ШЕРЛОК ХОЛМС (2013)

Dec 26, 2021 22:26




Первую серию классического советского Холмса я увидел в середине 80-ых и мне она, в целом, понравилась. Еще через пару лет в кинотеатрах начали показывать “XX век начинается”. Я конечно же на картину пошел, и с этого фильма у меня началось увлечение стим-панком. Что-то, а чувство надвигающейся угрозы этот фильм передает блестяще. Предшествующие фильмы серии я посмотрел намного позже, в начале 90-ых и серьезного эффекта они на меня не произвели. Было видно, что Масленников снимает не Лондон, а сами сюжеты в точности повторяют рассказы. Наконец, выбор актеров на отдельные роли выглядел более чем спорным. Если советский Майкрофт оказался эталонным, то Мориарти вышел неудачным, а Баскервилль в роли Михалкова словно бы сошел со страниц анекдотов (при этом Стэплтон оказался более чем хорош). Короче говоря, когда Андрей Кавун приступил к съемка нового Холмса, я надеялся, что он сможет исправить ошибки сериала Масленникова и поднимет цикл на новую высоту.




Это не рабочий и марксист из доков, это Холмс и Ватсон пытаются читать Таймс.
Я серьезно ошибался. Дело в том, что Кавун снял фильм не столько про Холмса, сколько про Ватсона (или Уотсона, как его тут зовут), роль которого досталась Андрею Панину. Ватсон в новом сериале - классический британский вояка, недавно вернувшийся с “фронтов” Второй афганской войны. Ватсон хочет стать писателем, а’ля Киплинг и создавать военные поэмы. К сожалению, поэмы никому не нужны, читатели любят детективы. Дабы поддержать свое творчество на плаву, Ватсон пытается завести медицинскую практику. Попутно он знакомится со странным молодым человеком, который зарабатывает на жизнь раскрытием таинственных преступлений. Холмс в сериале Кавуна - молодой (что верно) человек, обладающий отменным образованием. Кроме того, он системный холостяк, ибо девушкой у него была одна и звали ее Ирен Адлер. Теперь Холмс снимает угол на Бейкер-Стрит, а единственной его домашней зверушкой оказывается паук. В результате, действие сериала подается от лица Ватсона (практика, знающего жизнь), тогда как Холмс действует на втором плане, выступая в роли умного теоретика (жизнь Лондонского дна он знает намного хуже своего книжного альтер-эго).



При малейшем подозрении Холмса тащат в кутузку и больно бьют.
Это интересно. Ни о каком мистическом Баритсу местный Холмс не знает, но зато пытается научиться боксу. Как результат, получает в морду от профессионального солдата Ватсона и летит по ступенькам лестницы вниз. В реальности, скорее всего, так бы и было, только не после первого удара, а после первого раунда, ибо британские аристократические школы никогда не были “приятным местом”. Выжить без драк там было решительно невозможно и Холс наверняка сражался с забияками “за все хорошее, против всего плохого”.



Ну право слово, это неожиданный образ.
Конечно же в сериале есть и другие книжные персонажи. При этом выведены они довольно странно. Майкрофта Холмса в сериала сыграл товарищ Петренко, в результате чего Майкрофт оказался точно таким же, как Шерлок, только с бородой. Не самое удачное решение. Миссис Хадсон - женщина в самом расцвете сил. При этом она сдает героям картину за копейки лишь потому, что любит Ватсона (вот это поворот, товарищи). Что касается Лестрейда, то его сыграл Боярский. Лейстрейд 2.0 ходит в шляпе (не в котелке), во вторых он работает на city-police, хотя должен служить в metropolitan, наконец, герой Боярского не только туповат, но и совершенно не хитер. Действует он, как бандит, а не как полицейский. Когда на экране появлялся Борский, вся магия сериала улетала куда-то на второй план, ибо д’Артаньян сыграл постаревшего себя. Наконец в сериале появился образцовый Мориарти в исполнении Алексея Горбунова. Крайне эффектный персонаж, предвещающий надвигающуюся эпоху террора и насилия. Вероятно именно такие персонажи и заложили “Спектр” из фильмов про Джеймса Бонда. Ирен Адлер меня, скорее, разочаровала. Мало того, что она знает Холмса с самого начала историю, так еще и напоминает героиню фильма от Wicked Pictures. Вообщем, полное не попадание в типаж.



Это вроде как doom girl Ирен Адлер.



Мориарти многое знает о будущем, и это будущее не для силовиков.
Пожалуй, самым необычным решением Кавуна стало то, что каждая серия цикла (во время показа на TV серию разбивали на два связанных эпизода), представляет собой смесь из нескольких рассказов. Например, первая серия имеет в своем базисе “Черного Питера”, обернутого в “Этюд о багровых тонах” и “Историю Чарльза Огастеса Милвертона”. Вторая серия, хотя и сделана на основе “Сокровищ Агры”, но в реальности настолько далеко отошла от оригинала, что ее можно считать самостоятельным произведением. Четвертая серия это вообще адское месиво из “Собаки Баскервилей” и “Знака четырех”. Что касается 8 серии (она вроде как про собаку), то она почему-то сделана на тексте Пустого дома. При этом сценарии всех серий несут много отсебятины, и работают в различном темпе. С одной стороны подобный подход несет в себе множество проблем, ибо логика происходящих событий теряется, но с другой, ты никогда не знаешь наперед, что с героями произойдет и это, в некотором смысле, даже хорошо.



Постаревший Д'Артаньян и черная шляпа (выйдайте ему котелок).
Информация к размышлению. Несмотря на то, что Кавун пытался экранизировать более редкие рассказы о Холмсе, печально известная Долина Ужасов (Холмс против культистов) вновь не попала на экран. Эту повесть в России, похоже, не любят по принципиальным соображениям.



Сейчас Ватсон как Холмсу треснет...
Это интересно. Во второй серии, авторы сценария вставили масштабный диалог о проблемах мигрантов, который совершенно не актуален от Англии XIX века, но крайне актуален для современной России. Это настолько выбивается из общей атмосферы фильма, что не сказать о данной сцене решительно невозможно.



Мало того, что полиция пользуется пистолетами разных систем, так еще делает это на советском буксире на фоне советского крана.
Давние читатели моего журнала знают, что я могу привыкнуть к разным Холмсам, но действие самого фильма должно развиваться в XIX веке, потому что Лондон королевы Виктории сам по себе герой фильма. Попытки переноса Холмса в современность, я откровенно не люблю и такие фильмы, как правило игнорирую. К счастью Кавун не стал изобретать велосипед и решил превратить Санкт-Петербург в Лондон XIX века. Трансформация оказалась удачной. Да, видно, что Питер не Лондон, у него другие улицы и дома. Эту проблему авторы удачно замаскировали уличным мусором, костюмами и персонажами второго плана. Если Лондон Масленникова, это приятный и красивый город из детских историй, то Лондон Кавуна - это город из “Недоброй старой Англии”, ближайшим аналогом которого, является поселение из “Табу”. Что касается социокультурного окружения, то тут Кавуна ждал провал по всем фронтам. Актеры, похоже, ничего не знают про Англию XIX века и играют современных героев, одетых в стим-панк одежду. Справедливости ради замечу, что подобная проблема характерна для большинства Викторианских сериалов, в том числе и западных.



Ну, примерно вот этим, Лейстрейд весь фильм и занимается.
В целом - “Шерлок Холмс” 2013 года это интересный взгляд на классических персонажей. На одну плохую идею здесь приходится две хороших. Сюжеты серий взяли из рассказов общую канву, так что скучно зрителям не будет. Впрочем, сериал далек от совершенства, поскольку в нем полно печальных мискастов, а Лондон XIX века визуализируется не действиями героев, а эффектной картинкой.



Майкрофт в сериале. Костюм удачный, образ - нет. Это какой-то капиталист из сити.



Майкрофт в сериале Масленникова близок к идеалу.
ЗА
-Ватсон - настоящий вояка,
-В основу серий вошли редкие и малоизвестные рассказы Дойля,
-Отличный Мориарти,
-Это не сериал. Это 8 отдельных художественных фильмов.,
-Прекрасные костюмы.

ПРОТИВ
-Некоторые актеры вообще не попадают в свою роль,
-Лондонская полиция действует словно отряд питерских жандармов-держиморд,
-Некоторые сюжеты сшиты друг с другом белыми нитками,
-Ирен Адлер из фильма для взрослых и Лестрейд сбежавший с Дикого Запада,
-Банда убийц-кэбменов из бывших офицеров, это что-то из российских 90-ых,
-Сломанные диалоги.



Не хочешь быть наказанным Ирен Адлер, не забудь поставь лайк
и подпишись на мой телеграм канал https://t.me/GreatBlackShip
26.12.2021
(с) Илья Садчиков

movie, литература, кино, uk, лондон, books, сериалы

Previous post Next post
Up