SORCERER (1977)

Jul 07, 2021 22:11




Имя Вильяма Фридкина в наши дни известно лишь тем любителям хорроров, которые в свое время впечатлились “Экзорсистом”. Массовый зритель о таком режиссере не знает, ибо фильмов его не видел (за исключением “Французского связного”, который был снят давно и неизвестно кем). Картина под названием Sorcerer, несмотря на рекордный бюджет, интересную картинку и техническое совершенство оказалась безнадежно забыта и виной тому неудачное название, отрезающее от просмотра добрую часть целевой аудитории. В действительности, Sorcerer - это не фэнтези, не детский фильм и не хоррор. Это история о машинах, антигероях и враждебных человеку джунглях…




Нацисты найдут тебя даже на краю земли.
Будучи по многим параметром экспериментальным кино, Sorcerer очень медленно набирает скорость. Первая четверть фильма подробно рассказывает, как главные герои оказались в забытой всеми Панамской деревне. Все участники процесса - люди с темным прошлым. Один был нацистом и стал наемным убийцей, другой работал на мафию и перешел дорогу опасным парнишкам, третий провел молодость в террористической организации, а четвертый и вовсе брал взятки в Париже. Короче говоря, главные герои фильма мерзкие типы, вынужденные держаться заодно лишь потому, что вместе им надо выполнить одну крайне опасную работу.

Это интересно. Когда Фридкин снимал сцену палестинского теракта, в районе, где работала съемочная группа, взорвалась настоящая бомба. Так в конечную версию картины попали сцены настоящей паники.



Сегодня у тебя есть жена и куча денег, завтра нет ни жены, ни денег...



И вот уже сидишь ты на железной кровати в драной майке, а вокруг нищета и собаки.
После взрыва буровой вышки, местная нефтяная компания обещает приличную награду тем смельчакам, что сумеют доставить к буровой три ящика с динамитом (он нужен для контр-взрыва). Задача усложняется тем, что динамит “течет” и одно неосторожное движение руля способно спровоцировать детонацию. Антигерои, решившие сбежать из зеленого ада, формируют две команды и приводят в рабочее состояние два дышащих ладаном грузовика GMC M211, сохранившихся со времен Корейской войны. Одна машина получает имя Lazarus, тогда как второй выведена надпись Sorcerer. Договорившись об оплате, герои устремляются вперед. Перед ними простираются сотни километров джунглей, изобилующих грязной землей, реками и прочими опасностями Центральной америки. Добраться до финала этого жестокого приключения сможет лишь одна машина, ибо экипажи не хотят делится друг с другом ни славой, ни баксами…



Это интересно. Если прочтя описание вы решили, что Фридкин снял клон классического The Wages of Fear с Ивом Монтаном, то вы не сильно отклонились от правды. Действительно, создавая картину, ВФ купил права на французскую первооснову, но, оставив в целости сюжетную канву, попытался создать намного более жесткий и эффектный фильм, главные роли в котором должны были сыграть европейские звезды. Однако, история про четырех антигероев (бандита, нациста, террориста и коррупционера) пришлась по нраву далеко не всем. Стив Мак Квин, Лино Вентура и Марчелло Мастрояни в фильм так и не попали. Их место заняли Рой Шайдер (главный герой Челюстей) и Бруно Кремер (известный в РФ по сериалу Спрут).



Местная полиция не любит искателей приключений.
Когда герои “встают на колеса” фильм набирает темп и начинает демонстрировать зрителю невероятно эффектные кадры джунглей, эпических серпантинов и горных дорог, на которых любая ошибка может оказаться фатальной. Своего пика Sorcerer достигает в сцене с подвесным мостом, по которому, под яростным дождем, должны пройти обе машины.



Вот такой вот Just Cause.
Сцена оказалась настолько сложной в реализации, что для нее специально создавали гидравлический мост, на конструирование которого был потрачен 1 миллион долларов. Когда мост был собран, река обмелела и создатели были вынуждены возводить мост в другой стране - Мексике. Еще один миллион долларов ушел на воссоздание сцены, которая навсегда запомнится любителям остросюжетного кино. Это тот самый эпизод когда громадный GMC 211 ползет по узкой провисающей дорожке, а вокруг завывает тайфун. На этот 12 минутный эпизод Фридкин потратил более 3.5 миллионов зеленых, но уверяю вас, сцена того стоила и фанаты тяжелых грузовиков, добравшись до нее, будут просто визжать от восторга. Ну а самая вишенка на торте - это то, что сцена снималась без дублеров. Исполнители главных ролей, как настоящие Боярские, сами преодолели мост!



И никаких спецэффектов.
Последняя треть фильм представляет собой борьбу героев с джунглями (в стиле “Агирре” Вернера Херцога). Чтобы добиться от фильма яркой и сочной картинки, Фридкин был вынужден менять операторов прямо по ходу съемки. Поругавшись со съемочной группой и Диком Бушем (главным оператором) режиссер добился собственного видения. Соединив снятый материал с электронным эмбиентом Tangerine Dream, Фридкин получил невероятно эффектный набор образов, характерных скорее для фантастического экспериментального фильма, чем для боевика.



Концепт-арт фильма.
К тому моменту когда Sorcerer оказался на финишной прямой, режиссерская группа была раздавлена многочисленными внутренними конфликтами (одних линейных продюсеров у картины было пять штук), болезнями персонала (50 человек пострадали от разной тропической дряни) и столкновениями между киношниками и полицией Доминиканской республики. Машины выходили из строя, люди покидал съемочную площадку, а некоторые эпизоды приходилось снимать с одного дубля, потому что на второй дубль не хватало средств. После сборки финальной версии, Фридкин укатил на несколько месяцев в больницу, лечиться от малярии, а финальная стоимость Sorcerer на этапе монтажа достигла 20 миллионов долларов (100 миллионов современных долларов).



На дорогах Панамы не спокойно.
Фридкин надеялся, что подвиг его команды будет оценен по достоинству и картина встанет в один ряд с “Агирре” и Apocalypse Now. Если бы так получилось в действительности, Sorcerer бы стал вечной классикой, получил бы пару сиквелов, Activision бы сделал одноименную компьютерную игру, а Revell пачками бы клепала модели, но...



Против судьбы пистолет не поможет.
Конкурировать Sorcerer пришлось со… “Звездными войнами” Джорджа Лукаса и эта конкуренция просто уничтожила детище Фридкина. В кинотеатрах США картина собрала всего 6 миллионов долларов, мировой прокат дал еще два. Провал был просто чудовищным и Фридкин навсегда вылетел из высшей лиги американских кинематографистов. Sorcerer в свою очередь оказался надолго и основательно забыт, несмотря на то, что этот крайне эффектный и в чем-то самобытный фильм, должен был получить культовый статус в среде многочисленных техногиков.



Горный серпантин и старый грузовик.
Если вам нравятся тяжелые машины, латинская америка, джунгли и мрачные герои, влекомые роком, то Sorcerer - это именно тот фильм, который вы искали на протяжении всего жизненного пути. Не пропустите!

ЗА
-Недооцененная классика жанра,
-Ряд крайне сложных, технически впечатляющих сцен,
-Эффектный визуальный ряд и отличная работа двух операторов,
-Электронный саундтрек,
-Четыре мрачных антигероя на тропе искупления.

ПРОТИВ
-Фильм немного затянут,
-Визуальная сторона полностью подавляет диалоги и сценарий,
-Персонажи не раскрыты, хотя им посвящена добрая треть постановки.



Понравилась статья, не забудь поставить лайк и подписаться на мой telegram канал https://t.me/GreatBlackShip.

07.07.2021
(с) Илья Садчиков

путешествия, movie, кино, automobile, священные монcтры

Previous post Next post
Up