THE GHOST AND THE DARKNESS (1996)

Feb 12, 2023 18:25




Первый раз “Призрак и тьму” я посмотрел на кассете, в середине 90-ых годов прошлого века. Фильм показался мне любопытным, но смотреть его было страшновато, так что я едва досидел до конца (все думал, что лев кому-нибудь голову на камеру откусит). Позже, картина на глаза мне как-то не попадалась и вот, несколько месяцев назад, в мои руки попала Blu-ray версия The Ghost and the Darkness. Решив посмотреть пару минут фильма, я просидел за экраном до самых финальных титров и, после просмотра, пришел к выводу, что “Призрак и тьма” по всем параметрам - отличное кино, основной проблемой которого является неудачное время релиза.

УЖАСЫ САВАННЫ



Паттерсон в исполнении Вэла Килмера. Вероятно, это его лучшая роль в кино.



Настоящий подполковник Паттерсон, участник англо-бурской и Первой мировой войны (Палестинский фронт ПМВ).
Сюжет The Ghost and the Darkness базируется на реальной истории подполковника Паттерсона, который принимал участие в строительстве Кенийско-угандийской железной дороги. Весной 1898 года возле дороги стали пропадать люди. Когда число пропавших достигло нескольких человек, Паттерсон начал прочесывать окрестности и понял, что в саванне действуют львы-людоеды. Нападения продолжились летом и осенью 1898 года. Опасные животные избегали ловушек и умело уходили от преследователей. Наконец, 9 декабря 1898 года Паттерсон убил первого льва, а через три недели ему удалось догнать и уничтожить второго. К этому моменту огромные кошки слопали 28-30 железнодорожных рабочих. Однако, сам Паттерсон в книге The Man-Eaters of Tsavo писал о том, что львы сожрали 135 человек (эта информация впоследствии не подтвердилась). Почему львы начали охотится на людей - неизвестно, но современные ученые полагают, что одно из животных повредило челюсть и в итоге, переключилось на более медленную добычу. Как бы там ни было, история Паттерсона долгие годы вдохновляла сценаристов на создание новых и новых питчей, а в середине XX века на ее основе сняли несколько бюджетных фильмов.



Паттерсон и Тьма. Когда Паттерсон подстрелил льва, тот удачно прикинулся мертвым и едва не оттяпал подполковнику ногу.
ПРОИЗВОДСТВО

Уильям Голдман написал сценарий The Ghost and the Darkness, после знакомства с книгой Паттерсона. Первый вариант сценария был готов в начале 90-ых годов прошлого века. Сюжет оказался удачным, и сценарий заинтересовал боссов Paramount pictures, которые, в свою очередь, подтянули к проекту Брайана де Пальму и Кевина Костнера. Роль Чарльза Ремингтона должна была достаться великому российскому актеру Жерару Депардье. Однако, первоначальный концепт картины до производства не дотянул, ибо де Пальма провалился с очередной постановкой и из фильма его убрали. После долгих перипетий сценарий оказался в руках Майкла Дугласа, который пригласил в TGTD Вэла Килмера, на режиссером посту встал Стивен Хопкинс (помните корявенький Lost in Space?). Хопкинс трудился в качестве “киношного негра” исполняющего хотелки Дугласа, это привело к проблемам с финальной версией фильма.



Режиссер за работой.
Снимать картину изначально хотели в Кении. Прежде, чем дела пошли под откос, в этом африканском государстве успели возвести декорации. Съемку начать не удалось, псскольку кенийские налоги оказались неподъемными для американских кинематографистов (или американцы просто пожадничали). В итоге декорации перенесли в ЮАР и это стало большой ошибкой, которая серьезно увеличила стоимость производства (по некоторым оценкам в два раза). Актеров, работвших на съемочной площадке, постоянно кусали разные мелкие твари. В лагерь забирались змеи и скорпионы. Погода также стала проблемой для Хопкинса. Однажды съемочную площадку затопила река и двух человек унесло в неизвестном направлении. Больше их никто никогда не видел. Еще один раз на местных обрушились декорации и убили нескольких человек. Короче говоря, на площадке творился доисторический хаос и то, что фильм был доведен до конца - это редкостная удача.



Оружие Ремингтона Stephen Grant Sidelock Double Rifle - .500 Nitro Blackpowder.



Оружие паттерсона Lee-Speed Sporter .303 калибра.



Помощник Паттерсона вооружен Martini-Henry IC1. Это станет для него роковой ошибкой.
Львы также доставили множество производственных проблем. Изначально их хотели сделать на базе аниматроников, но итоговый результат получился настолько кошмарным, что все работы в этом направлении пришлось отменить. На площадку притащили живых животных из зоопарка. В конечном итоге главные роли сыграли Цезарь и Бонго из зоосада Онтарио. В отличие от настоящих людоедов, эти львы обладали массивными гривами (классические Призрак и Тьма были безгривыми самцами). Так как актеры львов побаивались в сценах с ними участвовали дрессировщики. Несколько раз Хопкинс применял комбинированную съемку. В кинотеатре склейку никто не видел, но на моем Blu-ray диске она проявлялась отчетливо.



Прибытие поезда.
Финальная версия картины длительностью 110 минут была собрана лично Майклом Дугласом, который на 30 минут сократил первую половину фильма и, тем самым, увеличил экранное время своего персонажа. Под нож попали хитроумные попытки Ремингтона защитить строителей и убить опасных животных (вагон с ловушками был далеко не единственным изобретением подполковника). Роль самого Дугласа увеличилась чуть ли не в два раза. В итоге сценарист картины забраковал новую версию фильма, да и сам Хопкинс остался от нее не в восторге. Поскольку слухов о режиссерской версии нет, весьма вероятно, что большая часть отснятого материала была утеряна.



Если бы фильм снимал Чимино, картина бы растянулась на 4 часа. Первый час действие развивалось бы в Лондоне, потом бы час Паттерсон строил мост, еще час он бы охотился на львов, последний час был бы посвящен финальной схватке, а конец истории завершился бы в окопах Первой мировой.
“Призрак и тьма” добралась до кинотеатров в октябре 1996 года и имея бюджет в 55 млн. долларов (самый дорогой фильм про опасных животных на тот момент времени) величественно утонула в прокате собрав 75 млн долларов. Критики разнесли фильм в пух и прах. Однако зритель кино полюбил, да и Кино-академики выдали “Призракам” Оскар за общий монтаж звука. Короче говоря, хита не получилось, но и серьезного провала не произошло.



На привале.
СЕРДЦЕ ПРИЗРАКА

Сюжет фильма довольно точно следует истории, описанной в книге. Паттерсон, нанятый на службу британским железнодорожным магнатом, прибывает в Африку и начинает строить мост пока его люди прокладывают рельсы в сторону Уганды (само строительство в фильме толком не показано). Поначалу работа спорится, но, вскоре, строителей начинают атаковать львы-людоеды. Подполковник пытается вести на них охоту и готовит ловушки, но все тщетно. Львы мистическим образом избегают засад. Солдат Паттерсону не дают, дела стремительно идут под откос, народ разбегается во все стороны, ибо считает, что на них начали охоту злые духи. В этот критический момент на помощь Паттерсону приходит легендарный охотник Чарльз Ремингтон. Вояки выдвигаются на тропу войны вдвоем (с ними есть еще коллега-негр, но толку от него мало). На стороне охотников военная выучка и огнестрельное оружие, тогда как на стороне львов скорость, физическая сила и древняя африканская ночь.



Ремингтон во время облавы.
Призрак и тьма” действительно страшный фильм, потому что угроза здесь быстра и реальна, одна единственная ошибка может привести героев к смерти. Оружие охотников однозарядное (один из персонажей вообще пользуется Martin-Henry LC1), в лучшем случае - двуствольное. Машин у героев нет, передвигаться приходится на двух ногах и за бегущими львами не угонишься. В итоге Паттерсон передает инициативу львам и делает ставку на засады и хитроумные ловушки. Львы же не спешат действовать, упорно сидят возле лагеря и наблюдают за людишками из зарослей высокой травы.



Львы съели всех, остальные разбежались.
Это интересно. Несмотря на то, что монстры крошат местных бедолаг направо и налево, большая часть гурятины происходит в голове зрителя. Создатели фильма очень аккуратно относятся к демонстрации кровищи и наиболее неприятные моменты показывают в блуре (или просто отводят камеру в сторону). Впрочем, зрителю этого достаточно, остальное он достроит в голове сам. В итоге, смотреть фильм в 10-12 лет реально страшно, тогда как во взрослом возрасте пугает не столько картинка, сколько факт существования парных львов-людоедов.



Это Африка, сынок.
Поскольку в The Ghost and the Darkness нет ни женщин (кроме одной на третьем плане) ни любовных сцен, фильм с первого и до последнего кадра представляет собой историю монументальной охоты. Размышлять героям некогда, они или строят ловушки или пытаются ловить монстров. Два охотника против двух львов - все по честному. Победит достанется хитрейшему и быстрейшему. Охотники других типов в саванне не выживают, не справляются со своей задачей (как индусы в вагоне) или просто уходят в закат (как местные из племени самбуру) ибо злых духов копьем не убьешь. В итоге два охотника становятся не только братьями по оружию, но и настоящими друзьями., ибо ошибка одного может привести к мгновенной гибели второго (львы в фильме зеркалят этои принцип, для них бой с паттерсоном это настоящий PvP). Во время второго просмотра мне понравилось то, что герой Дугласа не заносчив и относится к Паттерсону как к равному, хотя у подполковника гораздо меньше опыта. Во многих фильмах главные герои с трудом привыкают друг к другу, но здесь этого нет. Спайка персонажей происходит быстро, ибо враг хитер и беспощаден.



Паттерсон прозевал момент фланговой атаки, потому что смотрит на Тьму, спереди. Призрак в этот момент забрался повыше, да как прыгнет...Представленные в фильме львы, далеко не простые хищники. Это коварные и предельно агрессивные существа, превосходно понимающие психологию жертвы. Если сила на их стороне, они могут атаковать группу вооруженных людей. Если враг силен, они будут ждать. В логове у людоедов свалены кости сотен загрызенных человеков, так что совершенно ясно, почему африканцы не хотят иметь с “призраками” никаких дел Для местных “Призрак и тьма” - настоящие демоны. Занятно, что автор сценария подыгрывает львам, ибо в сцене с госпиталем они невероятным образом обманули охотников и решили атаковать альтернативную цель. Почему? Ответ на этот вопрос мы вряд ли узнаем.



Тиха африканская ночь, но не спится засевшим в засаде хантам.
В завершении обзора стоит заметить, что The Ghost and the Darkness крайне красивый фильм. Перед зрителем регулярно предстают величественные африканские ландшафты. На экране появляются зебры, антилопы и бегемоты. Наконец, авторы картины провели прекрасную работу над костюмами и оружием. Засев перед экраном, зритель буквально переносится в конец XIX века и медленно погружается в самое сердце тьмы, наполненное первобытным ужасом и дикостью давно ушедших эпох. Остается лишь пожалеть, что Дуглас урезал картину на 30 минут, ибо это тот самый случай, когда постановка бы выиграла от дополнительных сцен.



Даже от чихуа не каждый убежит, а вот Паттерсон удрал от льва.
ЗА:
- Хитроумная смесь “Сердца тьмы” и “Челюстей”,
- Красивая африканская природа,
- Агрессивные монстры и храбрые герои,
- Масштабные декорации и хитрые ловушки,
- В отличие от других фильмов про монстров “Призрак и Тьма” основан на реальных событиях.

ПРОТИВ
- Устаревшие специальные эффекты.
- Срезанный хронометраж из-за чего сюжетная линия с магнатом обрывается на полуслове.



Если вам понравилась эта статья. не забудьте поставить лайк. Лайк защитит вас от монстров африканской ночи и даст бонус в разговоре со львами.
Не забудьте подписаться на мой кино-канал https://t.me/GreatBlackShip. Здесь проходят голование по поводу будущих обзоров.
11.02.2023
(с) Илья Садчиков

movie, africa, кино, horror, uk, священные монcтры

Previous post Next post
Up