F-4D показывали высочайший уровень эффективности, когда делали парные вылеты. Одна машина имела на борту контейнер с лазерной системой наведения Pave Knife, тогда как вторая несла наводимые по лазеру 2,000 фунтовые бомбы Mk 84. В сухой сезон 1971-72 года 8-ой TFW F-4D сбросил 1,317 Mk 84 на вражеские грузовики, зенитные батареи и ключевые точки VC обороны. Громоздкий Pave Knife оказался довольно эффективным устройством, помешать которому могли лишь дым, туман, да вода, попавшая на электронику.
ПРОКЛАДЫВАЮЩИЕ ПУТЬ
Позже наведением на цель начали заниматься C-130S Blind Bat, которые вели за собой F-4D с Mk84 на пилонах. Как правило Blind Bat сопровождали цели в тех частях тропы, где не было мощных систем ПВО, способных повредить громадный С-130. Когда над местом удара собиралась низкая облачность, Blind Bat должны были держаться под ней, тогда как F-4D наносили удар сверху, с высоты 12,000 футов. Если в районе цели появлялись мощные зенитные орудия или ЗРК, C-130S отправлялся домой и ему на смену приходили пары F-4D.
Еще одной эффективной комбинацией была пара F-4E из состава Tiger FAC (Forward Air Control, см выше). Первый самолет нес лазерный указатель, тогда как второй сбрасывал бомбу Pave Way I. 11 июня 1970 года пара таких машин с первой попытки уничтожила назойливую ЗСУ-24, которая обстреливала идущие в атаку штурмовики. В декабре 1971 года еще одна Pave Way I уничтожила своим весом 130мм пушку в Северном Лаосе (бомба попала точно в цель, но не разорвалась).
F-4D-33MC(66-8810) из состава 497 TFS "Night Owls" сбрасывает на цель GBU-10. Наведением бомбы на цель занимается второй самолет с контейнером Pave Spike или Pave Knife.
Что касается осветительных ловушек, то ВВС США использовали сразу несколько паттернов их установки. Первый из них предполагал заход на цель и последовательный сброс 20 ловушек на расстоянии 1 мили от вражеского зенитного комплекса. Второй тип сброса предполагал зигзагообразный заход, при этом ловушки сбрасывались по обе стороны от Пути. Любые зенитные орудия, атаковавшие самолет-осветитель тут же уничтожались ведомым, который находился на некотором расстоянии от первого самолета.
F-100D активно работающие над территорией Южного Вьетнама временами появлялись над территорией Камбоджи и Лаоса. Первую ночную атаку эти машины выполнили в 22 января 1965 года при поддержке Blind Bat. Еще одной важной вехой для F-100D стала ночная атака штурмовых частей вьетконга, которые пытались взломать оборону базы Бу Доп в июле 1965 года (удар нанесли две машины из состава 481 TFS “Huns”). Получив подсветку от Blind Bat машины капитана Нормана Тернера и лейтенанта Пола Вильсона вывели из строя 8 вражеских тяжелых пулеметов, которые непрерывно обстреливали лагерь.
F-100 над Вьетнамом.
СКОРОСТНЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
Пионером в деле использования скоростных бомбардировщиков стали пилоты US Marine Corps, которые начиная с 1966 года начали использовать в боях TF-9J Cougar, а после TA-4F Skyhawk. Эти машины были вооружены 20мм пушками и ракетами типа Zuni. Для успешного и внезапного удара по цели скоростные бомбардировщики должны были лететь над верхушками деревьев и держать скорость в районе 400 узлов. Skyhawk-и делали над целью два захода с интервалом в 10 минут. Иногда такой удар наносился вместе со всепогодными A-6 Intruder.
Стандартная скоростная миссия, направленная на поражение цели во вражеском тылу, включала в себя TA-4F, который находил зенитные системы врага. После этого два F-4B наносили воздушный удар по обнаруженным целям. Наконец RF-4B появлялся над целью в конце атаки для того, чтобы сфотографировать результаты удара. До завершения операции Steel Tiger американцы потеряли всего два TA-4F, которые принимали участие в скоростных бомбардировках.
Дозаправка в воздухе.
Двухместный однодвигательный F-100F Commando Saber (Misty FAC) также принимал участие в скоростных операциях и действовал над территорией Северного и Южного Вьетнама в 1967 году. В 1968 году эти машины стали сбрасывать бомбы на Лаос. Как правило, F-100F несли два ракетных контейнера Willie Pete и четыре 20мм пушки, которые эффективно уничтожали грузовики, зенитные орудия и другие легко-бронированные цели. F-100F могли наводить на цели F-4 и F-105. Имея на борту систему дозаправки в воздухе Commando Saber могли выполнять длительные FAC-миссии и задачи Rescue Combat Air Patrol, которые временами продолжались до 8 часов. Также F-100F занимались задачей сбора электронных данных и поиском грузовиков, движущихся по тропе Хо-Ши-Мина.
Схема атаки конвоя, идущего по тропе Хо Ши Мина (кликабельно).
Обладая высокой скоростью, F-100F могли проводить единичные удары по вражескому транспорту, который не был готов к внезапному появлению сверхзвукового самолета. Во время ночных рейдов пилоты F-100F использовали систему Дельта-точек (географических меток на пути Хо Ши Мина, которые делили ее на отдельные секции и позволяли совершать более точный удар по цели). Во время атаки Сейбры взаимодействовали с машиной воздушного контроля EX-130 Hillsboro (или Moonbeam если рейд выполнялся ночью).
Начиная с 1969 года F-100F начали использовать специальный визуальный прибор Starlight, при помощи которого ночной порой можно было обнаружить грузовики с высоты 10,000 футов. Управлять этой штуковиной было непросто, поскольку Starlight занимал большую часть второй кабины и имел очень узкий угол обзора. Если во время поиска пилот находи, конвой, F-100F сбрасывал над целью осветительное устройство, после чего начинался этап атаки.
На более поздних этапах конфликта F-100F заменили более продвинутые F-4D/E: Stormy FAC, Wolf FAC, Tiger FAC, которые имели инерциальную систему навигации и более высокую скорость, которая позволяла им действовать над самыми защищенными участками тропы Хо Ши Мина. При этом у Фантомов были и свои недостатки. Они имели плохую маневренность, обзор из кабины был хуже, удаляясь от цели F-4 оставлял за собой дымный след - отличный ориентир для вьетнамских зенитчиков. Фантомы могли выполнять специальные задания над тропой, но при этом потребляли очень много топлива, вследствие длительные полеты требовали дозаправки в воздухе.
Контейнер Mk4 2.75in "Willie Pit" заряженый ракетами с белым фосфором или дымовыми ракетами с зеленой боеголовкой. Контейнер содержит семь ракет одного типа и прикреплен под F-100F (56-3865) из состава 612 TFS. Эта машина была сбита 16 августа 1968, экипаж погиб.
Результаты воздушных атак фиксировали RC-4C из состава 366 TWF или F-4D из состава 432 TRW. При этом разведка проводилась даже в тех местах, где стояли готовые к бою SA-2 (что было невозможно в те времена, когда в полетах принимали участие устаревшие O-2).
Отдельной строкой хочется отметить Wolf FAC, которая состояла из пилотов 8 TFW, базирующейся в Убоне. В Wolf летали исключительно добровольцы, который выполнили не менее 100 боевых миссий. Эти пилоты отлично знали местность и замечали малейшие изменения ландшафта, связанные с движением конвоев под сенью джунглей.
F-4E Tiger FAC из состава 388 TFW (взлетали с базы Корат) начали контролировать удары по тропе во время операции Barrel Roll с марта 1969 года. К этому времени вьетнамцы подтащили в сектор многочисленные зенитные пушки и ракеты, вследствие чего некоторые F-4E получили повреждения (в период с сентября по декабрь 1969 года). Эти всепогодные машины, как правило, занимались разведкой погоды над целями будущих ударов. ”Тигры” наводили удары F-105 и F-4 (сбрасывая над противником осветительную ракету), тогда как бомбардировщики уничтожали врага при помощи многочисленных бомб и ракет.
A-1G (52-132665) из состава 1ACS VNAF помечает точку бомбового удара запуском фосфорного снаряда. Эта машина была потеряна в районе Чавана, Южный Лаос, во время разведывательной миссии 14 февраля 1966 года. Пилот А-1 майор Джон Хиллс - погиб.
388 TFW практиковала ночные миссии, состоящие из двух F-4E. Первая машина несла осветительную ракету и бомбы, тогда как вторая была вооружена бомбами и 20мм пушкой (для более точного сброса бомб эти Фантомы использовали бортовой вычислитель). Сброс должен был происходить с высоты 4500 футов, но в действительности машины атаковали противника прижимаясь к земле. Скорость спасала жизнь, но при этом была серьезной проблемой, поскольку под удар могли попасть собственные подразделения, находящиеся поблизости от противника. Поскольку во время атаки и сразу после нее, F-4E использовали форсаж, воздушная заправка требовалась во время каждого вылета. Когда F-4E из состава 388 TFW сопровождали АС-130, ганшип издалека работал по вражеским зенитным батареям, пытаясь защитить “Фантомы” от точной стрельбы вьетнамцев.
БРОНКО
North American OV-10A Bronco принял участие в боевых действиях в 1968 в рамках миссий Covey FAC. Позже Bronco участвовали в миссиях Rustic FAC над Камбоджей. Эти самолеты базировались в Бьен Хо и находились в составе 19 Тактической группы воздушной поддержки (TASS). В конце 60-ых еще несколько Бронко были перекинуты из Да Нанга в 23 TASS в Нахон Фаном.
Bronco наносит удар по позициям Вьет Конга.
OV-10A был вооружен четырьмя 7.62мм пулеметами M-60С, которые обеспечивали гарантированное поражение цели на низких высотах. После года эксплуатации пушки с самолетов сняли, оставив бомбы. Начальство в штатах полагало, что пилоты во время штурмовки подвергают себя и машины серьезной опасности. В сентября 1970 года М-60 вновь установили на самолетах, поскольку пушки стали важны для поражения речных целей, а также для уничтожения крупных машин, двигающихся по тропе Хо Ши Мина.
В рамках операции Steel Tiger в 1970 году, OV-10A выполняли, в основном, дневные миссии, тогда как ночью над джунглями летали O-2A (если OV-10A и совершали ночную вылазку, то их пилоты всегда брали с собой Starlight). Поскольку Starlight давал изображение на верхнюю часть фонаря, летчики отделяли первую кабину от второй при помощи куска черной ткани, чтобы избежать засветки фонаря от доски управления. Дневной порой пилоты OV-10A брали на вылет бинокль, 35 мм камеру, магнитофон, блокнот для заметок (лежал на коленях) и 5 портативных радио-систем. Поскольку системы кондиционирования в самолете не было, во время дневных миссий кабина быстро превращалась в парилку.
OV-10A использовались для дневных операций, тогда как ночь принадлежала O-1.
Летом 1971 года 15 OV-10A из состава TASS 23 были оборудованы телевизионными системами для работы в условиях низкой освещенности, системной лазерного целеуказания Pave Nail и радарным транспондером. Работая в качестве наводчиков для F-4, машины из состава TASS 23 показали высокую эффективность и позже использовались в роли наводчиков в тех случаях, когда Фантомы атаковали цели “управляемыми бомбами”. Также OV-10A применялись в миссиях, связанных с поиском упавших пилотов.
Отдельной строкой стоит отметить работу Raven FAC, пилоты которой летали на O-1 Bird Dog и действовали исключительно над территорией Лаоса.
Cessna O-1.
MACV-SOG
По понятным причинам американцы не могли держать в Лаосе крупные подразделения своих войск, поскольку основная война шла на территории Южного Вьетнама. Для того, чтобы сохранить контроль над важными участками Лаоса, американцы использовали секретные подразделения и ДРГ. Удары по отдельным участкам тропы Хо Ши Мина проводили зеленые береты из OP 35 Military Assistance Command, Vietnam - Studies and Observation Group (MACV-SOG).
Последние проводили ближнюю разведку дороги, взрывали опорные пункты противника и совершали диверсии на приграничных территориях. Диверсанты одетые в униформу VC или бойцов Патет Лао занимались поиском складов, новых дорог и мест отдыха северных вьетнамцев. Подразделения диверсантов, наблюдающие за дорогами Лаоса, передавали в штабы информацию о погоде, что помогало наносить удары по противнику только в периоды эффективной работы лазерных систем.
HH-53C Big Jolly в ожидании миссии. Эти машины прибыли в юго-восточную Азию в 1968 году и применялись для полетов над территориями Вьетконга. В отличие от других моделей HH-53 могли подниматься на высоту 11,000 футов и, тем самым, становились неуязвимы для большей части вьетнамского зенитного оружия.
Под крылом MACV-SOG действовали подразделения Bright Light, которые осуществляли спасение сбитых летчиков (или занимались вывозом их останков на территорию Южного Вьетнамаа). Также MACV-SOG координировала деятельность повстанцев, наносящих удары по складам ГСМ и транспортным средствам противника.
Начиная с 1964 года диверсионная деятельность на территории Лаоса проходила под кодовым именем Spike Team, после чего ее решили разделить на операции Shining Brass (позднее переименована в Prairie Fire, основной целью которой стал Лаос), Daniel Doone (для операций на территории Камбоджи) и Nickel Steel (операции в районах DMZ).
Доставка и эксфильтрация диверсионных подразделений выполнялась при помощи вертолетов CH-34 и UH-1 (часто этими машинами управляли Вьетнамские пилоты). Управление операциями проводилось с борта O-1 или OV-10A, которые патрулировали местность над самыми верхушками деревьев. Начиная с 1970 года OV-10A приняли участие в операции X-Ray, во время которой американцы извлекали из джунглей лаосских диверсантов (обученных ЦРУ) и наблюдателей.
Ветнамская зенитная пушка ведет огонь по противнику. Фотография была сделана с RF-101C, который прошел прямо над позицией зенитных орудий.
К концу 1970 года NVA развернула настоящую охоту на диверсионные группы. Поисками американских прихлебателей занималось не менее 40,000 человек. Последние прочесывали джунгли рядом с тропой, а также искали и разрушали вертолетные площадки. Ответом на рейды стали крупные десантные операции с участием CH-53 и AC-130. Одним из самых крупных рейдов данного типа стала операция Tailwind - налет на склад NVA в районе Чаваны. В том же 1970 году диверсантов стали забрасывать глубоко в джунгли, где напасть на их след было практически невозможно. Для дальних рейдов ЦРУ использовало HH-53.
Если в 1969 году SOG потеряла всего 29 пилотов то к октябрю 1970 года организация потеряла уже четверть своих пилотов. Агрессивность NVA росла с каждым месяцем, тогда как потери американцев непрерывно увеличивались. Однако, секретные десантные операции в районе тропы Хо Ши Мина продолжались до 1973 года, то есть до момента выхода США из Вьетнамской войны.
Если вам понравилась данная статья и вы хотите прочитать продолжение, не забудьте поставить лайк!
(с) Илья Садчиков
На основе Osprey - Air Campaign 018