KAIRO (2001) VS PULSE (2006)

Jun 07, 2021 00:31




Мити Кудо - обычная японская девушка, занимающаяся скучной работой в садоводческой индустрии. Однажды, ее друг программист кончает жизнь самоубийством и в руки девушки попадает диск, на котором записаны пугающие визуальные образы. После просмотра записи в жизни Кудо начинают происходить странные события: друзья пропадают один за другим, а сами Мити начинает видеть нематериальных существ, способных отбирать у людей волю к жизни. Ознакомившись с документом “Ключи к запретной зоне” Кудо понимает, что ее друг открыл двери в мир призраков и остановить последних можно лишь при помощи красной изоленты, которая закрывает мертвым проход в соседние измерения…


KAIRO (2001)



Оригинальная картина Киеси Куросавы вышла в 2001 году на стыке жанров хоррора и киберпанка. Будучи не только режиссером, но и сценаристом, Куросава наткнулся на оригинальную идею. Он предположил, что при определенных обстоятельствах IT технологии (в частности интернет) позволят людям установить контакт с миром мертвых. Разорвать такую связь будет практически невозможно, потому что призраки захватят контроль над датацентрами и смогут взять ПО под свой полный контроль.



Красная лента насколько важна для лора серии, что ее иконка появилась даже в названии картины.
Это интересно. В своей картине Куросава попытался изучить вопрос, ждет ли человека после смерти ад в стиле Достоевского. То есть, попадает ли жертва навсегда в пустую комнату, в углу которой паук паутину свил? Режиссер отвечает на этот вопрос утвердительно и не дает зрителю ни малейшей надежды на спасение, ибо для каждого призрака в Kairo формируется своя собственная комната. К сожалению, данная концепция в фильме озвучивается второстепенными персонажами и совершенно никак не развивается.



Главные герои картины ничегошеньки не понимают в компьютерах.
На одной хорошей идее далеко не уедешь! Все остальные элементы Kairo едва держаться на плаву. Возьмем, например, киберпанк составляющую, которой отведена дополнительная сюжетная линия с тремя персонажами. Теоретически, данная история должна рассказать, каким образом программисты установили связь с мертвыми, как мертвецы оперируют техникой и зачем нужна красная лента. Ни на один из этих вопросов удовлетворительного ответа нет. Лично у меня сложилось ощущение, что Куросава не разбирается в IT, потому что KAIRO изобилует множеством технических ошибок. Особенно занятен момент когда персонажи пытаются поймать призрака при помощи Print Screen, да и отправка HD видео через модем радует не мало...



Несмотря на то, что связь с миром мертвых устанавливается по модему, призраки способны передавать по телефонным линиям HD видео.
История самой Мити Кудо саспенса не вызывает, потому что актеры переигрывают. Коллеги девушки постоянно видят мертвецов, но призраки не пугают зрителя, ибо выглядят как обычные женщины или как призрачные мужики. Из сюжета фильма не ясно, как твари забирают у людей волю к жизни и почему отдельные товарищи со временем рассыпаются “в прах”. Странно, что подобная судьба ожидает только подругу Мити, тогда как остальные жертвы сразу перемещаются куда-то в виртуальный ад.



Когда призраки забирают человека, от него остается черное пятно на стене. Вероятно, перед этим жертва разваливается в прах.
Наконец, история Мити Кудо подводит зрителя к сценам апокалипсиса, которым завершается вторжение бесплотных мертвецов. Поскольку бюджета Kairo на масштабные сцены не хватило, уничтожение Японии выглядит совершенно не впечатляюще. Вероятно, жертвами катастрофы стали владельцы вычислительной техники и устройств связи. У Мити таких девайсов не было, поэтому она уцелела, но опять же, в фильме это никак не проговаривается и ничем не подтверждается.



Типичный призрак выглядит вот так. Не очень то и страшно...
В целом Kairo совершенно не страшный фильм, имеющий блестящую хоррор идею, унылую реализацию и избыточный 120 минутный хронометраж. Картину Куросавы следует расценивать как art house и смотреть её следует лишь для того, чтобы понять генезис отдельных пост-апокалиптических идей в киноискусстве. Испугаться по настоящему от просмотра Kairo невозможно, даже если вы смотрите его ночью в тотальном одиночестве.

PULSE (2006)



Спустя пять лет после выхода оригинального Kairo Уэйс Крейвен и Джим Сонцеро (режиссер кат-сцен Killzone 3 и Resident Evil 5) решили снять римейк японского фильма и задумали сделать на базисе арт-хауса нормальный молодежный хоррор. На фильм был выделен бюджет в 20 миллионов долларов, но судя по всему, он ушел не не производство картины, ибо Pulse (2006) крайне скуп на эффектные сцены.



Блондинка учится. Парень сверху, похоже, страдает фигней.
Взяв за основу сюжет Kairo, Крейвен сосредоточился на одной сюжетной линии и сделал ставку на компьютерную составляющую, которая получила более-менее логичное объяснение. Также Крейвен придумал для чего нужна красная лента и расширил способности призраков, ибо те научились передавать сигнал через сотовую связь.Более криповыми стали и сами мертвецы, блеклые серые мужики, напоминающие подкроватного обитателя Asterrados. С другой стороны Крейвен не дал объяснения как призраки могут ломать объекты и в чем заключается процесс “похищения души”. За бортом также осталась история про серый прах.

Если в других ремейках, американские сценаристы весьма вольно поступали с наследием оригинальных картин, то в Pulse Крейвен прямо повторил большую часть жутковатых эпизодов. Другой вопрос, что положительного эффекта они не дали и Pulse страшнее от них не стал. Что касается концепта “Посмертного одиночества”, то ничего подобного в фильме Крейвена/Сонцеро нет. Призраки приходят в наш мир, потому что ненавидят живых. Тут и сказочке конец.



Компьютер монитором к стене стоит, потому что по нему ужасы показывают. Блондинка, видимо, не знает, про кнопку отключения монитора.
Несмотря на ряд положительных моментов американский Pulse все равно не вызывает ощущения ужаса. Виной тому непрестанное дрожание камеры, куча туповатых скримеров, нелепое поведение главных героев, а также неспособность сценариста продемонстрировать глобальный масштаб происходящих событий. Апокалипсис происходит внезапно, но для зрителя глобальная картинка смазывается, превращаясь из масштабного события в “гибель университетского кампуса”.



Дорога в мир мертвых лежит через Netscape Communicator.
Наконец у американской версии есть серьезные проблемы с исполнительницей главной роли. Мало того, что сама Метти Веббер тупит, так еще и играющая ее Кристиана Белл не справляется с поставленной задачей. В результате героям совершенно не переживаешь. Поймают - да и черт с ними!



Сцена с падающей женщиной скопирована прямиком из оригинала.

Самое удивительное то, что несмотря на плохие кассовые сборы и отрицательные отзывы зрителей, Dimension Films впоследствии сняла два Direct-to-Video сиквела Pulse 2 и Pulse 3, действие которых происходит в мире, захваченном призраками.

В завершении обзора скажу так: имея под рукой интересную идею, американцы не смогли сделать на ее основе настоящий фильм ужасов. Это удивительно, ибо концептуально, под рукой Крейвена оказался реально криповый материал, способный стать базисом величайшего хоррор-произведения. Считаю, что Kairo/Pulse заслуживают переосмысления и последующего римейка, оперирующего дронами и VR-технологиями.

06.06.2021
(с) Илья Садчиков

movie, кино, horror, computers, sci-fi, cyberpunk

Previous post Next post
Up