ONCE UPON A TIME IN THE WEST (1968)

Nov 21, 2023 00:12




Дикий Запад 1880-ых. Железнодорожная станция, заснувшая где-то посреди бескрайней пустыни. На скамейках сидят три человека в пыльных плащах: они ждут четвертого и зевают от скуки. Вокруг летает надоедливая муха, над головами висит бескрайнее голубое небо. Суровая безмятежность полдня прерывается приходом поезда. На землю летит мешок с письмами и паровоз скрывается в пыльной дали. Мрачные типы ходят покинуть станцию, но в этот момент им на глаза попадается человек, одетый в белую шляпу и играющий на губной гармошке. Это их цель: внезапно появившаяся и, одновременно с этим, давно ожидаемая. Типы тянутся за оружием, но делают это слишком медленно. Гремят выстрелы и вся тройка валится в пустынную пыль. Так начинается один из величайших вестернов в истории кинематографа - Once Upon a Time in the West.

ЛЕГЕНДА ДИКОГО ЗАПАДА



В ожидании поезда.
Первый раз Once Upon a Time in the West я посмотрел более двадцати лет назад, сразу после долларовой трилогии. Фильм показался мне крайне эффектным, но вот сюжет вызвал у меня множество вопросов. Фактически, это история про мистера “Гармонику”, который решил убить старого негодяя Фрэнка за давно совершенное преступление. История Гармоники в рамках фильма не динамичная и не самая интересная. Мужчина в белом тянет время лишь для того, чтобы вызвать Фрэнка на дуэль и мгновенно всадить в него пулю. После этого герой Бронсона уезжает в закат в стиле Клинта Иствуда. Каких-то глубоких смыслов в сюжетной линии Гармоники нет. Он классический герой пост-апокалипсиса, который пришел неизвестно откуда и ушел неизвестно куда.



Один из бандитов, встречающих Гармонику в начале фильма, использует обрез винчестера.
История Фрэнка несколько интереснее. Этот товарищ работает “регулятором” на железнодорожную компанию мистера Мортона. Мортон тянет пути к западному побережью и медленно умирает от тяжелой болезни. Времени у магната в обрез, так что Фрэнк срезает ему острые углы, устраняет неугодных землевладельцев и защищает Мортона от убийц. Мортон, в свою очередь, платит за услуги звонкой монетой. Беда в том, что Фрэнк считает себя ровней Мортону, но магнат видит в герое Фонды всего лишь удачливого головореза, а вовсе не делового человека. В конце-концов пути злодеев пересекаются и Фрэнк убедительно показывает, что миром Дикого Запада все еще живет “по закону револьвера”. Параллельно с этим Фрэнк противодействует Гармонике, тайну которого он хочет узнать. В отличие от “Ангельских глазок” Фрэнк никому не мстит, ибо дело превыше всего. Абсолютно злым его назвать довольно сложно. Скорее Фрэнк предельно эгоистичный тип, которому лучше не переходить дорогу.



Гости прибыли. В Италии после премьеры фильма началась мода на длинные плащи.



Классический ракурс, позже его будут использовать в других фильмах и играх.
На втором плане истории выступают шайен Мануэль Гутьеррес и молодая вдова Джилл Мак Бейн. Мануэль - это местный аналог the ugly. Мрачный и опасный тип, который на деле является веселым приколистом. Да он бандит и бродяга, но у него есть четкий моральный компас, которого Фрэнк, например, начисто лишен. Гутьеррес симпатизирует Гармонике, но напрямую ему не помогает. Фактически, он наиболее человечный персонаж из всей тройки стрелков (Фрэнк негодяй, а Гармоника предельно циничен). Шайенн смотрит на конфликт со стороны и доносит его суть до зрителя. Что касается Джилл Мак Бейн, то Леоне ввел ее в сюжет для того, чтобы посмотреть, что будет с фильмом если в нем появится персонаж, невиданный ранее в спагетти-вестернах. Сюжетная линия Джилл разворачивается вокруг железной дороги и будущей станции, которая не была построена к началу фильма. Джилл взаимодействует со всеми тремя стрелками, но в конечном счете, идет по своей дороге. Другой вопрос, что история девушки никак не связана с противостоянием Гармоники и Френка, ибо эти герои решают свои собственные проблемы.



Пионеры идут вперед.
В итоге получается, что огромный фильм пребывает в состоянии странной дуальности. С одной стороны есть история Гармоники, которая начинает и завершает картину. С другой - центральный сюжет постановки связан со станцией, Мортоном и Мак Бейнами. Единственный мостик, соединяющий обе реальности - это Френк, который внезапно сворачивает с делового пути и начинает сражаться с типом, лицо которого он не помнит и имени которого он не знает (решение, мягко говоря, странное, поскольку Гармоника явной агрессии не проявляет, а дело Мортона вперед не движется). В итоге внимание зрителя постоянно переключается с одной сюжетной линии на другую, от чего быстро устаешь, да и сам режиссер не очень-то стремится прибавить картине динамики. Множество метров пленки сжирают крупные планы лиц, панорамы Дикого запада и экспозиции, которые существуют лишь для того, чтобы более эффектно продемонстрировать зрителю персонажей. Например, сцена с появлением Гармоники занимает 20 минут, хотя в дальнейшем этот эпизод вспоминают всего один раз. Столь же долгие сцены сопровождают городскую перестрелку и финальную дуэль которая обрывается за долю секунды.



Долина монументов.
Благодаря подобному подходу, картина превращается из развлечения (каким изначально был всякий вестерн), в медленный и дотошный музей технического совершенства. Для того, чтобы поразить киношных знатоков, Леоне использует хитроумные проходы камеры, снимает происходящее под странными углами и использует продвинутый монтаж. Некоторые эпизоды фильма до сих пор вызывают мурашки по коже. Например сцена с первым появлением банды Френка или эпизод дуэли между Гармоникой и Фрэнком. Особенно эффектно выглядит момент, когда Чарльз Бронсон появляется на первом плане, хотя камера изначально смотрит на его противника. Многие эпизоды картины сняты так, что видно - над ними была проведена громадная работа, в которой учитывалась не только игра актеров и направление камеры, но также звук и параллаксное движение объектов на заднем плане. Разбирать все эти сцены под лупой микроскопа весьма интересно, если параллельно вы занимаетесь на режиссерских курсах. Однако, если вы простой зритель, то подобные многоминутные экспозиции могут вызвать лишь скуку, ибо оправданы они лишь перфекционизмом Леоне. Без них вся картина уложилась бы в 90 минут и при этом ничего бы не потеряла в сюжете.



Миссис МакБейн в Красном и Белом.
После второго просмотра, который состоялся на прошлой неделе, я убедился в том, что мои изначальные выводы были верными. Once Upon a Time in the West - это, в первую очередь, технический шедевр и триумф режиссерской мысли. Как вестерн фильм длиннее и слабее своих предшественников. Судя по всему, Леоне изначально делал ставку на понимающего зрителя, который находится с ним на одной волне. Остальную общественность он просто проигнорировал, что и отразилось на итоговых сборах в Соединенных Штатах.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ



Шайенн.
К концу 60-ых Леоне уже устал от вестернов и начал задумываться над картинами, выполненными в других жанрах. Однако, United Artis продолжала идти по накатанной колее и от экспериментов Леоне отказывалась. Режиссер пошел на уступки лишь после того, как UA выделила ему огромный бюджет и пообещала заманить на картину Генри Фонду. В конце 1966 года Серджио Леоне, Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто засели в своем римском логове, пересмотрели кучу американских вестернов и написали сценарий нового фильма, который имел множество отсылок к жанровой классике.



Шериф и Мак Бейн.
Изначальный вариант сценария оказался очень длинным, вследствие чего Леоне укоротил его до 166 минут. Вариант показанный в США опирался на еще более урезанный вариант истории, которая завершалась за 145 минут (Леоне разумно считал, что двухчасовые фильмы в Америке смотреть не будут и согласился на корректировку со стороны Paramount). Итальянская же версия картины составила рекордные 175 минут, что не пошло постановке на пользу.



Команда регуляторов не дает Кайзеру выиграть акуцион.
Что касается актеров, то во время кастинга Леоне пришлось проделать большую работу. Приглашенный UA Фонда не согласился сниматься в фильме. Ситуация изменилась лишь после того, как Леоне поговорил с ним в Нью-Йорке. Однако, с Клинтом Иствудом Леоне ждал полный провал. Режиссер хотел, чтобы в первой дуэли с Гармоникой приняли участие Хороший, Плохой и Злой из долларовой трилогии. Ли Ван Клифф и Илай Уоллок были согласны принять участие в постановке, но Иствуд уперся рогом, сославшись на то, что в вестернах он больше сниматься не будет (sic!) и от дуэли века пришлось отказаться. В итоге Гармонику встретили не герои, а ноунеймы. Чарльза Бронсона долго уговаривать не пришлось. Концепция фильма ему в принципе понравилась и он сразу дал добро на участие в проекте (забавно, что в долларовой трилогии он участвовать отказался). Что касается Клаудии Кардинале, то она попала в фильм потому, что Леоне хотел немного сэкономить на налогах и для этого ему нужна была итальянская актриса.



Прибытие черной шляпы.
Поскольку “Однажды на диком западе” был европейским вестерном, большая часть интерьерных сцен была снята на студии Cinecittà в Риме. Открыты эпизоды снимались Испании, потому как местная природа была похожа на американскую, но стоимость производства была намного ниже. Так например, классическая сцена “на станции” была сделана в Гранаде, а эпизод на ранчо снимался в районе Табернас. Финальные эпизоды Once Upon Time in the West, наоборот, были сняты в США, в штате Юта и в двух милях от шоссе 163. Также отдельные эпизоды картины были сделаны в Долине монументов.



Гармоника ждет финального столкновения.
Съемки фильма производились на смеси английского и итальянского языка. После редактирования визуального материала у Леоне ушла куча времени на озвучку, ибо пришлось отдельно озвучивать американскую и итальянскую версию картины. Музыку, для вестерна написал Энио Морриконе и, по факту, у него получился образцовый саундтрек, который до сих пор оказывает сильное впечатление на зрителя.



В конце останется только один.
Релиз картины состоялся в декабре 1968 года в Европе. В США картину ждал полномасштабный провал (при бюджете в 5M$ фильм собрал только 2M$). Зритель не оценил задумчивый подход Леоне, некоторые товарищи попросту покидали кинотеатр до конца сеанса даже несмотря на то, что Серджио сократил огромный хронометраж. При этом Once Upon a Time in the West стал невероятно успешным во Франции и Германии. В конечном итоге фильм стал прибыльным и со временем завоевал культовый статус и международное признание.



Классическая ковбойская дуэль с камерой "от бедра" позже была использована в Red Dead Revolver.



Смерть злодея.
Леоне же больше вестернов не снимал. Сначала он обратил внимание на Мексику, а потом увлекся гангстерскими историями.

ЗА
-Эффектный визуальный ряд и выдающийся монтаж,
-Суровые перестрелки и запоминающаяся музыка,
-Чарльз Бронсон и Генри Фонда в роли антагонистов,
-Мрачная история на реалистичном Диком западе,
-Лучшая встреча героя во всем вестерн-жанре.

ПРОТИВ
-Фильм чрезмерно затянут, его можно было смело сократить вдвое,
-Герои второго плана вообще погоды не делают,
-Гармоника слишком простой персонаж для такой масштабной истории.



Если вам понравился обзор этого фильма, то не забудьте поставить лайк и подпишитесь на мой кино-канал The Great Black Ship.
На нем скоро начнется голосование за новый обзор.
20.11.2023
(с) Илья Садчиков

movie, wild west, кино, deadlands, священные монcтры

Previous post Next post
Up