ADAM NEVILL. REDDENING / БАГРЯНЕЦ (2019)

Feb 14, 2021 23:14




Все началось с того, что возле Брикбера в самой старой части Девоншира начали пропадать люди. Долгое время считалось, что бедолаги срывались с утесов и падали в стальные воды холодного океана. Никто не думал, что эти исчезновения могут быть связаны с угрюмой пещерой, в которой нашли древние изображения и многочисленные кости людей - свидетельства доисторического геноцида. Кошмар вырвался наружу когда Элен, сестра пропавшего музыканта, попыталась обнаружить место его гибели. Девушка думала, что в пропаже брата виновата наркомафия. Поспешное расследование вывело ее на древний каннибалистический культ, практикующий ритуалы, сохранившиеся с тех диких времен, когда люди жили в одной пещере с животными, а бесконечная тундра покрывала Европу, простираясь с холодного юга до мрачных громад северных ледников…




Девон в мае.
Если вы читайте мой журнал несколько лет, то наверное помните, что у меня крайне неоднозначное отношение к Адаму Невиллу. Этот талантливый автор действительно умеет писать и от его книг крайне сложно оторваться даже несмотря на то, что читаю я их обычно в трамвае. Завязки у Невилла интересные, история течет словно бурная горная река, скользящая между порогов. Проблема Невилла в том, что он совершенно не умеет завершать свои длиннющие романы. “Судные дни” закончились нелепой перестрелкой в стиле Blood, “Дом длинных теней” обладал невероятно глупым финалом. От The Reddening я ожидал чего-то подобного, но Нэвилл взял волю в кулак и все-таки слепил нормальную концовку. Да у этого финала есть проблем (глава номер 51, это лишний “рояль в кустах”), но в целом, он не несет с собой тотального разочарования, характерного для предыдущих книг.



Когда юное человечество стало познавать ледяной мир, Багрянец уже был стар и голоден.
Reddening - это хоррор рассчитанный на взрослого читателя, ибо многие герои романа достигли среднего возраста и у них есть множество скелетов в шкафу. Нэвилл аккуратно описывает своих персонажей, их проблемы, мечты, а также рассказывает каким образом они оказались в Девоне, сбежав из фонтанирующего жизнью Лондона. Мне очень понравились сцены описания девонских скал и монолитов, раскинувшихся по юго-восточному побережью Англии. Я был в тех местах несколько раз и испытывал странное чувство мистической жути, которое ощущаешь, когда идешь вдоль отвесных берегов и красное солнце проваливается в холодные океанские воды. Нэвиллу очень хорошо удалось передать чувство одиночества и тайны, сопровождающее путешественника, решившего в одиночку пройтись по юго-западному побережью страны.



Багрянец был в каменном веке и он вернется в те дни, когда пути людей и цивилизации вновь разойдутся, а блики костров вновь начнут плясать под сводами каменных пещер.
Еще одной сильной стороной книги является “высеченный в камне” лавкрафтианский хоррор. По большому счету, “Багрянец” - это не столько книга о каннибалах, сколько история о чудовищных монстрах, внешний вид которых можно узреть лишь на стенах давно забытых пещер. Истоки местного ужаса таятся не в глубинах космоса, а в древнем палеолите. Ныне этот страх давно забыт, погребен под тонким налетом цивилизации и гламура. Нэвилл показывает, что этот слой мигом тает, когда перед глазами человека предстают ужасы, забытые с тех самых времен, когда древние люди скитались по мерзлой тундре в поисках пищи.

Несмотря на то, что “Багрянец” является самой кровавой книгой Нэвилла, большая часть сплаттер-ужасов происходит за кадром и описывается при помощи звуков и образов. Лишь в самом конце, когда палео-страшилы выбираются на свободу, кровища начинает лететь во все стороны, вместе с конечностями попавших в переделку людей. Впрочем, самой сильной стороной книги все же является не гуро, а доисторический “саспенс”, достигающий в некоторых местах просто заоблачных высот.



Пример Нэвилловского монстра.
Недостатки. Они, к сожалению, тоже в книге есть. Нэвилл опять пишет про культ безумных фанатиков. Автор вновь выступает на стороне персонажей, которые в определенный момент входят в состояние аффекта и получают суперспособности. В “Багрянце” есть сразу две такие сцены и при этом они разворачиваются одновременно. Наконец, мне очень не понравилась концепция сращивания культа с местными властями. Это проблема связана с тем, что Англия крайне плотно заселена. Здесь невозможно провернуть масштабные ритуалы в полной тайне от окружающих людей. По уму сюжет книги надо было бы переносить в США или в Россию (с ее бескрайними снегами), но это была бы уже совсем другая история.

Стоит ли тратить время на “Багрянец”? Однозначно да, если вам нравятся Английские деревенские страшилки и зловещие истории про каменный век. Только не ждите от книги закрученного сюжета и логичной демонстрации социальных связей. В этом Невилл не силен.



Заброшенная ферма на английском юго-западе.
ЗА
Палео-хоррор. Ужасы каменного века стоят за закрытой дверью цивилизации,
Прекрасные описания юго-западной Англии,
Тут есть голодные монстры.

ПРОТИВ
Нелепая сюжетная линия с нарко-мафией,
Сильные женщины в состоянии аффекта.

14.02.2021
(с) Илья Садчиков

литература, horror, uk, лондон, lovecraft

Previous post Next post
Up