The Man Who Would Be King Джона Хьюстона - это приключенческий фильм, основанный на одноименном рассказе Редьярда Киплинга. Картина рассказывает о бывших вояках Дэни и Пичи, которые, одно время сражались во славу королевы Виктории, а потом оставили службу и отправились завоевывать Кафиристан, дикую таинственную страну, находящуюся на стыке Индии и Афганистана. Вооружившись 20 винтовками Martini-Henry, и призвав на помощь выучку, смекалку, наглость и удачу, они практически добились своей цели, но потом потеряли осторожность, совершили ошибку и были низвергнуты с недосягаемых вершин…
Дэни и Пичи - искатели приключений.
Это интересно. Кафиристан, или «страна неверных» - исторический регион, расположенный на границе между Афганистаном и Пакистаном, к югу от хребта Гиндукуш. Кафиристан издавна был населен потомками древних ариев. Племена эти вплоть до конца XIX в. сохраняли языческие верования. В 1896 году Кафиристан был завоеван афганским эмиром Абдур-Рахманом, искоренившим язычество и насильно обратившим местное население в суннитский ислам.После этого данная территория была переименована в Нуристан, то есть «страну света».
Киплинг заключает договор с хитрецами.
Сценарий, написанный Джоном Хьюстоном и Глэдисом Хиллом, представляет собой настоящее произведение искусства. Фактически оба автора пытались создать жанровое кино в жанре imperial gothic, но сделали при этом несколько серьезных отступлений от британского имперского дискурса. Во-первых, герои Хьюстона отморозки и хитрецы, которыми вряд ли кто-то станет гордиться. Их убежденность в имперских принципах скоротечна и они с легкостью отказываются от них, когда дело начинает пахнуть “жареным”. Во-вторых The Man Who Would Be King весьма приземленный фильм. Здесь нет эпических локаций и монументальных строений. Повсюду царят темно-синие, а также приглушенные красные и коричневые тона, которые еще больше подчеркивают скоротечность победы героев. Наконец, в картине нет зашкаливающих эмоций. Хьюстон рассказывает свой эпик будничным тоном и использует минимальное количество людей, дабы продемонстрировать величие затерянного города Александра Македонского.
Билл Фиш - потеряшка из предшествующей экспедиции.
Очевидно, что создавая картину Хьюстон вдохновлялся образами мистического Востока, что позволило ему сделать ряд весьма интересных сцен. Вы вряд ли забудете эпизод, когда на поле битвы появляются святые люди и противоборствующие армии тут же прекращают стрельбу. Столь же удачной получилась сцена, в которой Билли Фиш (переводчик героев) атакует многочисленного противника, жертвуя собой во имя британских идеалов. Подобными сценами заполнен есть фильм, но у подобного подхода имеется серьезная проблем. Хьюстон придумывает сложные, выверенные эпизоды лишь для того, чтобы продемонстрировать их зрителю, а потом откинуться на спинку стула и сказать: “Ну, каково!”. Лично у меня сложилось ощущение, что режиссер не столько формирует события, сколько показывает их со стороны, играя роль беспристрастного наблюдателя. Фактически, Хьюстон пытается показать историю настолько просто. насколько это вообще возможно и это проблема, ибо режиссер дословно снимает сценарий, который, по большому счету сух. Да, эстетика в фильме прекрасная, но что делать с историей, которая предсказуемо ползет по чугунным рельсам?
Человек, который стал королем.
Можно предположить, что столь уравновешенный подход режиссера связан с тем, что сценарист не до конца раскрывает чувства, сложившиеся у него к этой эпической истории. Если бы автор сумел воскресить магическую притягательность викторианского Ура-патриотизма, фильм заставил бы нас понять, насколько мы уязвимы перед этим дискурсом. Я просто уверен, что многие из нас бросили бы все и с радостью отправились в Кафиристан, потому что это весело и прикольно, в отличие от унылой бытовухи. Однако этого в картине нет. С другой стороны, восхищаясь обычаями таинственных народов, Хьюстон не пытается говорить со зрителем на языке гуманизма. Ведь с одной стороны доски находятся циники и мошенники, с другой - невежественные и жестокие туземцы. Герои берут над местным населением вверх только лишь потому, что культуры последних весьма примитивны.
Обитатели Кафиристана.
Повествование Хьюстона - это одновременно и ироническая история о методах и мотивах британского колониализма и притча о цивилизации и варварстве. Дэни и Пичи, по сути дела, это стандартные британские архетипы. Люди, которые хотят всех вокруг превратить в англичан (что они успешно и делают, прививая дикарям основы британской военной науки). Со временем Дэнни становится ханжой и в одностороннем порядке меняет свое отношение к миссии. В результате герои совершают ошибку, которая приводит их к трагическому финалу.
На съемочной площадке.
Тема, лежащая в основе The Man Who Would Be King раскрывает суть взглядов Джона Хьюстона. Его герои безусловно охотятся за деньгами, но пробираясь через горные перевалы, засады афганцев и снежные бури, Дэни и Пичи берут вверх над собой, демонстрируя зрителю то, что человек у которого есть четко поставленная цель способен достичь, если не всего, то многого (главное, не загнуться под лавиной). Когда герои, наконец, добираются до сокровищ они смотрят на них с удивлением и усталостью ибо, золото для них имеет меньшую ценность, чем экзистенциальный поиск самих себя. Да, конечно, герои истории циничны, но при этом они не презирают своих “подданных и даже пытаются вершить справедливый суд в меру своих сил и возможностей. Перед лицом финального краха “павшие короли” не сдаются, а идут по тропе мужества и падают в бездну без всяких слов сожаления. Вот и выходит, что в конечном итоге зритель не осуждает Дэни и Пичи, а скорее симпатизирует им несмотря на выходки и оплошности главных героев.
Таинственная принцесса.
Сценарист и режиссёр Джон Хьюстон прочитал рассказ Киплинга в детстве и потом, всю свою жизнь, мечтал снять фильм, основанный на данной истории. Первая версия картины должна была появиться в 40-ых годах и главные роли в ней могли сыграть Кларк Гейбл и Хамфри Богарт. Позже в съемках могли принять участие Берт Ланкастер и Кирк Дуглас,или Роберт Редфорд и Пол Ньюман. Наконец, многие десятилетий спустя главные роли достались Шону Коннери и Майклу Кейну, которые образцово справились с поставленной перед ними задачей.
Хищный оскал британского империализма.
Это интересно. В завершении обзора отмечу, что после выхода фильма на экраны Bantam Books издали расширенную версию рассказа, которую написал Майкл Хардвик. Получилась весьма посредственная книжка, поскольку изначальная история оказалась растянута, и автор набивал объем дополнительными главами из жизни Киплинга.
Дэни не послушался Пичи и сложил свою буйную головушку.
ЗА
-Викторианские герои на пути белого человека,
-Шон Коннери, Майкл Кейн и Кристофер Пламмер,
-Необычные ландшафты горной страны,
-История за которой интересно наблюдать.
-Удачные шутки юмора.
ПРОТИВ
-Некоторая сухость сюжета и скупость визуальных средств,
-Финал истории несколько проигрывает ее началу и середине.
Одноглазый бог Кафиристана наблюдает за тем, чтобы ты поставил лайк и подписался на мой кино-канал
The Great Black Ship.
13.11.2023
(с) Илья Садчиков