УПЫРЬ (1997)

May 06, 2023 20:14




Действие “Упыря” разворачивается в 90-ых, в маленьком городе, который только что пережил кровавую криминальную войну. По запросу бывшего авторитета в город прибывает команда охотников на вампиров: старый охотник и молодой охотник. Старого убивают на первых минутах фильма, тогда как молодой Ван Пупкин оказывается намного круче коллеги и объявляет войну не только упырям, но и местным бандитам. Другой вопрос,, что методы российского Ван Хельсинга мало чем отличаются от методов тех, кого он пытается аннигилировать…




Охотник и верный калаш.
“Упырь” - российский хоррор, снятый на 10 тысяч долларов на мощностях студии Горького (также, в съемках принимала участие киностудия с говорящим названием “Жесткое время”). Режиссером постановки стал Сергей Винокуров, будущий автор “Бандитского Петербурга” и “Морских дьяволов”. .Поскольку денег у творческой команды было в обрез, съемки проводились в пригородах Кронштадта, на фоне индустриальных руин и обвалившихся зданий. Отдельные части картины снимали прямо в городе, без всякой поддержки со стороны местной администрации, что вообщем-то пошло фильму на пользу. Спецэффекты, ясно-понятно, пришлось делать за два рубля, на коленке. Музыкальное оформление заказали группе Tequilajazzz и этот выбор оказался удачным.



Феерическая архитектура.
Поскольку к концу 90-ых театральный прокат в РФ лежал в коме (“Чебурашки” тогда не было”), окупиться фильм должен был при помощи телевизионных показов и продаж на видео. Реклама “Упыря” бойко шла по TV, но качество ее оставляло желать лучшего (лично я фильмом не заинтересовался и покупать лицензионную кассету не стал). Удалось ли авторам реализовать свою задумку, точно неизвестно, но, скорее всего, бизнес-подход был правильным и фильм полностью окупил затраты на производство. Другой вопрос, что Винокурову “Упырь” вообще никак не помог, ибо на ближайшем съезде кинематографистов утомленный солнцем Михалков разнес картину в пух и прах. В результате русские хорроры лишились потенциального финансирования и потеряли уникальное лицо. Все проекты Винокурова также пошли под нож, а сам режиссер ушел из жанрового кино на ТВ.



Девушка главного героя. Полиэтилен детектед.
Главный персонаж “Упыря” - безымянный охотник, который приезжает в город, оккупированный монстрами и бандитами. Город полностью отрезан от внешнего мира и добраться до него можно только на пароме. При себе охотник имеет странный прибор, способный идентифицировать упырей. Можно предположить, что герой Серебрякова действующий сотрудник КГБ, имеющий связи в НИИ и в криминальном сообществе, но это не точно. В начале просмотра зритель считает охотника положительным персонажем. Однако, ближе к концу становится ясно, что герой является носителем крайне своеобразной “правды”. “Упырь” для охотника не столько злодей и кровопийца, сколько сущность, нарушившая сложившийся статус-кво. Когда изначальный порядок будет восстановлен, миссия охотника подойдет к концу. О всеобщей справедливости герой не думает, поскольку в его реальности цель всегда оправдывает средства.



Библиотекаря сыграл бессмертный Георгий Штиль. Он был дедушкой уже тогда, когда я в школу ходил.
Это интересно. Авторы фильма смогли предугадать следующий акт развития политической системы РФ. На смену бандитам, действительно пришли охотники и установили новый порядок. Однако, жителям города лучше от этого не стало, ибо их мнения о происходящем никто не спросил.



Запуганный авторитет тоже стал вампиром, но как - загадка!
Сильнейшей стороной “Упыря” является его атмосфера. Хотя картина снята в 1997-ом, она показывает реалии 1993-1994 года - криминальные войны и общее бессилие пост-советской милиции. Город вокруг героев медленно разваливается на составные части. Персонажей окружают руины советской цивилизации: дома, возведенные в стилистике конструктивизма, недострои и вымершие индустриальные заводы. Герои бегают по ангарам и сражаются внутри унылых советских коридоров, украшенных прозрачными стеклами и кафельной плиткой. Многие эпизоды картины несут на себе печать запустения и упадка. Совсем не удивительно, что ближе к концу постановки на экране появляются сцены, напоминающие о работах Тарковского и Клушанцева (с поправкой на бюджет, конечно).



Вампир, а солнечного света не боится.
Персонажи “Упыря” настоящие ходячие архетипы, у них даже имен нет. Главного героя зовут охотник, его нанимателя - авторитет. Еще в фильме есть “ушной”, дочь и библиотекарь. Отправленная на убой массовка не имеет порядковых номеров (да и зачем они миньонам). Простых жителей в городе нет потому, что для сюжета они не важны, а режиссер ценит время своего зрителя. Наконец, все персонажи “Упыря” имеют ярко выраженную модель поведения, которой придерживаются с первого и до последнего кадра картины. Таким образом зритель оказывается в ловушке обманутых ожиданий, которая срабатывает в последней сцене, превращая хоррор в полноценную притчу о потеряном десятилетии.



Ушной пытался убежать, но его переехали джипом, а потом кол в сердце вбили. Good night sweet prince.
В отличие от большинства российских триллеров и страшилок, “Упырь” крепко сбитое и целостное полотно. Сюжет фильма логичный, вписывающийся в жанровую канву, События развиваются быстро, торможений нет (хронометраж “Упыря” составляет всего 70 минут). Стилистика постановки - эстетика лихих 90-ых, выдержана с первого и до последнего кадра. При этом на стандартную криминальную основу насажена занятная идея о дуализме старого и нового политического режима. Динамику картине придает рубленный монтаж, и удачно подобранная музыка, под которую “охотник” разбирается с набегающими монстрами (оказывается, что вампиры не только не боятся солнца, но и загибаются от стандартного калаша).


.
Скоро чье-то цветное фото будет тенью рикошетить в комод.
Короче говоря “Упырь” прекрасный образчик российского хоррора, который сумел найти правильную нишу и, в других условиях, мог быть дать начало целому жанру постсоветского эксплоитэйшена. Однако, фильму не повезло, культовый статус не смог обеспечить достаточной популярности, начальство выступило против широкого проката, а следом сменилась эпоха. В середине 00-ых подобные картины стали попросту не нужны, ибо кинотеатры оккупировал Голливуд, а в отечественный кинематограф пришли“большие деньги”.

image Click to view


Клип дает полное представление о фильме за 4 минуты.

ЗА
- Мрачная и веселая атмосфера 90-ых,
- Суровые персонажи лихих времен
- Удачный саундтрек
- Необычный хоррор про время, которое не вернешь

ПРОТИВ
- Общая бюджетность постановки,
- Корявенькие драки,
- Концепт “упырей” не раскрыт.



Если вам нравятся обзоры русских хорроров 90-ых, то не забудьте поставит лайк и подпишитесь на мой кино-канал, где скоро начнется новое голосование.
https://t.me/GreatBlackShip
06.05.2023
(с) Илья Садчиков

movie, мизантропия, horror, b-movie, games, русский трэш

Previous post Next post
Up