NAPOLEON (2023)

Dec 05, 2023 22:01




Васька Петров скатился с кровати и обнаружил, что до начала первого урока осталось 10 минут. Петров закинул в портфель учебники, несколько школьных тетрадей, надел форму и побежал по лестнице во двор. Стуча башмаками по асфальту, Петров вспомнил, что сегодня утром будет урок истории и на этом уроке ему надо будет рассказать про Наполеона. Васька, конечно, про Наполеона читал и даже передачу Радзинского слушал, но из головы вся важная информация давно вылетела. Поэтому, влетая в класс, Петров твердо знал, что он будет делать. Васька решил дополнить историю Наполеона эпизодами из комиксов. Ну, а чтобы школота наглядно представила себе масштаб личности Императора, Петров решил списать характер Наполеона с Джокера. Типа, так веселее будет…



Поциент на ранних этапах развития болезни.
Все началось в Тулоне, с восстания горожан, спонсируемыех англичанами и рептилоидами. Наш герой, которого, кстати звали Наполеон (это и имя и фамилия и кличка в среде любителей военной истории) англичан из крепости выбил и все их корабли сжег, чтобы неповадно было. Пока чернь разбиралась с Робеспьером (странный мужик в парике взявшийся непонятно откуда), Наполеон устремился в Египет и там страшно напугал сарацин, расстреляв из пушек вершины пирамид. Еще Наполеон попытался поговорить с мумией, но заклинание не сработало и император ничего не узнал.

Тут Петров сделал паузу и вспомнил, что в истории еще кого-то не хватает. Точно, у Наполеона была жена - Жозефина. С Наполеоном она была бревнышком и любила догги-стайл. Наполеон ее почему-то обожал и даже когда за дверь выставил, потом вернул. Дело в том, что она убирала по дому, готовила борщ и смотрела вместе с Императором телевизионные сериалы.



Жозефина и домик.
Вернувшись во Францию из Египта Император прищучил парижских коррупционеров, а когда народные депутаты (все как один спортсмены и звезды кабаре) решили повозникать, он взял их за шиворот и пинками выгнал из Думы. До кучи досталось роялистам. Их расстреляли из пушек, потому что они были против (против чего были в точности роялисты Петров вспомнить не смог, наверное, они были против роялей).

Далее русские и австрийцы объединили силы и объявили Франции войну (причину этой войны Васька забыл). Решающее сражение произошло на озере в студеную пору, когда был сильный мороз, в окрестностях Аустерлица. Наполеон предусмотрительно вырыл окопы и разместил в них людей и замаскированные пушки (танки остались в Париже). Когда русские устроили rush, французы разбили ядрами лед на озере. Царская армия начала тонуть. Особенно не повезло знаменосцу, который пытался убежать и восстановить свой отряд у нейтральной базы, но ему под ноги ядро попало. Короче, товарищ с флагом тоже утонул. И конь его утонул. Все утонули. Тут Васька задумался, потому что вспомнил Болконского и небо Аустерлица (ни того, ни другого в картине не показали).



Сфинксу нос почему-то не острелили.
Поскольку Александр I войну проиграл, пришлось русским договариваться о мире с Францией. Мирная конференция прошла в Тильзите, в шатре. Для того, чтобы придать мероприятию высокий статус, рядом с шатром поставили грогнардов и русских генералов в зеленой униформе. Саммит оказался бестолковым: от прямых ответов Александр I уклонился, сестер замуж не выдал, денег не дал, только и делал что играл с медведем на балалайке и пил водку из самовара. Вот такой хитрец был. В итоге Наполеон на Александра обиделся и учинил поход на Москву (про Испанию Петров что-то слышал краем уха, но внимание этому факту не предал, ибо что там интересного может быть в Испании).



Последняя битва.
В походе Великой армии пришлось не сладко. Русские по разным углам попряталась, так что французам пришлось воевать с японцами (в кино были какие-то косоглазые черти непонятной национальности). На вооружении последних оказались фитильные мушкеты и минометы. Большое сражение произошло на Москве реке, но тут Васька забыл кто с кем дрался (вероятно, французы схватились с монголами, а кто там победил один Робеспьер знает). Дабы замаскировать этот провал в информации Васька доложил одноклассникам, что Наполеон влетел в битву на коне и положил шашкой знатную кучу народу. Однако войну он в целом проиграл, поскольку все русские покинули Москву и в городе начались пожары. Вероятно их развел лично Невзоров, потому что тема пожаров была у него любимой! Немногочисленные выжившие французы отступили в Европу, но воевать уже было поздно. Русские взяли Берлин и Ленин потребовал от Наполеона подписать капитуляцию во имя Луны. Ой, это из реферата по Red Alert был кусок. Короче, Наполеон подписал отречение и его отправили в изгнание.



Скажи-ка дядя ведь не даром Москва спаленная пожаром французу отдана.
Через 100 дней Наполеон вернулся в Париж, но Жозефина к этому моменту умерла. Император загрустил, но потом пришел в себя и решил разбить всех врагов по очереди. В местечке Ватерлоо с Наполеоном встретился герцог Веллингтон и красный командир Блюхер (тут ошибки быть не может, про него на истории Отечества говорили). Император бросил в атаку пехоту, конницу и сам вломился в гущу боя, но все было напрасно. Веллингтон на голову разгромил французов, а сам Наполеон едва спасся от выстрела снайпера. Шляпу ему, впрочем, продырявили.

Императора изгнали на остров Святой Елены, где он и умер в гордом одиночестве, водрузив на голову треуголку!



Корсиканское чудовище высадилось на берег.
ЕСЛИ СЕРЬЕЗНО

Много лет назад Кубрик хотел снять свой собственный фильм про Наполеона. Только вот этим планам не суждено было сбыться. Грандиозный провал Waterloo привел к тому, что дорогие фильмы про эпоху Наполеоновских войн перестали появляться на свет. Кубрик отложил задумку в долгий ящик, но дожить до реализации своего концепта не смог. Зато упавшее знамя Империи подхватил Ридли Скотт, который взял да и снял собственное видение великой эпохи. За сие старание кино-классика можно похвалить, но и только, потому что новейший эпик про Императора оказался слабой картиной, сюжет которой быстро развалился под неподъемным масштабом исходного материала.

Начнем с того, что “Наполеону” чудовищно не хватает хронометража. За 150 минут экранного времени Скотт не успевает рассказать о множестве важных исторических событий. Огромные куски истории остаются за бортом. В сценарии нет таких знаковых эпизодов, как вторжение в Испанию и Битва народов. То же самое Бородино показано в течение пары минут, да так, что вообще непонятно, с кем именно сражался военный гений. События поменьше не удостаиваются внимания сценариста у которого, при этом, есть время на бесконечную Жозефину и ее деревянную любовь-морковь.



Не даром помнит вся Россия про день Бородина. Беда в том, что Ридли Скотт не помнит.
Сторонний зритель, который попал на картину без знания истории, вообще не поймет ни одной причинно следственной связи. В голове у него сложится картинка, в которой Император сдался сразу после осады Москвы, а это ведь совершенно не так, ибо кампании 1813 и 1814 года никто никогда не отменял. Да и вообще, война в Европе завершилась после того, как русская армия взяла Париж, о чем в картине никаких упоминаний нет (хотя Александр каким-то неведомым образом добрался до домика Жозефины).

Персонажи проносятся по экрану, не успевая отметится в памяти зрителей. Скотт толком не представляет их и если зритель не в курсе происходящих исторических событий, то он в принципе не понимает, кто все эти люди (ну вот, например, кто стоит слева от Жозефины во время развода). Хоть сколько-нибудь ярко выведен лишь Веллингтон, да на Александра I Скотт не пожалел трех минут экранного времени. Все остальные персонажи редко удостаиваются даже подстрочной надписи, потому что времени на них просто нет. Наполеон частенько вспоминает про маршалов, но на экране показывают только Даву, да и то в эпизодической роли. Ясно-понятно, что никаких Кутузовых, Суворовых, Беннигсенов, Багратионов и Маков в фильме нет. Даже Блюхер появляется на экране всего один раз. Сходная проблема имеется с гражданскими персонажами. Семья Наполеона демонстрируется эпизодически. Мы знаем, что у императора есть мать и брат. На этом все.



Герцог Веллингтон под вечно серым небом Ватерлоо.
С военной частью в картине творится откровенный кошмар. Скотт сделал ставку на живых актеров, но лучше бы он использовал CGI, потому что его рекруты не умеют держать строй и ведут себя на поле боя, словно толпа юнитов-дебилов. Сначала солдаты сидят в окопах, а потом бешенно бегут на врага, пытаясь сойтись с ним в рукопашную. Кавалерия действует точно так же, при этом все ее наскоки оказываются неудачными. Ясно-понятно, что ход боя в картине в точности не воспроизводится и все быстро превращается в какую-то невероятную кашу. Люди напоминают юнитов, у которых отказал алгоритм поиска кратчайшего пути. Смотреть на это физически больно. Плюс, в сценах сражений Скотту физически не хватает людей, их тупо мало и это не красит картину в целом.

Это интересно. Napoleon очень неравномерная картина с точки зрения кровищи. В начале постановки царит какое-то суровое guro, с отрубленными головами, искалеченными лошадьми, гражданскими нашикованными картечью, у которых вместо ног осталось кровавое месиво. Однако потом вся эта жесть куда-то исчезает и последние битвы показаны в очень сдержанном ключе. Впрочем, фильм детям все равно не покажешь, ибо некоторые сцены могут шокировать впечатлительных зрителей (и это не эпизод с казнью Марии Антуанетты, где наглядно показывают могучий “ух” гильотины).



Типа, орудие системы Грибоваля.
Хороших моментов в фильме немного, но они есть. Я бы хотел отметить костюмы гражданских персонажей, которые формируют правильное настроение эпохи. Второй удачный момент - это эпизоды времен Великой французской революции, сделанные в стилистике Assassin Creed Unity и короткометражки Роба Зомби (кто видел, тот поймет). Ну и общие планы сражений выполнены на отлично. Скотт до сих пор умеет создавать сцены, от которых мурашки бегут по коже. Впрочем, на этом немногочисленные достоинства постановки и заканчиваются.

Так что же в итоге? Нам показали масштабный, динамичный, но невероятно непоследовательный, шитый белыми нитками фильм, который разваливается под собственным весом и терпит фиаско буквально в каждом начинании. Это плохое военное кино, ужасно скучная драма и корявый исторический эпик, не сумевший найти благодарного зрителя. 200 миллионов баксов улетели в трубу и я полностью уверен в том, что 4 часовая версия от Apple+ этого результата не изменит.



Я к вам пришел и вот по какому делу!
ЗА
-Отличная операторская работа,
-Костюмы и сеттинг времен Великой французской революции,
-Спасибо деду за попытку.

ПРОТИВ
-Рваный сюжет,
-Множество исторических неточностей и ляпов.
-Корявые битвы, бессмысленная кровища,
-Сотни персонажей, которых зритель должен помнить наизусть,
-Бестолковые и многочисленные эпизоды с Жозефиной,
-Фансервис для фанатов эпохи,
-Без знания истории вышего среднего на фильме вообще делать нечего,
-Перекос в сторону Британии,
-Задача оказалась неподъемной, тут сериал нужен.



Если вам понравился этот обзор - ставьте лайк, вам клик, а автору приятно.
Также не забывайте принять участие в голосовании за следующий фильм, которое идет на канале GreatBlackShip.
05.12.2023
(с) Илья Садчиков

кубрик, movie, history, кино, girls, священные монcтры

Previous post Next post
Up