Папа римский Иоанн XXIII умер от сердечного приступа и сделал это так неожиданно, что большая часть его преемников не успела подготовиться к замене. Хуже того, перед самой смертью Иоанн XXIII запустил целую серию секретных реформ, которые должны были быть доведены до конца, прежде чем новый Папа успеет занять престол. Поскольку реформы оказались тайным, кардинальская среда оказалась расколота. Одни руководители церкви сделали ставку на обновление организации, тогда как другие задумали начать религиозную войну. Кто победит в этом противостоянии непонятно. Провести конклав должен британский кардинал Дин Томас Лоуренс, переживающий жесточайший кризис веры. Именно ему предстоит разобраться в хитросплетениях конклава и вывести на чистую воду многочисленных заговорщиков, страдающих от левых и правых уклонов.
Кардинал Лоуренс - ответственный за конклав.
Новейший фильм Эдварда Бергера Conclave основан на книге Роберта Харриса (это тот самый писатель, что создал классический Fatherland). Таким образом сценарий картины был создан на обширном литературном материале, который следовало поместить в два часа экранного времени. Задача, в целом, выполнимая, если не размениваться на мелочи. К сожалению Питер Строган (автор сценария) сжал сюжет и добавил в историю экшена,, что сценарию совершенно не помогло, но вот время у детективной части отняло. Ну и созданный им финал меня скоре напряг, поскольку получился нелогичным и был сделан скорее для Wow эффекта, нежели чем для логичного завершения истории. В итоге, висящее на стене ружье выстрелило в хозяина и попала ему в лоб стрелой с присоской.
Фракция правых уклонистов.
Детективная часть Conclave сделана хорошо и наблюдать за ней интересно; главный герой картины - кардинал Лоуренс действует в условиях временных и информационных ограничений. Авторы изящно решили проблему с мгновенным получением информации через сотовый телефон (которая губит модерновые детективы) - гаджеты участникам конклава запрещены, да и с внешним миром они вообще не общаются (сидят словно герои Дрюона, в закрытых комнатах). В отличие от своих коллег Лоуренс имеет доступ к части ограниченных данных. Кроме того, он активно ищет улики и добывает полезную информацию из Рима, запрашивая ее у монахинь. В отличие от Шерлока Холмса Лоуренс не умеет в индукцию, так что свое исследование он базирует на “пиксель хантинге”, ибо локации он умеет исследовать мастерски. В итоге противники старого папы сходят со сцены после Лоуренсовской бомбардировки документами и уликами (сами во всех признаются).
Либералы имеют отдельный уголок в саду.
Это интересно. В Conclave занятно еще и то, что откровенных злодеев в картине нет. Есть лишь люди, которые выбрали не самый лучший путь достижения цели. Наиболее опасный противник Лоуренса занимался коррупцией и интриговал, за что и поплатился, хотя и мог занять высший церковный пост.
Сестра Агнесса подслушивает, копается в локальной сети и собирает на всех компромат.
Помимо детективной истории, в фильме Бергера есть еще и политическая составляющая, за которую отвечают кардиналы Беллини и Тедеско. Беллини отвечает за “левый уклон”. Он настроен либерально по отношению к церкви, делает ставку на терпимость и хочет снять как можно больше устаревших запретов. Тедеско считает, что церковь тяжело больна, повсюду исламисты и коммунисты, а стало быть надо избавиться от сомневающихся и начать религиозную войну. Если в Беллини вообщем-то веришь, то Тедеско намного более карикатурный персонаж, произносящий агитки в стиле “Слава КПСС”. Ближе к середине истории в конфликте появляется еще и третья сторона, которую представляет кардинал Трэмбл. Этот товарищ политикой не интересуется и является обыкновенным карьеристом. Довольно интересно наблюдать за тем, как Беллини и Тедеско меняют свою тактику понимая, что в случае продолжающихся разногласий Трэмбл окажется несомненным победителем.
Кардинал Трэмбл в исполнении Джона Литгоу.
Когда смотришь фильмы про католическую Италию, то ожидаешь увидеть на экране красоты средневекового Рима. К сожалению в Conclave город толком не показан. Лишь в самом начале картины персонажи проходят по улицам ватикана. Позже действие происходит лишь во внутренних помещениях Курии, которые выполнены (по большей части) в современном стиле. Подобный функциональный подход позволяет сконцентрироваться на сюжете, но в тоже время ломает религиозно-мистический дискурс Лоуренса. Понимая этот момент режиссер решил привлечь зрителя техническим совершенством картины. Некоторые ракурсы Conclave выглядят чрезвычайно эффектно (хоть на стену в комнате весь). Другой вопрос, что режиссер настолько очарован техническим совершенством постановки, что намеренно затягивает подобные эпизоды.
Ватикан.
Это интересно. Столь же технологичен и внезапный финал. Вот у нас красивая картинка, а тут бац и титры без всякого предупреждения пошли. Переход разумеется интересный, но все таки хотелось увидеть в подобном фильме авторский вывод (или вывод который сделали из истории персонажи).
Conclave - это бенефис Ральфа Файнса, игра которого занимает большую часть экранного времени. Кардинал из него вышел довольно убедительный, хоть и старый (впрочем, для реального кардинала Лоуренс, наоборот, молодой). Чтобы показать насколько Лоуренсу сложно, Файнс постоянно тяжело дышит, какое-то время звук идет фоном, но потом от него начинаешь уставать. В какой-то момент я понял, что сам начал тяжело дышать. Также стоит отметить хорошую актерскую игру Стенли Туччи и Джонни Литгоу, которого я увидел на экране через огромный промежуток времени.
Это все из-за вас.
Финальный вывод о фильме выглядит следующим образом. Conclave это медленное, меланхоличное кино о важности выбора и веры. Детективная часть здесь интересная, но одноразовая. Экшн в фильме вообще не нужен, ну и хронометраж было бы лучше потратить на развитие расследования, а не на подрыв чуждых сюжету бомб.
ЗА
-Детектив про Ватикан,
-Хорошая актерская игра Файнса, Туччи и Литгоу,
ПРОТИВ
-Экшн здесь не нужен,
-Неожиданный, но бестолковый финал.
Если вам понравился обзор этого фильма, то берите пример с кардинала Лоуренса. Он уже поставил лайк и подписался на мой кино-канал The Great Black Ship.
22.12.2024
(с) Илья Садчиков