DUNE (1984)

Dec 26, 2023 00:16




Для нас, школоты 90-х, “Дюна” Линча была полумифическим фильмом. Посмотреть ее хотели все, но вот видели немногие. В 1994-ом году одному из товарищей удалось достать кассету с этим кино и нашей радости не было предела. Потратили мы на просмотр весь вечер. Мнения о постановке в конечном итоге разделились. Нескольким зрителям картина понравилась (они читали книгу), ну а нам, фанатам девастаторов творение Линча показалось рваным и скучным. В течение следующих тридцати лет я картину не смотрел и лишь несколько дней назад сделал на Dune второй заход. Впечатления в этот раз оказались не столь плачевным, но и хорошей картиной Dune для меня так и не стала. Линч откровенно не дотянул. Почему так получилось, вы сможете узнать из нижеприведенной статьи.



Капитан Пикард решил сражаться на стороне Атрейдесов.
Сюжет картины рассказывает о противостоянии справедливых Атрейдесов, жестоких Харконненов и коварного Императора, который пытается взять под контроль Дюну (единственное место добычи меланжа в галактике). Без меланжа невозможны космические путешествия. По этой причине Император стравливает великие дома друг с другом. Когда ситуация на планете раскалится, Император триумфально вернется на Дюну и возьмет месторождения под свой контроль. Главный герой картины - Пол Атрейдесе, понимает к чему идет дело и решает перевернуть игровую доску. Он уходит в пустыню, становится главарем фрименов, забирается на песчаного червя и ведет свою фракцию к победе, которая станет первым шагом на пути галактического Джихада.



Падишах-Император во дворце в стиле Саддама Хусейна.
Для фантастического фильма крайне важна визуализация придуманных автором образов. Команда Линча не самым лучшим образом справилась с демонстрацией далекого будущего. Да, харвестеры получились массивными, черви устрашающими, а инопланетная техника и оружие - правдоподобными. Эпизод когда шай-хулуд проглатывает харвестер смотрится эффектно даже в наши дни. С другой стороны, костюмы персонажей вышли неубедительными - это какой-то XIX век, а не эпоха космических империй. Вместо войны будущего получилась драка сталеваров с монтажниками. Декорации также напоминают о каком-то фэнтази, а не об эпохе завоевания Галактики. Космические корабли Линча напоминают утюги или парящие в невесомости медные самовары. В фильме вообще нет орнитоптеров, вместо них летает какой-то убогий Star Trek шаттл. CGI в фильме использовалось для создания силовых щитов. Для 1984 года эффекты силового поля выглядят отлично, но в наши дни они устарели и, скорее пугают зрителя, чем захватывают его воображение.



Пол Атрейдес.
Замечу, что актеры, в целом, успешно справились со своей работой. Атрейдесы, и фримены получились толковыми. Зато с харконненами произошел какой-то чудовищный мискаст. Они выглядят, как персонажи юмористического советского фильма про кнопки и полиэтилен. Если Стинг в роли младшего Харконнена напоминает героя “заводного апельсина”, то Владимир вообще никого не напоминает. Он просто жирный уродливый фрик, не имеющий ни интеллекта, ни административных способностей. Как с подобными лидерами Харконнены смогли создать свое царство террора, совершенно непонятно. Времени на Харконненов у Линча опять не осталось, вследствие чего герой Стинга погибает быстро и совершенно нелепо. Уже позже я понял, что местные Харконены напоминают некромонгеров Твохи, за тем исключением, что последние были прописаны лучше.



Рыжие Харконнены. Вероятно, англичане.
Дом Коррино в Dune Линча показан поверхностно. Непонятно почему император ненавидит Атрейдесов и каким образом его дочь имеет связи с Дюной. Столь же грубыми мазками очерчена корпорация КОАМ и мистические Бене Гессерит, которые вовсю пользуются силой, являются магами и применяют магические предметы. Как все эти штуки работают - непонятно и что хуже всего, Линч этого нигде не объясняет.



Атрейдесы и мопс.
Формально Линч сумел уложить в картину весь сюжет первой книги. Только далось ему это предельно дорогой ценой. Для достижения подобного результата из Dune был убран весь бэкграунд, все лишние диалоги и все содержательные моменты, нужные для раскрытия персонажей. Все второстепенные сцены улетели в мусорное ведро. Туда же отправились сюжетные связки между отдельными сценами и эпизоды, которые давали информацию о вселенной.



Подготовка к орбитальному прыжку. Космических сцен в фильме не много.
В итоге, фильм Линча требует обязательного чтения книги и знания лора. Если такой информации у зрителя нет (или он знает ее частично, что было в нашем случае), то тогда повествование разрушится под собственным титаническим весом. Совершенно непонятно. что за жабоголовое чудовище появилось в начале картины. Что за пророчество, которое постоянно всплывает в фильме? Кто такие бене-гессерит? Да и вообще, каким образом часть атрейдесов вдруг оказалась у фрименов? Тут вообще есть герои, которым выделяют время в начале картины, а дальше на экране их нет (например друг Атрейдеса, или их ментат, который вроде бы попал в плен). Очевидно, что Линч изначально хотел создать совершенно иной фильм, более глубокий и толковый. Очевидно, что 40М долларов для того эпика не хватило и когда де Лаурентис это понял, он начал резать картину по живому. В итоге получилось то, что получилось - сюжетное месиво и грандиозный кассовый провал.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ



Линч и Херберт.
После успеха “Звездных войн”, руководители Dino De Laurentis Corp крепко задумались о создании собственного космического эпика. Для решения этой задачи они запустили в производство сразу две картины. Первой стал Flash Gordon, а второй - Dune, основанная на романе Фрэнка Герберта. Dune в первой половине 80-ых считалась проблемным проектом, поскольку первая итерация фильма под руководством Ходоровского полностью провалилась, а вторая застряла в производственном аду. В одно время к ней был даже прикреплен Сэр Дед, который вовремя сообразил, что проект тонет и перебрался снимать Blade Runner (стоит отметить, что Скотт пытался переделать сценарий Ходоровского, но успеха в этом начинании не достиг).



Магический Мопс ведет в атаку атрейдесов.
Сам Скотт вспоминал об этом так:
Через семь месяцев я ушел из проекта. К тому времени Руди Вурлитцер придумал первый набросок сценария, который, по моему мнению, был достойной квинтэссенцией [книги] Фрэнка Герберта. Однако к этому моменту я понял, что для реализации сценария потребуется минимум два с половиной года непрерывной работы. У меня просто не хватило духу приступить к этому колоссу. Да еще и мой старший брат Фрэнк умер от рака, пока я работал над сценарием. Вообщем, я подошел к Дино, передал ему скрипт и сказал, что теперь текст фильма принадлежит ему.



Джессика и Пол в пустыне.
Дэвид Линч же на проекте остался, поскольку де Лаурентис обещал щедрое финансирование и полный производственный контроль режиссера над проектом (параллельно Линч рассматривал возможность съемок Возвращения джедая). Изначально де Лаурентис предполагал, что картина будет состоять из трех больших эпизодов, ориентированных на более взрослую аудиторию, чем Star Wars. В случае успеха первого эпизода, два оставшихся будут сниматься одновременно.



Император прилетел.
Впрочем, радужные надежды начали рушиться уже на этапе подготовки сценария, который занял у Линча целый год. Сначала режиссер прочитал книгу, вдохновился ей и написал два скрипта для двух эпизодов картины (все как у старших товарищей). При этом финал второй части закладывал задел на третий эпизод, который должен был выйти где-то в районе 1990 года. Де Лаурентис же потребовал сократить двойной сценарий до одного фильма. Линч согласился с этим требованием и написал вариант сценария, который шел 4 часа (на этом этапе Линч согласился с тем, что вторая серия эпика будет базироваться на сценарии второй книги).



Ловля червя.
В то же самое время Линч и де Лаурентис начали охоту на актеров. Джек Николсон и Вэл Килмер быстренько убежали из картины, поскольку не захотели ждать начала съемок. Линч сумел договориться с Юргеном Прохноу и Максом фон Сюдовым. На главную роль позвали абсолютного новичка Кайла МакЛахлена, который до этого фильма вообще нигде не снимался (Линч же решил, что это идеальный атрейдес).



Шай-хулуды хотят кормиться.
Производство картины началось в апреле 1983 года в Мексике на Churubusco Studios. Бюджет фильма должен был составить 40 млн. долларов. Этих денег не было у прямых конкурентов, так что продюсеры были уверены в том, что им все по плечу. Для помощи в постановке, де Лаурентис привлекал рабочих, которые трудились в соседней студии над Total Recall, но людей все равно не хватало. В итоге досъемки фильма производились на мощностях Samalayuca Dune Fields в городе Сьюдад Хуарес. Во время производства было построено 80 площадок для съемок, а над самой картиной работало 1,700 человек плюс 20,000 фрилансеров. Итоговый бюджет постановки составил $42M.



Гибель харвестера.
Первый вариант снятого фильма шел 4 часа, что де Лаурентису, разумеется, не понравилось. Он попросил Линча сократить хронометраж и тот (вместе с Рафаэллой де Лаурентис) сумел собрать версию, которая шла немногим более 180 минут. Для этого варианта были сняты дополнительные сцены, добавлен пролог и закадровый голос, без которого новички вообще не понимали “что на экране происходит”. Этот вариант тоже не понравился продюсерам. Дино де Лаурентис приступил к монтажу сам и собрал совершеннейший огрызок, который шел 137 минут и рассказывал зрителю суть книги, не вдаваясь в подробности. Именно эта версия и добралась до кинотеатров, где набрала ~$30M долларов. В целом, это был полный провал. Позже на TV появилась еще одна 3 часовая версия Дюны, в монтаже которой Линч вообще не принимал участия.

Критики, в основном, обвиняли картину в бессвязности повествования, хотя отметили интересные визуальные эффекты. Что касается обычного зрителя, то тот Dune не оценил, и картина запомнилась кинофанатам, как крупнейший провал Линча за всю его долгую и необычную карьеру.



Сталевары наблюдают за битвой двух лидеров.
Де Лаурентис не сдался и попробовал сделать еще одну расширенную версию картины для TV. Эта версия шла 186 минут и имела измененный пролог. Однако, Линч в ее создании не участвовал и впоследствии от нее дистанцировался. Director Cut Дюны так и не вышел, поскольку режиссёр посчитал, что большая часть полезного материала была утрачена навсегда.

ЗА
-Интересные визуальные решения,
-Масштаб происходящих событий,
-Игра актеров в тех сценах, где им дают хоть немного раскрыться.

ПРОТИВ
-Огромные дыры в сценарии,
-Ужасный монтаж многих эпизодов,
-Детали лора в фильме не раскрыты,
-Хаотичные бои и убогие атрейдесы,
-Не совсем понятно на что ушли 40М долларов.



Если вам понравился данный обзор, не забудьте поставить лайк.
И конечно же, подпишитесь на наш киноканал The Great Black Ship.
25.12.2023
(с) Илья Садчиков

собаки, movie, кино, sci-fi

Previous post Next post
Up