, 2020 22:16

В который мы решаем посмотреть на интересующие нас объекты с другой стороны, тропа ведет в обрыв, христианская молодежь «вставляет» палки, а меня пытаются отравить.
И вот заключительный день отпуска настал. День полновесный, поскольку пуститься в обратный путь мы запланировали только на следующее утро. А на этот день у нас было запланировано посещение водопадов №12-14 и празднование (или оплакивание) завершения отпуска на террасе ресторана с видом на Голландское озеро. Собственно, с этого ресторанчика и началось наше знакомство с Чистоводным в прошлом году - возвращаясь из национального парка Банф, мы решили остановиться в каком-нибудь ресторанчике выпить кофе, а потом, покоренные видом на водоем с террасы, попросили меню и устроили ранний ланч.
На фото 2019 года: Вид с террасы ресторана «Расписная черепаха» на Голландское озеро

Поэтому первым делом мы заехали в «Расписную черепаху» и без проблем зарезервировали столик на памятной веранде на семь часов вечера. В поселке по случаю субботы открылась ярмарка - чтобы не допустить распространения вируса, торговые места разместили «на пионерском расстоянии» на бейсбольном поле. Мы поглазели на ассортимент, купили что-то из домашней выпечки, чтобы оправдать задержку, и двинулись по намеченному маршруту. Наша первая прогулка в этот день была запланирована на уже посещенный водопад Хелмкен, но не по северному, а по южному берегу реки Мёртл. Если с северного берега вы подъезжаете на авто чуть ли не на смотровую площадку, то по южному берегу до водопада нужно прогуляться вдоль реки около 4 км. Впрочем, тропа легкая, ухоженная. За свои 4 км она идет с небольшим уклоном на 50 метров, и только один раз пересекает грязный овраг по незакрепленному настилу из бревен. С первых десятков метров вдоль тропы начинает попадаться зрелая черника, что дополнительно усиливает положительные эмоции от прогулки. И вот уже вода в реке, вдоль которой идёт тропа, начинает нестись стремительно, поверхность покрывается белой пеной. Фотографируешь и думаешь - не дай бог оступиться, лететь вниз очень высоко.
На фото: Урез водопада Хелмкен, вид сверху по течению реки.

Южный берег каньона водопада Хелмкен для просмотра не оборудован и край обрыва ничем не огорожен, что нетипично для Канады. Тем более, что маршрут приведен в путеводителях и повсеместно рекомендован. Так что сердце у меня замирало не только от прекрасных видов падающей воды, но и от лицезрения того, как любимая скачет по самому краю, пытаясь ухватить красивый кадр камерой смартфона. В конце концов я крепко обнял её за талию и зацепился ногой за надежный корень, мол, теперь снимай сколько хочешь. А снимать было что - из-за облаков выглянуло солнышко и Хелмкен примерил на свою струю двойную радугу, точь-в-точь как на самых лучших фотографиях из путеводителей. Мы пустились в обратный путь, восторженно делясь со встречными туристами своей удачей. Увы для них, солнце буквально через минуты после нашего посещения спряталось и больше в тот день на небе не появлялось. Так что наши кадры оказались редкой в тот день удачей.
На фото: Водопад Хелмкен в обрамлении двойной радуги

На фото: Радуга крупнее

А ещё мы удачно срезали вдоль тропы пару свежих подосиновиков. Редкое явление - первый гриб мы увидели на пути к водопаду, но не стали его трогать. А когда возвращались через час с небольшим, около него выросло ещё два, которые мы никак не могли не заметить. В целом, грибов в лесу было немного, за исключением разве что «грибной лопаточки», про которую в литературе пишут, что съедобна, на попробовать желания почему-то не возникает. И без того где-то в мироздании уже пересеклись пути судеб, приведшие к попытке моего отравления вечером того же дня.
На фото: «Заросли» грибного шанцевого инструмента.

Вернувшись к парковке, мы решили пройтись по недлинной (500 м) тропе к Mash Bowl - «котлу с мешаниной» из воды реки Мёртл. Долго разбирались на карте, какие же из торчащих в русле реки скал очерчивают этот самый котёл. Сперва выбрали неверный путь к верхним порогам и были вознаграждены видом с другого берега реки на водопад Доусон. Если с левого берега реки два дня назад мы видели его «в профиль», то отсюда он хорошо виден «в анфас»
На фото: На фоне водопада Доусон на пологом правом берегу реки Мёртл

Возвращаемся к мосту, у которого оставили машину, и понимаем, что «котёл» расположен у самого моста - просто скалы не так хорошо видно из-за половодья. А мешанина и клочья пены - да, присутствуют вполне. Когда воды в реке меньше, можно пройти по скалам в пещеру у подножья центральной из них и сфотографироваться на память, оставив фотографа на мосту. Но сейчас вода переливается через самый центр порогов, пещера затоплена и спускаться к ней даже не придёт в голову.
На фото: вид на мост через реку Мёртл, у которого расположены пороги Mash Bowl

На фото: Скалы порогов Mash Bowl, вид с правого берега реки

От водопада Доусон снова поворачиваем на юг, двигаясь к Башне Зелёной горы - смотровой площадке, вынесенной над вершиной окрестных холмов, что позволяет видеть окрестные горные вершины. Само трехэтажное деревянное сооружение впечатляет, а вот вид с него сильно ограничен деревьями. Можно разглядеть расположенное в десяти километрах к западу озеро Махуд, путь к которому нам отрезан размытой дорогой по правому берегу реки Чистоводной, пики гор Трофи, Столовой, Пирамиды и иже с ними. Я не возражал против посещения этого места, поскольку рассчитывал сходить с удочкой к небольшому озеру Фут, расписанному в путеводителе, как весьма рыбный водоём, и испытать удачливые блёсенки. Да и перекусить время как раз уже подходило.
На фото: Деревянная башня Зелёной горы - Green Mountain Viewing Tower

Озеро Фут оказалось очередной сильно заросшей лужей без доступа к воде без вездехода. Так что снасти прогулял впустую и оставил нераспакованными. А вот комары в окрестностях озера оказались как будто специально натасканными на туристов - нападающие без оглядки и жалящие сходу, как осы. Пришлось спешно вне очереди обработаться антикомарином, и ехать смотреть оставленные напоследок каньоны вблизи посёлка.
На фото: Унылый вид на заросшее озеро Фут.

В каньоне №3 (они здесь от Чистоводного идут по номерам, как Первая и Вторая речки во Владивостоке) обнаружился тоже вполне себе симпатичный водопад. Мы остановились и сфотографировали его прямо с моста через дорогу. Долго искали, проезжая и возвращаясь поворот на «трехпалубный водопад» Triple Decker Falls и Свечной (не заводик, тоже водопад). В конце концов решили остановиться и спросить у женщины, сидящей в грузовичке, съехавшем прямо в глубокую обочину. Как оказалось, там и начиналась тропа, по которой можно, в принципе, пойти до реки Чистоводной и дальше вдоль неё по левому берегу прямо в посёлок.
На фото: Вид на водопад в третьем каньоне.

Путеводители предупреждают, что тропа к Свечному водопаду очень крутая, 230 метров снижения на расстоянии примерно в километр. И мы в этом убедились практически с первых шагов. Правда, у нас в машине «живут» треккинговые палки, с помощью которых передвигаться по крутым склонам гораздо проще. А местный союз христианской молодёжи даже устроил у входа на тропу бесплатный прокат таких палок, наверное, чтобы облегчить жизнь местным травматологам.
На фото: Бесплатный прокат треккинговых палок у входа на тропу к Свечному и Трехпалубному водопадам

Тропа уходила вниз и вниз. По бокам её громоздились свеженькие еловые маслята, словно дразнясь - а наберите-ка нас полный багажник в этот практически без-грибной год. Но у нас на вечер был запланирован поход в ресторан, а не чистка и заготовка грибных полуфабрикатов в условиях пусть просторного, но номера в мотеле. Поэтому грибы мы полностью проигнорировали, гордо прошагав мимо них. Прошли также поворот вниз к «трехпалубному», но решили заглянуть к нему на обратном пути. Долго ли коротко вышли на утёс над рекой Чистоводной, с которого тропа дальше уходила отвесно вниз, а чтобы туристы на разбивались насмерть, вниз свешивалась привязанная к дереву толстая верёвка. Мы подавили в себе порыв ринуться ещё на сотню метров вниз, вовремя сообразив, что если мы и спустимся вниз благополучно, назад нам за оставшееся до бронирования в ресторане время точно не вскарабкаться. А машина осталась у начала тропы. Так что, если Вы собрались посетить Свечной и Трехпалубный водопады за один раз, договаривайтесь с друзьями, чтобы они вас забросили наверх, а потом ожидали через восемь километров в поселке на уровне русла реки Чистоводной. А если любите трудности - смело выходите из посёлка, договорившись, чтобы кто-то подобрал Вас, измученных тяжёлым подъемом по отвесной скале, у дороги.
На фото: Вид с утёса над рекой Чистоводной.

Мы вернулись к Трёхпалубному водопаду и насладились его изысканной «конструкцией», напоминающей двухпалубный Малтнома-фолз у орегонского Портленда. Струя водопада последовательно падает в три чаши, одна за другой, придавая ему уникальный ступенчатый вид. Но если перешагнуть сломанное ограждение тропы в верхней части водопада, то можно подкрасться к краю и увидеть, что выливается струя водопада из ржавой железной трубы, в которую закован Свечной ручей, протекающий под дорогой. Так что лучше на исток водопада не смотреть.
На фото: Вид на Трехпалубный водопад на ручье Свечном.

Мы заскочили в мотель, смыли пыль туристических троп, принарядились и направились в «Расписную черепаху». Нас встретила пара официантов, управляющихся со всем сонмом посетителей. В частности, мы достались худенькой низкорослой официантке с мелким бриллиантиком на крыле натертого до красноты носа, неуловимо напоминающей хроническую двоечницу из нашего детства. Меню в ресторане за год совершенно не изменилось (иначе говоря, есть было нечего, кроме бифштекса и горячих бутербродов), поэтому мы обрадовались услыхав, что сегодня имеются целых три «специальных блюда» - ребрышки, спагетти карбонара и цыпленок в клубничном соусе. Любимая тут же заказала ребрышки к мерло, а я карбонару к совиньону. Но двоечница шмыгнула носом и сказала, что она, конечно, проверит, но, кажется, спагетти уже все вышли, и не будет ли столь любезен глубокоуважаемый клиент сделать «второй выбор».
Я с тоской посмотрел на список «бургеров» и решил отведать курицы, тем более под таким экзотическим соусом. Пока готовилась еда, мы успели прикончить закуски и вдоволь налюбоваться видами Голландского озера. Наконец, дошло дело и до трапезы. Мне достался продолговатый судок с соусом, в котором плавала распластанная грудка цыпленка. Соус действительно по вкусу напоминал клубнику, а вот мясо цыпленка в сгущающихся сумерках почему-то выглядело сильно светлее покрывавшей его совершенно белой кожицы, практически прозрачным. Я отрезал первый кусок курицы и прожевал - действительно, курица была совершенно сырой, только что теплой. Мой озадаченный вид насторожил любимую, управлявшуюся с ребрышками под густым соусом, и она поинтересовалась причиной замешательства. Вот же издержки воспитания, если бы не она, я бы, скорее всего, съел эту злосчастную сырую курицу, посчитав, что блюдо специальное, а значит «так и надо». И хватанул бы сальмонеллёз со всеми вытекающими (Вам же не нужно читать короткую, но внушительную лекцию об опасности поедания сырой птицы, которую бесплатно получила от любимой двоечница-официантка?). Это потом уже я сообразил, что замороженная курица была просто вброшена в микроволновку, разморожена, но по запарке не обжарена и помещена в судок с непрозрачным соусом.
На фото: Наш заказ в "Расписной черепахе"

Тут же была вызвана и отчитана «двоечница», которая испуганно утащила курицу назад повару под контролем моей любимой жены, заодно выяснившей, что «на кухне какие-то два пацана». А я был спасен, но застрессован, так что пришлось спешно повторять бокал с вином. Курица прибыла еще через полчаса, уже «сожженная напалмом». Официантка, видимо тоже от стресса, автоматически включила в счёт бутылку совиньона вместо первого бокала, но сумма увеличилась неправдоподобно, и ошибка легко нашлась. Виновным был назначен компьютер, неправильно реагирующий на вбиваемый код заказа. Тем не менее, любимая решила официантку в правах на чаевые не поражать, мол, она за ошибки кухни отвечать не должна. А скорее всего «за её малый рост, малый рост» (с) и убогий вид.
В номере мотеля я долечился "Терапией" от винокурни имени доктора Фрейда, откупоренной накануне. Хорошо иметь под рукой надежные лекарственные средства - проглоченный кусочек сырой курицы прошел бесследно.