Молодой капитан Эдмон Дантес, стал жертвой коварного заговора. Преданный завистниками и друзьями он был объявлен шпионом Императора и заточен в замок Иф до скончания жизни. Здесь Дантес познакомился с аббатом Фариа - последним тамплиером и узнал тайну его несметных богатств. Отсидев в заключении 20 лет, Эдмон умудрился бежать, добрался до острова крестоносцев, где и нашел склеп с сокровищами. Поклявшись страшно отомстить своим врагам, Дантес приступил к реализации плана который занял у него 5 лет и заставил негодяев пожалеть о своем опрометчивом поступке. Ведь сделав донос на капитана они выбрали смерть…
Марсель, 1815 год.
“Граф Монте-Кристо” Матье Делапорта и Александр де Ла Пательера, далеко не первая экранизация классического романа Александра Дюма. Мы уже видели и американские и советские и европейские версии постановки. По мотивам книги было создано аниме. Таким образом во время очередного просмотра я смотрел не столько на сюжетную линию, сколько на игру актеров и на общую атмосферу постановки, которая в этой версии была выполнена на весьма высоком уровне, ибо бюджет картины составил более 45 млн. евро. В отличие от других версий “Монте-Кристо” режиссеры сразу отказались от короткого фильма и сделали 173 минутный эпик. Таким образом фильм вобрал в себя основные события книги, но при этом смог выйти в кино.
Повторяя роман в основных поворотах сюжета, картина сильно различается с ним в деталях. Мерседес, например, оказывается не жительницей рыбачьей деревни, а наследницей знатного рода. Ее брат Данглар уже стал лейтенантом и успел поучаствовать в наполеоновских войнах. Помощник королевского прокурора Вильфор становится полноценным прокурором, да еще и связанным с тайным агентом Императора (это не отец, как в книге, а его родная сестра). Наконец, аббат Фариа перекидывает мостик между XIX веком и эпохой Тамплиеров, которые также были повернуты на мести своим гонителям (если вы помните книгу, то там сокровища прятали от Цезаря Борджиа). Таким образом изначальный конфликт превращается из конфликта равных в противостояние простого человека и аристократических доносчиков.
Граф Монте-Кристо во время дуэли.
Это интересно. Книжный Монте-Кристо провел в заключении 14 лет. Киношный Дантес просидел в одиночке примерно 20 (четыре года до встречи с Фариа, еще шесть лет до первого просцениума и еще десять после этого). Таким образом, на свободу он выбрался в 42 года, а это совсем не то, что сбежать из крепости в 36 (при том что даже в этом возрасте Эдмон едва выжил).
Поиск сокровищ в фильме показан кратко и вызывает множество вопросов. Совершенно непонятно, каким образом склеп тамплиеров простоял на острове более 600 лет и не был найден вояками или разбойниками. Также не ясно, как Дантес вывез сокровища на большую землю, ибо в книге ему активно помогали контрабандисты. В творении Делапорта Дантес мгновенно становится олигархом и весь процесс обналичивания древних ресурсов остается за кадром. Это в свою очередь, позволяет Эдмону галопом проскочить через вторую часть повествования и сразу приступить к мести.
Бывшие друзья - негодяи.
По непонятной причине сценаристы фильма изменили финал Кадруса, гибель которого была предопределена судьбой. В фильме моряку дали шанс на спасение, поскольку авторы решили, что в страданиях Дантеса он виноват меньше всех остальных. Поддержка со стороны моряка помогла Эдмону провернуть хитрую финансовую аферу. Также авторы картины изменили судьбу второстепенных положительных персонажей. Так например, Моррель в фильме был разорен и умер в нищете, что позволило Дантесу сразу сконцентрироваться на “ужасной мести” в обход хороших поступков.
Налет.
Третья и последняя часть романа подверглась в фильме самым серьезным переделкам. Если вы помните, то в книге Дантес представлял собой странную помесь капитана Немо и Мориарти. Таким образом его план был подкреплен не только деньгами, но и грубой физической силой. В фильме же Эдмон опирается, буквально на трех человек. Помимо привычной Гайде, ему помогает незаконнорожденный сын Вильфора (здесь у него расширенная история), а также свирепый лысый чел, которого мы назвали “Свиборгом” (Али?). Что касается персонажей поддержки, то их в фильме просто нет, в результате чего сложная многоходовка Монте-Кристо висит на волоске, но почему-то отказывается проваливаться даже когда базовый план Дантеса идет под откос.
Аббат Фариа - жертва ассассинов.
Это интересно. В фильме есть один очень странный момент, который непонятно для чего существует. Дело в том, что местный Монте-Кристо еще и Фантомас. У него есть целый набор масок, при помощи которых он изменяет внешность, превращаясь то в священника, то в лорда Галифакса. Зачем это нужно - непонятно, ибо в книге он отлично обходился без подобного грима, а в фильме нет ситуаций когда подмена лица была бы невозможна при помощи иногда метода (роль Галифакса мог бы взять на себя Свиборг).
Тайная лаборатория.
Если подготовка мести занимает в фильме полтора часа, то сама месть укладывается в десять минут. Вильфор и Данглар выбывают из сюжета за одно заседание суда. Финал жизни прокурора показан на экране, тогда судьба Данглара толком не раскрывается. Да, он становится жертвой финансового коллапса, но в книге Дантес добивает его состояние бандитским налетом (он же не просто граф, но еще и Мориарти). В фильме ничего подобного нет. Эдмон забывает про своего главного врага буквально на следующий день. Наконец, противостояние Дантеса и Фернана сводится к единственной сцене боя за весь фильм. Генерал сражение проигрывает, но если зритель не читал книгу, то судьба военного остается для него загадкой. Впрочем, наибольшее изумление у меня вызывал роман между сыном Фернана и Гайде, которого вообще не было в книге, и который, кардинально меняет финал истории. Если в произведении Дюма Дантес избавлялся от сокровищ, покидая Францию с Гайде, то в фильме он оставляет Гайде и сокровищами отправляется в Новый свет.
Мерседес.
Понятно, что при помощи “переделок” авторы хотели сохранить интригу для зрителя, знакомого с книгой. Получилось ли у них освежить роман? Не уверен. Дело в том, что придумки Делапорта здорово ломают цельную историю Дюма. Отступления от базового текста ведут к провалам в логике повествования, авторам приходится менять развитие сюжетной линии или маскировать сценарные тупики многочисленными “умолчаниями”. Финал картины и вовсе висит на волоске, потому как Делапорт умудрился запутаться сам и с трудом довел постановку до логической точки. В итоге зритель, не читавший книгу, начинает задавать вопросы тем, кто книгу читал, иначе финал постановки кажется ему незавершенным.
В то же самое время уходить с “Монте-Кристо” не хочется, потому что актеры играю хорошо, а костюмная часть постановки реализована на отлично. Итог просмотра такой - “Граф Монте-Кристо” созданный стараниями Матье Делапорта и Александра де Ла Пательера одна из лучших постановок романа. Это эффектная и динамичная картина, ориентированная на современного зрителя. При всем при этом вариант Робера Верне с Жаном Марэ я оцениваю намного выше, поскольку в нем сохранен не только дух, но и суть романа.
Замок Иф.
ЗА
Измененная история все еще вызывает интерес,
Отменно сделанные костюмы,
Музыкальная сторона постановки,
Пьер Нине удачно вписался в роль Монте-Кристо.
ПРОТИВ
Отдельные провалы в сюжетной линии,
Полностью измененный финал,
Это фильм скорее про любовь, чем про месть.
Гайде поставили лайк и подписалась на мой кино-канал
The Great Black Ship. Бери с гайде пример.
22.09.2024
(с) Илья Садчиков