SACRIFICE / 金刚川 (2020)

Dec 25, 2020 00:23




1953 год. В Корее идет кровопролитная гражданская война, в которую вмешались силы ООН, под руководством Соединенных Штатов Америки. На помощь корейской армии пришло коммунистическое войско Китайской Народной Республики, направляемое несокрушимой волей Мао Цзе Дуна. В целях быстрой переброски войск на территорию союзника, китайцы построили мост, соединивший корейский и китайский берег реки Ялу. Узнав про инженерные работы, американцы решили уничтожить мост при помощи артиллерии и авиации. Если полковник Жан Фей, ответственный за переправу, не сможет обеспечить переброску войск на Корейский берег, китайское наступление захлебнется и корейская армия потерпит поражение. Силы полковника близки к истощению, людей мало, снарядов не хватает, а значит победа потребует массового подвига со стороны китайских солдат...




Мост ночью.
Новейший фильм режиссеров Hu Guan и Frant Gwo рассказывает о событиях Корейской войны и делает это в крайне необычном для war movie ключе. Первые тридцать минут временная линия сюжета движется в обычном направлении (от прошлого в будущее) и зритель не подозревает подвоха, посмеиваясь над нубскими комментариями к происходящим событиям (“американская артиллерия нанесла удар по мосту”, “B-29 сбросили бомбы на цель” и так далее). Кино при этом, рассказывает о подвиге китайской инженерной части, которая отстраивает полотно моста, несмотря на активное противодействие противника.



Армада американских бомбардировщиков сбрасывает на мост свой смертоносный груз.
Ощущение от просмотра меняется кардинальным образом, когда хэппенинг инженеров подходит к концу и перед глазами зрителя разворачивается история американского летчика, атакующего тот же самый мост через Ялу. Режиссер показывает уже известные события с альтернативной точки зрения и демонстрирует мотивацию противника, который бросает в бой все новые и новые “Корсары”. Временные отметки, некогда вызвавшие улыбку, становятся важными ориентирами, при помощи которых зритель ориентируется на временной шкале истории. Тот же бомбовый удар, сверху выглядящий как незначительное событие, приводит к гибели нескольких героев, о судьбе которых будет рассказано в третьей части картины. Масштаб американской части картины носит камерный характер, поскольку оон-овская история сосредоточена на судьбе одного пилота и его ведомого.



Полковник Жан Фей.
Третья часть Sacrifice посвящена китайским зенитчикам, которые защищают мост от непрерывных воздушных атак. Фактически, артиллеристы главные герои картины, которые жертвуют своими жизнями во имя успеха общего дела. Персонажи “артиллерийской” главы прописаны хорошо, их мотивации понятны, а разговоры приближены к реальной жизни. Пожалуй, это самая кровавая и печальная часть фильма. Портит ее лишь избыточная любовь сценариста к визуальной агитации в Warhammer ключе (герои превозмогают врага на пределе своих сил и возможностей).



Мост под вражеским ударом.
Временное действие третьей главы разворачивается во время первого эпизода, при этом китайские персонажи ведут сражение с американскими пилотами из второй части Sacrifice. Впрочем, не подумайте, что Hu Guan и Frant Gwo претендуют на лавры Кристофера Нолана. У них этого и в планах не было. Китайские режиссеры сделали все возможное для того, чтобы к концу двухчасового эпика все истории слились в объемную картину военных действий, понятную с первой и до последней секунды.



Герои-зенитчики.
Наконец, в Sacrifice есть четвертая глава, которая подводит итог под ночными событиями и демонстрирует несгибаемость китайского национального характера. История завершается масштабной пропагандистской сценой, в которой зрителю напоминают о том, что без подвига китайских солдат на реке Ялу не было бы современного Китая, а Корея превратилась бы в несчастную колонию Запада. Эта сцена всецело предназначена для китайского внутреннего рынка. Западные зрители ее вообще не поймут, тогда как русские испытают некоторое недоумение, ибо и ежику понятно, что китайская победа в Корейской войне была бы невозможна без советских самолетов, танков и зениток. К сожалению, китайцы даже не вспоминают об этом.



Герои затаились и ждут врага!



Вот что случается, если зенитчикам не удалось сбить самолет.
Смотреть Sacrifice интересно, поскольку история фильма рассказывает о военных инженерах и зенитчиках (выходцы из этих войск редко появляются на большом экране). Авторы фильма активно используют компьютерную графику и спецэффекты в сценах воздушных сражений. При этом техническая часть Sacrifice серьезно уступает “800”, ибо в проекте не принимали участие западные консультанты, а мировой прокат картины до сих пор под вопросом. В то же самое время скупость технических приемов позволила авторам более подробно прописать характеры персонажей, что пошло картине на пользу.



Империалисты не пройдут!
ЗА:
-Альтернативные истории подвига,
-Уместное использование компьютерной графики,
-Интересные герои-зенитчики,
-Враг жесток и коварен,
-Умело воссозданный срез эпохи.

ПРОТИВ
-Части фильма не равноценны друг другу,
-Обширный агитационный блок,
-Про советских опять не было сказано ни единого слова.
-Чрезмерный пафос отдельных боевых эпизодов.

25.12.2020
(с) Илья Садчиков

история, history, кино, war history, movie, китайская угроза, НОАК, ww2

Previous post Next post
Up