Воздушная война над Рейхом. Операция Tidal Wave. Часть IV.

Dec 20, 2020 22:37




Операция Tidal Wave была начата силами пяти бомбардировочных групп IX бомбардировочного командования в 4-00 утра 1 августа 1943 года. В воздух поднялись 177 B-24D, которые направились в сторону Румынии на высотах от 2000 до 4000 футов (600 - 1200 метров). Один из бомбардировщиков - Kickapoo (41-11768) был вынужден отказаться от миссии сразу после взлета, потому что у него загорелся 4-ый двигатель. Командир бомбардировщика - первый лейтенант Неспор запросил разрешение на посадку на Кипре. Разрешение было получено, но сразу же сесть не получилось, так как ВПП уже принимала самолеты. Покрутившись над авиабазой, Неспор сделал второй заход с западного направления и в этот момент у него отказали оставшиеся двигатели. B-24 полностью вышел из под контроля, ударился о землю, разбил шасси и, взорвался, выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы. В пламени взрыва погибли все члены экипажа за исключением навигатора и бортового стрелка. Начало операции оказалось неудачным, но дальше было только хуже...




Командирский B-24D-85-C0 Teggie Ann (42-40664). Надпись Teggie Ann находится на левом борту машины, тогда как сам бомбардировщик окрашен в Desert Pink.



Teggie Ann вблизи. Полковник Комптон в центре, генерал Энт стоит справа.
К этому времени остальные 176 бомбардировщиков сформировали ударную формацию, которую возглавил полковник Кейт Комптон на “Teggie Ann”. На борту ведущей машины находился руководитель операции генерал Энт и ведущий навигатор майор Гарольд Виклунд. Вскоре после выхода Tegie Ann ошибочно изменила курс и во главе формации оказался бомбардировщик лейтенанта Флавелла. Впрочем, его лидерство продолжалось не долго.

В 8-20 Флавелловский бомбардировщик “Wongo-Wongo” (42-40563) внезапно вышел из-под контроля пилота и начал резко сбрасывать скорость и высоту полета. Причина потери тяги двигателей до сих пор неизвестна. Машина потеряла лидерство над формацией. Восстановить контроль над B-24 Флавеллу не удалось, через несколько минут бомбардировщик врезался в море (в районе острова Корфу) и взорвался. Все 10 членов экипажа погибли.

Лейтенант Гай Йовин (друг Флавелла) на Desert Lilly (41-24258) покинул формацию и пролетел над горящими обломками, чтобы найти выживших. Поиски оказались тщетными, быстро набрать высоту не получилось, а продолжать полет в одиночку было опасно. По этой причине Йовин изменил курс и отправился обратно на базу.



Взлетает “Wongo-Wongo” (42-40563).
Тем временем 376 группа осталась без ведущего и начала разлетаться по разным векторам. По факту новым лидером группы стал лейтенант Джон Пэлм на Brewery Wagon (41-24294), но за ним последовало всего несколько машин. Каждый командир бомбардировщика выбрал себе собственного лидера, в результате чего единое управление группой перестало существовать. Все летели примерно в одну и ту же точку, но на разных высотах. Кроме того, гибель Wongo-Wongo оказала удручающее воздействие на мораль отдельных пилотов, ведь потеря машины-лидера произошла в относительно спокойной обстановке.

В официальном анализе операции Tidal Wave сказано, что серия неудач с машинами лидеров привела к навигационным ошибкам, которые оказали отрицательное влияние на дальнейшее развитие операции. Однако Роберт Штернфельс в своей книге о Плоешти раскритиковал эту точку зрения, поскольку командиром группы официально являлся Комптон на Teggie Ann и авария Wongo-Wongo никоим образом не могла поставить под сомнение авторитет полковника. В той же самой книге Штернфельс упомянул, что после падения Флавелла, машина Комптона вновь оказалась в позиции лидера и остальные бомбардировщики стали равняться на нее. Разногласие в свидетельствах очевидцев налета до сих пор не нашло своего объяснения.



Экипаж Brewery Wagon (41-24294).



Brewery Wagon (41-24294) после падения.
К югу от Корфу Комптон приказал изменить курс и набрать высоту в 10,000 футов, чтобы формация прошла над заснеженными пиками албанских гор.

Несмотря на потери, союзные бомбардировщики продолжали приближаться к цели и вскоре перемахнули через береговую черту. Под фюзеляжами самолетов потянулись темно-зеленые пространства Балкан. Небо над экс-югославией было ясным и находящиеся на земле наблюдатели могли видеть десятки инверсионных следов, прорезающих лазоревый небосвод…



Болгарские истребители устремились на перехват, но догнать B-24D не смогли.
БОМБАРДИРОВЩИКИ ОБНАРУЖЕНЫ

Согласно приказу командования на всем протяжении операции экипажам бомбардировщиков было запрещено нарушать радиомолчание. Таким образом, организатора налета хотели помешать немцам совершить радиоперехват и обнаружить возможную цель удара. Данный запрет, в конечном итоге, сработал против союзников, тогда как немцы смогли обнаружить бомбардировщики даже несмотря на то, что машины летели в полной тишине.

Станция перехвата W-Leit Südost занималась контролем африканского радиотраффика союзников. Изначально станция работала на территории Сицилии, но с началом операции “Хаски” немцы перебросили W-Leit на Крит. Ранним утром 1 августа немецкие специалисты перехватили сообщение, согласно которому из района Триполи вылетела большая формация бомбардировщиков. Американцы впоследствии предположили, что данные о налеты были получены немцами в результате взлома американских военно-воздушных кодов. В действительности, информация о вылете была обнаружена среди массива обычных радиосообщений.



Низколетящий B-24D приближается к зенитной германской батерее, экипированной двумя РЛС типа Würzburg.
Перехватив сведения о вылете, специалисты W-Leit Südost передали в региональную штаб-квартиру ПВО Nachrichten.4, расположенную в районе Афин. Дальше эта информация была отправлена в Jäfu Rumänien и предстала перед глазами Дугласа Питкерна фон Пертшира, который на основе неполных данных предположил, что американцы проводят тренировку перед настоящей боевой операцией.

Когда радарная станция Люфтваффе в районе Корфу обнаружила приближающуюся формацию B-24D было 8 часов утра. В начале немцы подумали, что союзники летят бомбить авиационную фабрику в районе Винера Ньюштадта (Австрия). Позже аналитики сообразили, что целью удара может стать Плоешти. В 9 часов утра формация B-24 достигла Албанского побережья. Когда машины повернули в сторону Софии у немцев развеялись последние сомнения.

В 9-30 утра ПВО Плоешти было приведено в боевую готовность и пилоты Люфтваффе начали готовиться к перехвату. Болгарская Jäfu Bulgarien, также решила участвовать в перехвате, после чего к бою начали готовиться пилоты болгарских ВВС.

Американцы тем временем продолжали спокойный полет, поскольку не знали о том, что их уже обнаружили.



Румыны поднимают аэростаты системы ПВО Плоешти.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМАЦИИ

В Сербском воздушном пространстве бомбардировщики союзников попали в сплошную череду грозовых облаков. Началась серьезная болтанка, которая грозила привести к развалу формации впоследствии серьезного перепада высот. Видимость упала до нескольких метров, пилоты бомбардировщиков видели призрачные силуэты ведомых машин, скользящие в белесой пелены облаков.

Поскольку горы поднимались до высоты 8,500 футов, формации следовало опуститься ниже уровня облачности, которая раскинулась на высотах с 10,000 до 15,000 футов. То есть, бомбардировщики должны были держаться в узком коридоре высотой 1,500 футов.



B-24D Kickapoo (41-11768) разбившийся в самом начале миссии.
Различные группы бомбардировщиков по разному проходили через район плохой погоды. Машины из состава 376 Комптон и 93 Бейкер группы, опустились до 9,000 футов. 98 группа Кейна преодолела облачность в стандартной Frontal Penetration формации (это формация требовала времени на подготовку, но защищала машины от случайного столкновения друг с другом в условиях плохой видимости). Следом за 98-ой группой, Frontal Penetration использовали 44 и 389 группа, которые вышли из облачности на высоте 14,000 футов.

После выхода из зоны плохой погоды, единая формация развалилась на две новые формации. Первую формацию возглавлял Комптон, тогда как вторую вел Кейн. При этом машины Кейна двигались на 50 километров левее и в нескольких тысячах футах выше Кейна. Поскольку экипажи продолжали сохранять радиомолчание, Комптон понятия не имел о том, что Кейн оторвался от него и лаг между формациями продолжает увеличиваться.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

В 10-00 РЛС Фрейя, установленная на горе Mount Vitosha, в районе Софии установила прямой контакт с армадой американских машин. Примерно через 25 минут болгары подняли в воздух три группы истребителей из состава трех эскадрилий. Шесть Avia B.534 поднялись с аэродрома Враждебна и еще 4 машины того же типа взлетели с авиабазы Божурише. Еще десять Bf-109G-2 поднялись с того же аэродрома и вскоре разделились на две группы. Первая группа из пяти истребителей полетела прикрывать Софию, тогда как вторая группа, также состоящая из 5 машин, кинулась за бомбардировщиками.

Первый контакт с американцами установили пилоты B.534 (лейтенанты Ваптсаров и Даскалов). Поскольку бомбардировщики летели высоко, болгарские пилоты не смогли перехватить их и начали двигаться следом, наблюдая за инверсионным следами, протянувшимися за B-24.

Американские пилоты 389 и 44 группы заметили болгар, но не сообщили об этом Комптону, потому что продолжали сохранять радиомолчание. Таким образом, руководитель операции не имел ни малейшего понятия о том, что секретность утеряна и пилоты Оси догадываются о приближении бомбардировщиков.



Перед ударом некоторые бомбардировщики летели у самой земли. Конечно же, на такой высоте радары не могли отследить их перемещение.
Истратив горючее, болгарские перехватчики начали возвращаться на базу. Их пилоты надеялись встретиться с американцами во второй раз, когда последние полетят назад через Болгарское воздушное пространство. К этому моменту времени немецкие и румынские системы ПВО в районе Плоешти были приведены в полную боевую готовность. Фон Пертшир полагал, что удар по нефтепромыслам состоится ближе к полудню (по этой причине он отправил своих сотрудников на ранний ланч, ибо потом есть будет некогда).

В 11-00 первые B-24 достигли Дуная в районе Румынской границы. При этом 376 и 93 группа летели над облаками и попутный ветер ускорял полет громадных машин. 98, 44 и 389 группа продолжали полет ниже уровня облачности, преодолевая сопротивление сильного встречного ветра.

В районе Дуная погода исправилась и Комптон сбросил скорость своей формации до 160 миль в час, надеясь, что оставшиеся машины смогут догнать его. Поскольку пилоты кормовых пушек не смогли увидеть машины Кейна, Комптон решил, что все нормально и продолжил полет по боевому маршруту. Таким образом, передовая формация вошла в Румынское воздушное пространство на 20 минут раньше отстающей формации. Немцы конечно же видели разрыв между группами и решили воспользоваться им.



Taggie Ann готовится к вылету.
Впоследствии Комптон вспоминал, что большая часть проблем во время миссии была связана с ошибкой Кейна, а вовсе не с тем, что над Балканами царила плохая погода. Теоретически, Комптон мог бы нарушить радиомолчание, чтобы понять насколько сильно Кейн отстал от передовой формации. По ряду причин Комптон предпочел это не делать, ибо сборка новой формации требовала 20 минутных мероприятий слияния, которые могли стать фатальными в случае нахождения во вражеском воздушном пространстве. Не сумев прояснить ситуацию, Комптон продолжил полет, что привело к дальнейшему нарастанию числа ошибок.

ЗАБЛУДШИЕ

Первой контрольной точкой на территории Румынии для американских авиаторов должен был стать город Pitesti.

В этой точке все машины, бомбардировщики из Комптоновской формации должны были сбросить высоту и опустится до 200 футов. Пролетев над Pistesti майор Гарольд Виклунд (находящийся на борту Teggie Ann) оценил примерное время прохода формации над третьей контрольной точкой, которая располагалась в районе Floresti. Управлял полетом Teggie Ann второй пилот Ред Томпсон, поскольку Комптон решил перепроверить выкладки Виклунда у себя на коленях. Крутить головой по сторонам он просто не успевал, а управлять бомбардировщиком на низкой высоте Комптон не мог физически, ибо одновременно с этим ему бы пришлось посматривать на карты.

В районе Targoviste (вторая контрольная точка на территории Румынии), Комптон оторвался от карт и обнаружил деревеньку, к востоку от которой протянулась железнодорожная линия. Решив, что перед ним находится Floresti, Комптон не посоветовался с Виклундом и приказал Томпсону изменить курс в сторону, где, по его мнению, располагались заводы Плоешти.

Бдительные пилоты 376-ой группы быстро поняли, что что-то идет не так и попытались связаться с Комптоном по радио. Эти попытки не имели успеха, так как Комптон на вызовы не ответил. По завершении вылета он сказал, что в этот момент разговаривал по интеркому и не мониторил радио, в силу действующей процедуры “радиомолчания”.



Над румынской глубинкой.

Поскольку связаться с командиром не удалось, пилоты 376-ой и 93 группы решили, что Комптон знает, что делает и повторили его маневр, устремившись в юго-восточном направлении.

Оставшиеся самолеты, продолжающие полет за Кейном, появились над Pitesti через 15-20 минут (к этому моменту на часах было уже 11-55). Бомбардировщики из состава 389 группы вышли из состава формации устремились к собственной цели, к заводам в районе Campina. Бомбардировщики из состава 98 и 44 группы миновали контрольную точку 2 и начали выходить на цель, как и было задумано, то есть в районе третьей контрольной точки у Floresti.

В итоге, вместо одной мощной ударной группы, бомбардировщики, участвующие в операции Tidal Wave разделились на две более слабые формации, идущие по разным векторам с лагом в 15 минут. До сих пор не ясно, стала бы ситуация хуже, если бы Кейн следовал вплотную к Комптону и выполнил бы его ошибочный поворот на юго-восток в районе контрольной точки 2?

К 12-00 две группы бомбардировщиков, принимающие участие в операции Tidal Wave, заблудились в румынском воздушном пространстве и потеряли ориентировку. Три другие группы продолжали выходить на цель, следуя верному курсу.



Tidal Wave приближается к Плоешти (кликабельно).
В районе Floresti 98-ая и 44 группы сделали разворот на цель и начали приближаться к объекту атаки на малой высоте. Бомбардировщики следовали вдоль железной дороги Кампина-Плоешти, при этом 44 группа летела правее ж/д полотна, а 98-ая немного левее. На изображении представлены бомбардировщики из состава 98 группы, окрашенные в цветовую схему Desert Pink. Машины из состава 44 группы, прибыли из Британии и при этом сохранили свою первоначальную схему Olive Drab. Оба B-24 “The Witch” и “Snow White and Seven Dwarves” уцелели во время удара по нефтеперерабатывающему комплексу, но позже были перехвачены и сбиты болгарскими Bf-109G2.

ИМПЕРАТОР НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Утром того же дня румынская сеть Император получила первую информацию от Jafu Bulgarien о приближении вражеских бомбардировщиков. Дополнительная информация поступила от румынских наблюдателей в Трансильванских альпах, которые заметили армаду B-24 и сообщили об этом в Бухарест. Румынские РЛС Помпей и Октавиан попытались отследить формацию на основании собранных данных, но их персонал не сумел справиться с этой задачей, ибо американцы начали направленно глушить радары, как только B-24 достигли горных хребтов.

Информация о джаммерах может быть ошибочной, ибо летом 1943 года устройства радиоэлектронной борьбы APT1 и APT2 не были доведены до ума и нет прямых свидетельств о том, что их ставили на машины во время операции Tidal Wave. Весьма вероятно, что германские радары, стоящие на холмах в районе Prahova, просто не заметили вражеские машины, идущие на предельно низкой высоте.

Несмотря на то, что радары не смогли обнаружить цель, фон Пертшир решил, что удар по Плоешти неминуем. После быстрого завтрака фон Пертшир связался по телефону со штаб-квартирой Flakgruppe Ploesti и известил германское ПВО о неизбежном налете тяжелых американских бомбардировщиков. Штаб-квартира в свою очередь связалась с германским и румынскими зенитными батареями, предупредив рассчеты последних о том, что американские машины появятся над заводами в районе 11-15 утра. Информацию о налете получили подразделения аэростатов ПВО. К 11-50 утра над Плоешти висел 41 аэростат.



Румынский пилот Sculy Logotheti, летавший в Эскадрилье 53.

Что касается подразделений ПВО, вооруженных дымовыми генераторами, то их расчеты получили информацию об американском рейде в районе 10-55. К этому моменту в действие могли быть введены 274 дымовых генератора. Первые генераторы начали свою работу в 11-55, но эффективность их работы была незначительна, поскольку сильный ветер дул в направлении невыгодном для постановки визуальных помех.

Германские и румынские перехватчики были подняты по тревоге в 11-18 утра. Bf-109G из состава Jag.4 покинули Мизил и устремились к Северу от Плоешти. Эскадрилья 45 Vt. отправилась на патрулирование к юго-востоку от Плоешти в треугольнике Bilciureşti-Conteşti-Butimanu. Эскадрилья 53 была направлена к северу от Плоешти, она дублировала активность германских перехватчиков. Ночные истребители из состава 51 эскадрильи вылетели в сторону Bolintin-Deal к западу от Бухареста. Еще две эскадрильи ночных истребителей были отправлены к Crivina-Peris сектору к востоку от Плоешти в 12-00 (здесь были замечены приближающиеся бомбардировщики Комптона). Сразу после старта, перехватчики румынской системы ПВО начали набирать высоту, надеясь как можно быстрее достичь отметки в 5000 метров.



Каким бы прекрасным не был разработанный в Африке план, реальность внесла в него свои коррективы.

К тому моменту, когда германские и румынские пилоты достигли высоты 16,500 футов, американцев там уже не было. Найти удаляющиеся бомбардировщики было предельно сложно, поскольку на высоте 2000 футов протянулась покрывало густых облаков, которые укрывали формацию B-24D летящую на малой высоте .

В 11-45 Питкэрн получил первую информацию о том, что американцы следуют на ультра-низкой высоте. Перехватчики тут же получили приказ о снижении. В 11-50 произошел первый визуальный контакт между истребителями IAR-80 и американскими бомбардировщиками из состава 376 группы Комптона. Перехватить машины из 376-ой группы румыны не смогли, вследствие чего они решили атаковать B-24 из состава 93 группы. Один из IAR-80 сумел подкрасться к бомбардировщику “Jersey Bounce 2nd” который пилотировал лейтенант Ворси Лонг. Обстреляв B-24 с задней полусферы, пилот перехватчика раздолбал кормовую турель бомбардировщика и убил борт.стрелка сержанта Лейстера Хэвенса.

Это интересно. “Jersey Bounce 2nd” (бортовой номер 42-40609) выжил во время первой атаки, но был подбит во время возвращения с задания. Машина получила повреждения 1 и 4 двигателя, кормовой турели, носовой секции, и левого крыла, после чего упала в районе Плоешти. 6 членов экипажа были убиты, 4 попали в плен (в том числе и командир Лонг).



B-24D Snow White and Seven Dwarves (42-40364) капитана Джеймса Ганна и ее болгарские и румынские противники Bf-109G2, IAR-80, D-520 и B.534.

Фон Пертшир пытался разобраться что вообще происходит в воздушном пространстве над Плоешти, ибо к нему приходила информация о двух группах бомбардировщиков, которые шли на разных высотах и разными курсами. В начале фон Пертшир предположил, что американцы надумали бомбить Бухарест, но потом он все же пришел к выводу, что реальной целью является Плоешти. При этом американцы разделились на две группы в силу военной хитрости (одна группа отвлекала на себя внимание ПВО, тогда как другая должна была нанести полномасштабный удар по румынским нефтяным промыслам).

В конечном итоге, полет на низкой высоте сработал в пользу союзников. Перехватчики потратили драгоценное топливо и время на выход в точку перехвата, которая оказалась ошибочной. Как результат, боевое столкновение между бомбардировщиками и истребителями началось лишь после того, как на румынские заводы начали падать американские бомбы и Плоешти потонуло в пламени бесконечных пожарищ...



Тактическая карта операции Tidal Wave (кликабельно).
1 - 8-22. Wongo-Wongo теряет управление и падет в Ионическое море, 2 - 8-55. Германские радары в первый раз обнаружили формацию бомбардировшиков, 3 - 9-00. Бомбардировщики проходят над Албанией, плохая погода и разрыв формации, 4 - 9-35. В воздухе Албании сформировались две формации бомбардировщиков, 5 - 10-30. Болгарские B.534 осуществляют попытку безуспешного перехвата B-24D, 6 - 10-50. Формация Комптона пересекает Румынскую границу и начинает снижение до 200 футов, 7 - 11-50. Первая контрольная точка, 8 - Вторая контрольная точка, Комптон ложится на ошибочный курс, 9 - 12-05. 98 и 44 группа достигают контрольной точки 3 и выполняют верный поворот, 10 - Начинается заход на Плоешти.
01.10.2020
(с) Илья Садчиков на основе Osprey Air Campaigns.

рейх, history, airplanes, war history, авиация, ww2

Previous post Next post
Up