В 2019 году на экраны российских кинотеатров вышел художественный фильм “Союз спасения”, посвященный восстанию декабристов. У зрителей картина получила смешанные отзывы, так в два часа экранного времени авторы упаковали огромный пласт русской истории. Зрители не знакомые с ходом восстания, некоторые вещи не поняли вообще и отдельные сюжетные линии у них в головах не закончились. Именно по этой причине авторы оригинальной картины провели работу над ошибками и выпустили 8 часовой сериал, расширяющий и дополняющий сюжетную линию фильма. Потеряв по пути несколько второстепенных сцен, “Союз спасения 2.0” исправил большую часть киношных недочетов, а также заполнил пробелы в исторической части сценария.
Результат великого наводнения.
В этом обзоре я не буду второй раз пересказывать сюжет картины и описывать достоинства / недостатки оригинального фильма. Рецензию на “Союз спасения” можно прочитать вот
здесь. “Время гнева” фактически, расширяет и углубляет базовый сценарий фильма. Первые 5 эпизодов сериала описывают подготовку декабристов к революции, а также дают представление о главных героях картины. В сериале намного детальнее раскрываются мотивы Муравьева-Апостола, Пестеля и Рылеева. При этом в сюжетной линии Муравьева появляется история южной ссылки, тогда как Пестель предстает на экране упертым фанатиком, которому ради достижения цели вообще никого и ничего не жалко (очень жаль, что он исчезает уже в 5 серии). В сериале рассказывается, кто именно написал на Пестеля донос и по какой причине это было сделано. История выдуманного майора Баранова также получила развитие. Если Пестель было прото-социалистом, то майор превратился в классического палео-большевика. К сожалению, авторы сценария не рассказали о его жизни после подавления восстания. Вероятно, Баранов был сослан в Сибирь, где и закончил свои дни.
Несмотря на то, что история Южного общества в сериале рассказана более детально, чем в кино, зрители, незнакомые с ходом событий, так и не узнают о причинах раскола между Югом и Севером. Более того, поход Черниговского полка на Санкт-Петербург выглядит и воовсе какой-то странной авантюрой, стартовавшей из-за ложного приказа и полностью ориентированной на провал.
Волконский.
Это интересно. Забавно, но сериал лишен некоторых сцен, показанных в фильме. Например, здесь полностью отсутствуют все эпизоды с Наполеоном, а также убран финальный разговор между Трубецким и Николаем I, который подводит итог под восстанием
Северная часть фильма также была расширена. В сериале появились новые действующие лица: князь Волконский, Аракчеев (он резко пропадает после начала восстания), а также Сперанский, получивший отдельную сюжетную линию. При этом авторы картины решили, что Сперанский скорее монархист и никаких серьезных связей с декабристами у него не было. История передачи власти от Александра I к Николаю I также была детализирована. В картине появился великий князь Константин Павлович спорное поведение которого привело к междуцарствию 1825 года и спровоцировало декабристов на начало восстания. Роль Милорадовича была расширена, в том числе было показано, что стало с генералом после фатального выстрела Оболенского. Ну и, наконец, авторы убедительно показали тот хаос, который царил в столице 14(25) декабря 1825 года. Проблема была не только в том, что князь Трубецкой не возглавил восстание. Декабристы в принципе опоздали с метяжом, поскольку утром того же дня сенаторы успели принять присягу и новым императором стал Николай I. То есть к моменту начала активных действий время было уже упущено.
К либеральной фракции присоеденился Сперанский.
Кстати про время. Сериал исправляет временные парадоксы оригинальной картины. В фильме, восстание гвардии и Черниговского полка началось едва ли не одновременно. В сериале эти два события разнесены по отдельным сериям. Черниговцы начинают восстание после провала Северного общества (то есть в 7 серии), что превращает их миссию в “поход смертников”. При этом их злоключением уделено не 15 жалких минут, а целых два часа экранного времени.
Великий князь Константин Павлович.
Что касается князя Трубецкого, то он вообще пропадает из второй половины сериала, хотя оригинальный фильм следит за его судьбой до финальных титров. Сценаристы не стали изобретать велосипед и, фактически пошли на поводу советских историков, обвинили князя в предательстве. Концепция крайне спорная, ибо сами декабристы не имели единого мнения на этот счет. Вероятно, Трубецкой знал про присягу сената и хотел остановить восстание, пока дело не дошло до стрельбы. Однако он опоздал и на площади пролилась кровь. Впрочем, что именно делал князь зимним утром 14(25) декабря навсегда останется загадкой истории, ибо сам Трубецкой на этот счет хранил молчание.
Муравьев-Апостол, хоть и является главным героем картины, но все время сидит в глубокой провинции.
Я так и не понял отношение авторов к фигуре Николая I. Судя по всему сценаристы симпатизируют царю. Однако, его образ в сериале нарисован далеко не светлыми красками. Наоборот сериальный император еще более мрачный и суровый тип, чем Николай из кино. Какой-то глубины у Николая (в отличие от Александра I) нет и, по завершении фильма,= зритель будет симпатизировать кому угодно, но только не самодержцу. Очень странное решение, учитывая, что сценарий настаивает на хаотичном характере Северного восстания и безумных методах южного мятежа.
Смерть Милорадовича.
Это интересно. В оригинальной версии фильма судьба подполковника Гебеля подвисла в пустоте. Некоторые зрители решили, что он погиб после сабельных и штыковых ударов. В сериале показано, что он выжил после 14 штыковых ранений, но на этом все. Никакой информации о его дальнейшей судьбе в сериале представлено не было. Дорогие зрители, читайте энциклопедию сами.
Атака кавалергардов на каре восставших.
Печально то, что авторам не хватило 8 серий для того, чтобы довести историю до конца. Финал восстания опять получился скомканным. Суд не показан вообще (участие Мордвинова и Сперанского в нем упоминается лишь парой фраз). Казнь декабристов продемонстрирована в излишних деталях, но что стало с Трубецким и другими участиниками восстания зрителю не рассказывают, хотя в оригинальном фильме эта часть истории подавалась в виде текста. Если бы я снимал такой сериал, то я, конечно, бы завершил сюжет возвращением старых Декабристов и уж точно бы показал, что стало с мифическим майором Барановым, которого никогда не было, но который, по видомому, уже стал частью русской истории.
Пестель сдался в 5 серии, но его все равно повесили.
В целом, Союз спасения: Время гнева - это отличный сериал, посвященный интересному историческому периоду. Если вы не смотрели оригинальный фильм или остались недовольны рваным монтажом “Соза спасения”, то многосерийной версии эпика стоит дать шанс. Впрочем, фанаты заклепочники, упертые большевики и любители хэппи-эндов все равно найдут к чему тут придраться.
Атака майора Баранова.
ЗА (ОТНОСИТЕЛЬНО ОРИГИНАЛЬНОГО ФИЛЬМА)
- Расширенные сюжетные линии декабристов,
- История Сперанского и Волконского,
- Восстание Черниговского полка,
- Константин и междуцарствие,
- Великое наводнение,
- Исправленные временные интервалы между историческими эпизодами.
ПРОТИВ
- Из сюжета убраны отдельные сцены,
- Вновь скомканный финал, в этот раз вообще без эпилога,
- Зритель так и не узнает, как сложились жизни выживших декабристов,
- История Трубецкого и Гебеля осталась висеть в пустоте.
Если вам понравился обзор данного фильма, то выпейта шампанского, да поставьте лайк.
Ну и, конечно, обратите внимание на мой кино-канал в Телеграмм.21.09.2023
(с) Илья Садчиков