Несколько дней назад на экраны онлайн кинотеатров вышел новейший российский сериал “Столыпин”. Поскольку авторы решили продемонстрировать интересную эпоху и сделали всего 6 серий, я решил дать постановке шанс. В конце-концов, последний сериал на данную тему выходил в 2006 году и был крайне своеобразным. Новая версия байопика тоже оказалась чудной. Я ожидал увидеть на экране историческую драму про политического деятеля, а получил странную смесь Кармена Шахназарова и Федора Достоевского. При это Столыпин там оказался даже не на первых ролях, поскольку основное внимание перетянул на себя террорист из боевой ячейки эсеров максималистов.
Столыпин на авиашоу.
Сериал начинается в 1906 году после того, как Столыпин становится Министром внутренних дел. После проигранной Русско-японской войны и кровопролитной революции страна трещит по швам: аристократия старается сохранить оставшиеся привилегии, Дума митингует, а эсеры занимаются политическим террором и кидают во всех бомбы. Столыпин в меру своих сил, пытается справиться с хаосом, но его начинания блокируются Думой или Николаем II (который здесь всегда остается за кадром). Народ реформам тоже не рад, потому что они идут с запозданием и быстрых успехов не намечается (20 лет никто ждать не хочет).
Террористы. Справа стоит Морозов.
В первых сериях картины авторы знакомят зрителя с главным героем (его сыграл Александр Устюгов), а также с семьей министра, которая нужна лишь для того, чтобы показать положительные стороны героя. Соратникам Столыпина отводится куда как меньше времени. Их часто даже не называют по имени, так что зрителю приходится догадываться кем в реальной истории был тот или иной персонаж.
Убийца Столыпина - Дмитрий Богров.
Следом авторы сериала обращают внимание на эсеров-максималистов, которые сидят в коммунальной квартире, точают бомбы и в свободное от террора время пишут прокламации о вреде самодержавия. Руководит ячейкой тов. Соколов, который даже не “шифруется” и на любой встрече рассказывает всем о ненависти к царю и помещикам. Ведет себя Морозов неадекватно и коллеги от него не отстают. Проводником зрителя в мир террора становится Доктор - студент недоучка, представляющий собой помесь Базарова и Раскольникова. Студент - личность противоречивая. С одной стороны он за террор, но с другой жертвы ему не нужны. Все душой он поддерживает максималистов, но вечерком ходит в полицию стучать на коллег по борьбе. Будучи атеистом, шастает в церковь отмаливать грехи, и так далее и тому подобное. Вообщем, тип подозрительный и местный пролетарии пытались его ликвидировать. Морозов трогать студента не дал, за что и поплатился в конце.
Линкоры "Слава" и "Цесаревич" идут давить восстание в Свеаборге.
Информация к размышлению. Понятно, что в современных реалиях отношение к эсерам будет более чем сомнительным. Однако, красить революционеров сплошь черной краской идея более чем ошибочная. Терроризм был ответом на государственные репрессии и “кровавое воскресенье” о чем в фильме вообще не сказано. Также не сказано как в среду максималистов затесались рабочие, ибо остальные участники движения сплошь интеллигенты и разночинцы.
На революционной квартире. Слева сидят пролетарии. Справа за столом, среди разночинцев сидит студент - главный герой этой трагической истории.
Большую часть сериала максималисты готовятся к взрыву на Аптекарском острове. Добывают взрывчатку, ищут подступы к зданию и исполнителей, после чего добывают жандармскую униформу, проникают в локацию и приводят дивайс в действие. Взрыв в фильме показан довольно эффектно, как и его последствия. Оторванных рук и ног нет, но масштаб трагедии потрясает (более 30 убитых и 70 раненных, плюс куча оглушенных взрывом людей вокруг острова). Поскольку Столыпин во время взрыва выжил, эсеры пытаются проникнуть в дом и застрелить его. Тут персонажи начинают жестко тупить и министр выживает, пройдя в метре от “зависшего” террориста. Это выглядит настолько неестественно, что от происходящего начинает тупить зритель.
Видал квадроберов?
В последних сериях накал страстей несколько падает, поскольку ведущим борцом с самодержавием становится бесполезный доктор (он же агент охранки). Стучать на самого себя занятие неблагодарное так, что финал истории разворачивается стремительно. Буквально за одну серию студент встречается с исполнителем акции - Дмитрием Богровым (который в фильме показан форменным психом) и тот на чистом фанатизме совершает убийство. Беда последних серий в том, что они не только скомканные, но еще и растянутые по хронометражу. Тут есть даже филлерные сны, по ходу которы к студенту приходит призраки убитых товарищей.
Взрыв на Аптекарском острове. Бомбы, которыми максималисты взорвали дачу Столыпина, были изготовлены в большевистской динамитной мастерской. Террористы были обнаружены потому что пришли без шпор и в зимних головных уборах.
Это интересно. В конце фильма авторы не рассказывают, что произошло с выжившими героями. Я полагаю, что ничего хорошего. Уцелевшие эсеры неизбежно вступят в конфликт с большевиками, умрут в эмиграции (это еще хороший вариант) или погибнут на фронтах Гражданской войны. Ну а недобитков дочистит Сталин в конце 20-ых. Только про это в сериале ни слова.
Тетя-рептилоид, имеет связи в криминальных кругах. Вероятно, германский шпион.
Политическая часть сериал проработана не очень глубоко, так что причины и следствия реформ ускользают от обычного зрителя. Появляющиеся на экране исторические личности не имеют подстрочников а значит образовательная ценность сериала не велика. Ну вот появился, скажем, на экране Милюков, так зритель даже этого не поймет, потому что не сможет отличить одного бородатого господина в пенсне от другого бородатого господина в очках. Столь же поверхностно авторы обошлись и с истоками конфликта Столыпин - Эсеры. Для обычного зрителя революционеры - это кровавые безумные маньяки, которым по приколу убивать разных людей. С другой стороны им противодействуют профессионалы няшки, которым почему-то не помогает народ. Понятно, что эксцессы типа “кровавого воскресенья” в сериале даже не упоминаются и весь конфликт окрашивается в абсолютно нереальные черно-белые тона.
Бывшая учительница, теперь террористка.
Костюмы сделаны аккуратно, но с историческими деталями в “Столыпине” есть проблемы. Летчиков почему-то называют воздухоплавателями, опознавательные знаки на машинах странные. Ордена на костюмах не выглядят, как настоящие. Ну и современный Петербург под старину замаскировать не удалось. Однако, если на мелочи внимания не обращать, то снято все вообщем-то профессионально, хотя в отдельные моменты планка сериала опускается чуть ниже среднего уровня (особенно это касается обустройства местных квартир).
ЗА
-История последних лет жизни Столыпина,
-Попытка изучения проблем империи с точки зрения администратора,
-Фильм не затянут.
ПРОТИВ
-Однобокий взгляд на проблему террора,
-Безумные революционеры,
-Срезанный финал,
-Качество реквизита плавает от серии к серии.
Если вам понравился обзор этого сериала, то не забудьте поставить лайк или напишите комментарий.
Ну и конечно же подписывайтесь на мой кино-канал
The Great Black Ship во славу Мировой революции.
11.11.2024
(с) Илья Садчиков