NIRVANA (1997)

Dec 19, 2021 23:04




Поскольку Матрица 4 оказалась чем угодно, но только не киберпанком (не исключено, что это крупнейший сиквел-провал 2021 года), то самое время вспомнить о том, что оригинальный фильм Вачовски крайне переоценен. В основании “Матрицы” всегда стояли “Призрак в доспехах” и полигональный “Трон”, тогда у геймеров большей популярностью пользовался “Авалон” и героиня сегодняшней статьи - “Нирвана”, творение Габриэля Сальватореса. Первый раз я увидел “Нирвану” в конце 90-ых, поздно ночью, на первом канале TV. С тех самых пор снежно-ночное творение Сальватореса стало для меня эталонным киберпанком, на который следует равняться всем остальным фильмам, выполненным в этом жанре. Думаю, что читая эту статью многие любители кино проникнутся ностальгическими воспоминаниями, ну а молодежь познакомиться с еще одной самобытной и крайне увлекательной Б-шкой.




Джимми и Джойстик.
И вновь наступило мрачное будущее. Мир, поделенный между мега-корпорациями, тонет в нищете и насилии. При этом перед нами не тоталитарный, а ультра-либеральный мир, в котором разрешено все то, что не запрещено. Законы действуют лишь в центре мега-городов. На окраинах, огороженных корпоративными блок-постами, господствует нищета и насилие. IT технологии и средства виртуальной реальности стоят относительно дешево, но high-end покупается за баснословные деньги. Общество жестко поделено на классы. На самом верху стоит немногочисленная элита, ниже работники корпораций (найм тут пожизненным), тогда как внизу огромной социальной пирамиды болтается прекариат, фрилансеры и прочие люди, живущие на копейки обязательной социальной помощи. Города перенаселены. Кучность людей в фильме такая, что человек, сидящий на стульчике в дешевой закусочной, неизбежно собирает за собой очередь.



Работа программиста немного отличается от того, что было показано в фильме.
Действие картины разворачивается в городе Нео-Бомбей, за несколько дней до Рождества (это Новогодний фильм, если что!). Главный герой “Нирваны” - Джимми, работает на корпорацию Okosama Star Games и создает для конторы VR-игры. После того, как машина Джимми подвергается вирусной атаке, один из персонажей его игры - парень по имени Соло, обретает возможность мыслить. Осознав себя обитателем кода, Соло просит своего создателя завершить его существование и стереть игру с жесткого диска компьютера. Джимми обещает выполнить просьбу Соло, но есть одна проблема: код игры залит на сервера корпорации и стереть его будет не просто. Придется ломать системы аутентификации Okasama Star. Для того, чтобы сделать это, Джимми нужен опытный хакер, найти которого можно в гетто Суб-Бомбея. Действовать программисту придется быстро, поскольку до релиза осталось три дня, а по следу Джимми идет отряд корпоративных наемников и настроены эти ребята крайне недружелюбно.



Соло грохнул какого-то NPC. Туториал стоило бы делать получше, Джимми!
Помимо основной сюжетной линии, в фильме есть альтернативная история, которая рассказывает о приключениях Соло внутри компьютерной игры. Товарищ не только пытается осознать границы виртуального мира, но также отчаянно экспериментирует с окружением. В отличие от других виртуальных персонажей, Соло действует не только разумно, но и обладает душой философа. Как результат, зритель болеет за Соло даже больше чем за Джимми, ибо у последнего есть выбор, тогда как Соло его лишен. Занятно, что другие обитатели виртуальной реальности мозгов не имеют и действуют как обычные NPC, не замечающие тех странностей, что окружают их на постоянной основе.



Нео-Бомбей. Полночь XXI век.
Несмотря на то, что Нирвана не дорогой фильм, авторы картины приложили огромные усилия к тому, чтобы на минимальные средства создать убедительное киберпанк-окружение. В итоге “Нирвана” выглядит как выдающийся образчик жанра. Здесь всегда царит мрачная ночь, а снег падает на переполненные народом улицы. Герои обитают в каких-то грязных и унылых комнатушках, в которые никогда не проникает солнечный свет. Закон и порядок действуют лишь для избранных и это явно не герои фильма. Технологии обещают принести людям счастье, но на самом деле загоняют человечество в кабалу. Наконец, общество “Нирваны” тотально атомизировано, потому что представляет собой смесь различных культур и верований. Единства в таком окружении нет и быть не может, ибо каждый здесь сам за себя.



Корпораты мало чем отличаются от Якудзы, зато у них есть diversity.
Это интересно. Если реальность фильма тонет в ночи и снеге, то VR сцены “Нирваны” должны утопать в солнечном свете. Однако этого не происходит. "Игровые" сцены прошли цвето-коррекцию, в результате чего приняли серовато-синий оттенок. Дабы придать эпизодам особую выразительность, Сальваторе добавил в VR отдельные визуальные элементы, непрерывно меняющие основной цвет. Выглядит это эффектно и необычно!



Забегаловка.
Вообщем, если популярная в массах “Матрица” была киберпанком только снаружи, то “Нирвана” была киберпанком внутри. Как результат, творение Сальватореса завоевало культовый статус, обладая минимумом спецэффектов и полностью отказавшись от перестрелок. При этом Сальваторес приложил максимум усилий к тому, чтобы зрители, посмотревшие “Нирвану” до конца, разобрались в идеологическом базисе картине. Обсуждать приключения Джимми при этом все равно интересно, ибо некоторые вопросы обладают множественными ответами. Отдельной строкой замечу, что концепция множественных реальностей, была реализована Сальваторесом намного более целостно и лаконично, чем это было сделано в “Матрице”. И самое важное, режиссер никогда не ставил себя превыше зрителей и не менял свою точку зрения на лету.



Интересные у них мониторы! Я такой же хочу!
Несмотря на то, что в фильме, помимо Кристофера Ламберта, были задействованы, в основном, малоизвестные итальянские актеры, их игра действительно впечатляет. Парни приняли концепцию фильма близко к сердцу и выложились на полную катушку. Diego Abatantuono, снявшийся в роли Соло, сыграл самобытного персонажа компьютерной игры, а созданный им образ актуален даже сейчас, спустя 25 лет после выпуска фильма (в наши дни этот актер снимается, в основном, в итальянских ТВ-сериалах, ориентированных на внутреннее потребление). То же самое касается и Sergio Rubini, начавшего карьеру у Феллини, и снявшегося в “Нирване” в роли Джойстика.



Соло повезло, что в те времена никто не знал про GIT.
Завершая рассказ об этой выдающейся Б-шке замечу, что в наши дни многие старые фильмы получают сиквелы, которых не должно было быть. Этим путем последовали Звездные войны, Терминатор и Матрица. Однако, Сальваторес не встал на опасную дорожку. Сделав культовый фильм, он навсегда отпустил своих героев, стерев с HDD и превратив их в снежинку…



Хочешь увидеть другие обзоры "Б"-шек 90-ых не забудь поставь лайк
и подпишись на мой телеграм канал https://t.me/GreatBlackShip
19.12.2021
(с) Садчиков Илья.

кино, horror, games, vr, movie, girls, computers, apocalypse, cyberpunk

Previous post Next post
Up