ВОЗДУХ (2023)

Jan 21, 2024 18:20




Весна 1942 года. Германская военная машина давит по всем фронтам, тогда как Советский Союз страдает от нехватки опытных пилотов и современных самолетов. Для решения этой проблемы под Ленинградом формируется 586 женский истребительный полк ПВО, летающий на Як-1Б. Девушки должны защитить ленинградское небо и переломить ситуацию, сложившуюся на фронте, в свою пользу. Ясно-понятно, что выживут в этой схватке не все, а те которые смогут, станут закаленными профессионалами войны, способными пройти через самые сложные испытания…



Женя - главная героиня фильма, дочь репрессированного двигателиста.
Сначала про заклепочную часть, ибо картину активно ругают из-за нее. Тут у фильма есть ряд серьезных проблем. Во-первых, нигде не упоминается, что ИАП 586, о котором рассказывается в фильме был набран из летчиц-инструкторов и таким образом, налет героинь фильма был выше, чем у парней-пилотов, с которыми летчицы познакомились в начале картины. Этот момент сценарист толком не объясняет. Вторая беда картины связана с тем, что советские пилоты постоянно болтают по рации. При этом с рациями в ВВС РККА была серьезная проблема. Те же Як-1, на которых летали летчики ИАП 586 далеко не все были укомплектованы радиостанциями. Потом, из фильма совершенно непонятно, в какой формации летали наши и вражеские пилоты и вообще, что там в небе происходило. Рисунок воздушного сражения режиссеру совершенно не интересен. Никаких великих спецэффектов в фильме нет. После попадания Bf-109 извергает из себя черный дым и тупо идет к земле. От него даже обломки не отлетают. Единственный, хоть сколько-нибудь, захватывающий бой происходит в вечернем небе Сталинграда, когда герои сбивают единственный на весь фильм He-111.



У партизан.

Есть и еще забавный момент на который следует обратить внимание. Большую часть времени камера стоит в кабине самолета и смотрит в лицо пилоту. Иногда нам показывают прицел или крыло. То есть полет происходит в FPS режиме, как в IL2: Sturmovik. Иногда это бывает забавным, но часто зритель вообще не понимает, как противники позиционированы друг относительно друга и почему тот или иной вираж завершился у героини успехом (немцы, по какой-то причине активно сражаются на горизонталях). Для фильма про воздушные сражения - это серьезный недостаток.  Замечу, что подобный прием ранее использовался в японском фильме “За тех кого мы любим”, но его применяли лишь для последней атаки и само сражение было показано во всех деталях. До кучи, героини толком ничего в кабине не делают. Лишь иногда дергают за какие-то рычага или что-то кричат по рации. Головой внутри фонаря они не крутят, так что немцы постоянно и неожиданно атакуют их на 6 часов. Похоже, что Герман мл. просто не знал чем занять своих персонажей во время полета и по этой причине спокойно летящих машин в фильме практически нет.



На воздушные сражения зритель смотрит вот с такого ракурса. То есть ему постоянно видна лишь небольшая часть задней полусферы.

Еще один странный эпизод происходит в летной столовой, когда к пилотам приходит хромой дядька из КБ Яковлева. После разговора с ним командиры узнают, что самолеты у них фиговые и мотор отстой и нормальные машины появятся на фронте через несколько лет, а за это время немцы далеко вперед уйдут. Это странно слышать, ибо сражаются все днем на малых высотах, скоро в воздухе появится Ла-5, а Харрикейны на восточном фронте никто не отменял. Так что данный эпизод вставлен в фильм, скорее, ради чернухи. Более того, для сюжета он вообще не важен, потому что летчицы до конца картины будут летать на Як-1.



Единственная радостная сцена в фильме окрашена золотистыми цветами заходящего солнца.

Сцена со сражением в Сталинграде это отдельная история. Сначала с неба на парашюте падает дамочка. При этом падает она в центр города, хотя летела над степью. Тут же начинается рукопашное сражение. Сначала танки едут в одну сторону, потом в другую. Потом в окоп прыгает немец, которого воздушная Мэрилин Монро борзо забивает ударами единички. Ночью летчица продолжает сидеть в окопе, а утром русские вновь идут в атаку под управлением санитарки с ТТ. Мэрилин бежит со всеми в рукопашную, но по факту только и делает, что добивает раненных. Вечером все сидят на бревнах, играют на балалайке и лопают жареную картошку. Где-то за кадром пляшет медведь. Победа, товарищи! Зачем это все в фильме про летчиков - непонятно, но замечу, что это самая странная сцена фильма и лучше бы ее в “Воздухе” вообще не было.



Командир полка и его заместитель.

Тут стоит вставить слово про немецких пилотов. Это вообще какие-то несокрушимые болванчики. Друг за друга не болеют, товарищам не помогают. Бросают в эфир скупые наборы фраз, типа “русские на 3 часа, фигачу”. Не то что наши болтуны! Среди немцев есть некто Ульрих, которого все сначала боятся. Однако, когда Ульриха сбивают всем на его гибель как-то пофиг. Немцы его потери вообще не замечают (мало ли у там Ульрихов), наши не радуются. С таким подходом немецких пилотов можно было бы просто из фильма убрать. Кроме того, стальные нацистские пилоты рушат эпизод, в котором главная героиня не стреляет в немецкую машину, потому что там находится живой человек (это эпизод из WWI и в него вообще не веришь).



Битва за Ладожское озеро выглядит как-то вот так. Здесь почему-то над головами летает Як-52, который изображает Bf-109.

Вообщем, залепочникам на “Воздух” ходить особого смысла нет, потому что в технической части здесь полно недочетов и возникли они от того, что Герман-мл, снимал фильм не про самолёты, а про войну вообще. Вся это военно-воздушная тематика ему интересна только с точки зрения развития основных женских персонажей.



Авторы сценария пытался написать сразу несколько любовных линий, но в каждом случае все закончилось очень плохо.

Теперь, что в фильме получилось удачно. Герману удалась атмосфера раннего периода войны. Все очень мрачно и серо. Над головами висит угрюмое свинцовое небо. Гражданские умирают пачками. Все ходят в каких-то обносках. Постоянно холодно и голодно. На экрана царит тотальная безнадега и гримдарк эпических масштабов. Угрюмое настроение быстро перекидывается на весь зрительный зал, который начинает сочувствовать летчицам. Попутно Герман показывает разнообразные военные ужасы, чтобы зритель не расслаблялся. В кино хватает кровищи, мертвых детей и оторванных конечностей, так что ходить на него с детьми не самая лучшая идея, ибо оптимистичного финала здесь нет.

Это интересно. Очевидно, что перед нами классическое довоенное кино, которое начинали снимать еще до Covid-19. Удивительно, что фильм вообще не отправился на полку, ибо не соответствует моменту времени.



Балтийское небо.

К своим персонажам Герман также относится безжалостно. Героини гибнут одна за другой. В одном из сражений погибает командир полка. Кого-то убивают, кто-то погибает в аварии, за кем-то приходят из военного трибунала, а у кого-то просто случается сердечный приступ. Народ мрет в таких количествах, что к середине картины зритель начинает воспринимать смерть как обыденность. Становится понятно, что избежать ее не сможет никто и лучше готовится к самому печальному исходу событий задолго до титров. До финала добирается буквально пара героев и бессмертная собака Куба, которую все любят (и вообще, собак убивать в фильмах нельзя). Учитывая, что зрители на сеансе плакали и попкорн не ели, можно сказать, что Герману мл. удалось сделать доступную для зрителя картину про ужасы войны. Другой вопрос, что массовый успех “Воздуху” вряд ли светит, уж очень долго он идет (150 минут) и уж очень мрачные вещи происходят на экране.



Полковой оркестр на репетиции.

Актерские работы в “Воздухе” получились весьма разноплановыми. Главные героини, своей игрой напоминают современную молодежь, они не похожи на летчиц 40-ых. Главная героиня - Женя, это крайне странный персонаж, который сражается вообще против всех и временами выглядит, как Мерлин Монро. За приключениями данного персонажа наблюдаешь с интересом, но сочувствовать ей довольно сложно, потому что она бешенная. Поскольку проста так Герман убить ее не смог, пришлось вводить сцену с лобовой атакой. Весьма удачной получилась командир полка (Елене Лядовой идет кожная униформа), которая сражается с немцами всю первую половину фильма. Что касается Безрукова, то он частенько перегибает палку, и на бравого вояку, ветерана Испании и Финской войны, он совершенно не похож. С другой стороны товарищи-механики получились весьма праводопобными. Ну и собака, конечно, не подвела, за десятерых старалась!



Воздушные сражения снимали вот так.

Имеет смысл сказать пару слов про техническую часть фильма. Для создания воздушных боев применялись масштабные модели, а также CGI графика, созданная на Unreal Engine. В результате зритель не видит разницы между летающей на экране физической моделью и 3D объектом. Для создания FPV эффектов была использована технология IN-CAMERA VFX, которая позволяла снимать самолет-копию на фоне множественных LED экранов общей площадью 800 квадратных метров. Это в свою очередь позволило показать в фильме ландшафты Ленинградской области и Сталинграда в сверхвысоком разрешении. Другой вопрос, что обладая подобными технологиями авторы могли создать намного более эффектные воздушные сражения, ибо зритель ради них и шел в кино (для многих драматический жанр фильма оказался шоком, потому что товарищи шли на приключение).

ЗА

- Мрачная и давящая атмосфера Восточного фронта,

- Технология, лежащая в основе воздушных сражений,

- Симпатичные героини и милая собачка.

ПРОТИВ

- Сюжет частенько не собирается в единое целое,

- Суматошные воздушные бои,

- Проблемы с логикой персонажей,

- Много жестоких сцен, которые не имеют смысловой нагрузки,

- Морали у фильма нет.



Если вам понравился обзор этого фильма, то не забудьте поставить лайк.
Также на моем кино-канале The Great Black Ship скоро будет новое голосование. Не пропустите!

21.01.2024

(с) Илья Садчиков

movie, airplanes, девушки, кино, girls, ww2

Previous post Next post
Up