1792 год. Во Франции свершилась революция, но Испания все еще пребывает в темном мраке средневековья. Инквизиция уже не так сильна, как раньше, но еретиков до сих пор пытают и сжигают на городских площадях. Местная интеллигенция бежит прочь или дрожит от ужаса. Обосновавшийся в Мадриде Гойя выполняет работу по заказу церкви и рисует картины для испанского королевского дома. В целом он живет мирной хипстерской жизнью и в дела духовные не лезет. Когда инквизиция бросает в застенки его натурщицу Инес, Гойя пытается повлиять на ситуацию, обратившись за помощью к отцу Лоренцо. Художник даже не догадывается о том, что запущенная им цепь событий завершится трагедией через 15 лет, в мрачную и грандиозную эпоху Наполеоновских войн.
Я не большой фанат средневековых картин, но в детстве меня изрядно пугали работы двух старинных художников. Первым был Босх - загадочный голландский затворник, писавший в духе космического ужаса (и, вероятно, под грибами), тогда как вторым был Гойя, о котором я прочитал здоровенную книгу Лиона Фейхтвангера. История Гойи была намного менее загадочной, но намного более мрачной, потому что этот художник работал в одном из самых зловещих государств средневековой Европы. Таким образом, новейший фильм Милоша Формана (он был новейшим в 2006 году) заинтересовал меня с самого начала, но, по ряду причин, я не сходил на премьеру и посмотрел его лишь 16 лет спустя.
Гойя в XIX веке. Сзади стоит личный сурдопереводчик.
Это интересно. Милош Форман, некогда снявший “Пролетая над гнездом кукушки”, несолько раз обращался к истории XVIII века. В 1984 году он снял оскароносный Amadeus, в котором рассказал историю жизни и смерти Моцарта, а позже в 1989 он завершил работу над “Вальмоном”. Таким образом, приступая к просмотру “Призраков” я уже имел представление об особенностях авторского стиля, который окончательно сформировался в начале 90-ых годов.
Бывший отец Лоренцо на службе французской Империи.
Сюжет “Призраков Гойи” состоит из двух частей. Первая происходит в 1792 в мирной Испании и посвящена отношениям Гойи с инквизицией. Самому художнику церковь не угрожает, но его неловкие поступки ломают жизнь окружающим. поскольку Гойя не знает, как именно работает церковная система. Здесь же Форман показывает взаимодействие Гойи с королевским домом, где уже давно читают Вольтера и Руссо и, в целом, царит эпоха просвещения. Проблема в том, что Карл IV не понимает свой народ, а в дела церкви не сует даже носа. Его это в целом не интересует, поскольку вокруг других проблем полно (во Франции кузенам бошки рубят).
Настал важнейший час священной войны, храбрые воины! Готовьтесь к бою! Вы идёте в бой за Францию! В истории хватает места для всех. Она назвала ваши имена! Вперёд!
Вторая часть фильма происходит в1809-ом году. Французская армия вторгается в Испанию, надеясь на быструю победу (ведь французы хотят отменить инквизицию и несут с собой идеалы свободы, равенства и братства). Однако, надежды на быструю войну оказываются ложными. Репрессии французов против испанской церкви доводят народ до белого каления. Чернь берется за оружие и начинает убивать солдат, французы в ответ крошат всех без разбора. Маленькая победоносная война превращается в кровавое, незаживающее годами месиво, которое невозможно завершить малой кровью.
Натали Портман сыграла в картине сразу две роли.
Постаревший, потерявший слух Гойя начинает работать на нового короля - Иосифа I Наполеона. Здесь же Гойя узнает про то, как сложись судьбы Инес и отца Лоренцо. Последний стал чиновником французской империи и начал карать своих бывших коллег по инквизиции. Меняется и творчество художника. Если раньше он писал гравюры об ужасах средневековой Испании, то теперь его больше интересует война и те кошмары. что он видит на улицах древних городов. Мрачный финал картины не оказывает влияние на жизнь художника и демонстрирует зрителю тот факт, что искусство ничего не может изменить в этом мире, оно ценно само по себе - как фактическое свидетельство уходящей эпохи.
Если в начале просмотра зрителю может показаться, что картина целиком и полностью посвящена испанскому живописцу, то ближе к концу постановки становится ясно, что вся эта история затевалась исключительно ради Инес и Лоренцо. Гойя всего лишь сторонний наблюдателей, аватар зрителя, который со стороны взирает на трагический ход событий.
Ну а кто в наши идеалы не верит, тому пулю в жбан!
Goya’s Ghost - всецело камерная картина, поскольку ее история содержит минимальное количество персонажей, Сколько-нибудь масштабные сцены появляются в постановке всего лишь несколько раз и они связана с вторжением французов (или англичан). Остальное действие разворачивается во дворцах, закрытых домах и мастерских. Испанские улицы практически не показываются. Избежав демонстрации масштабных сцен Форман потратил бюджет на создание эффектных декораций и прекрасных костюмов. Не плохо получился и грим, демонстрирующий разнообразные уродства. Выбравшая из застенков Натали Портман (со сдвинутой набок челюстью) выглядит, как персонаж зомби-хоррора. Удачной получилась и атмосфера картины, которая меняется в зависимости от той власти, которая установилась в Мадрид (гнетущая атмосфера средневековья сменяется бодрыми сценами французского ультра-насилия).
Во дворце Карла IV всегда царит непринужденное веселье.
Что касается игры актеров, то, пожалуй, лучшую роль в картине сыграл Хавьер Бардем, который прошел полный путь от инквизитора, до упорного в своих заблуждениях еретика (вообще, изначально Бардем должен был играть Гойю, но Форман переменил свое решение, после переработки сюжета). Неожиданно было увидеть в роли Гойи Стеллана Скарсгарда, который сыграл в фильме намного более старого художника. Кроме того, в фильме засветился Майкл Лонсдейл, которому досталась роль бессмертного испанского кардинала (ибо короли сменяют друг друга, а инквизиция остается).
Завершая обзору скажу следующее: “Призраки Гой” интересный исторический фильм, посвященный Испании времен наполеоновских войн. Любителям эпохи картину следует посмотреть в обязательном порядке..
Инквизиторы считают бабло.
ЗА:
-Эффектный визуальный ряд и прекрасные костюмы,
-Испания старого режима и Испания времен французской оккупации,
-Прекрасная игра актеров,
ПРОТИВ
-Самый трагичный и безысходный фильм Формана,
-С точки зрения сюжета, фильм не несет в себе никаких откровений. Про то, что инквизиция бессмертна, мы и так знаем.
Если вам понравился обзор этого фильма, то будьте душечкой, поставь лайк, съешьте сладкую французскую булку и
подпишитесь на мой телеграмм канал
https://t.me/GreatBlackShip25.09.2022
(с) Илья Садчиков