Так уж получилось, что Soldiers of Fortune стала одной из знаковых игр Raven Software. В рамках одного приключения авторам удалось собрать клюквенный сюжет про спецназовцев, интересные уровни и расширенную систему урона. Вне всякого сомнения SoF была одной из самых кровавых игр своего поколения и геймеры всего мира запомнили, что происходит с человеком, которого прохитовали из шотгана в упор. Казалось бы что сиквел проекта - Soldier of Fortune II должен был превзойти оригинал по всем параметрам, но что-то пошло не так...
Это чех недоволен вашим присутствием в Праге.
Так уж получилось, что в свое время я пропустил SoF2 мимо своего компьютера. В 2002 году было много игр интереснее поделки Raven. Этой осенью я решил закрыть Гештальт, завершив прохождение Soldiers Of Fortune 2 и Soldiers of Fortune 3. Обзору последний части серии будет посвящен один из следующих обзоров.
Если первая SoF начиналась с ураганного уровня в метро, то сиквел (далее SoF2) стартует с Пражского сценария, действие которого разворачивается в 80-ых годах прошлого века. То есть игра пытается встать на рельсы шпионского боевика, но получается у нее из рук вон плохо. Прага не запоминается, но хуже всего то, что следом за первой боевой миссией начинается корявое задание на stealth. Миссия проваливается после каждого выстрела и после каждого неудачного удара ножа. Поскольку число сохранений на уровне ограничено, игрок вынужден учить карту наизусть и делать все возможное для того, чтобы угадать действия вражеских NPС. Всего одна ошибка и карту приходится начинать с начала.
Где-то в Колумбии. В начале 2000-ых четкость текстур поражала воображение, ведь на пулемете можно было прочитать серийный номер!
В левой части UI можно увидеть совершенно бесполезный индикатор шума.
Следующая часть истории разворачивается в Колумбии. Здесь до игрока доходит, что программа не корректно рассчитывает попадания по бегущим целям. Если в первой игре плеер легко понимал, почему выстрел попал в цель или не засчитался, то в сиквеле сделать это чрезвычайно сложно. Пули просто не замечают бегунка или летят медленнее бегущего человека (чрезвычайно смешной эффект). Зато противники с легкостью попадают тебе в голову, едва высунувшись из-за укрытия. Пробиваемость также вызывает вопросы, наперед никогда не поймешь за каким ящиком можно прятаться, а за каким нет. Ну и вишенка на торте - если один противник спрятался за другим, то все пули достанутся первому, не важно из какого девайса вы стреляете. Второй высунется в следующее мгновение и одним выстрелом снимет с вас всю броню. В результате любая перестрелка превращается в царство чистого хаоса и на высоких уровнях сложности требует многократного прохождения с предварительным заучиванием уровня.
Завод в высокой детализации.
Это интересно. Враги активно используют гранаты. Сам момент удара лимонки о пол вы вряд ли услышите, но крики врагов точно долетят до ваших ушей. В этом случае разворачивайтесь на 180 градусов и стремительно отступайте назад. Даже на среднем уровне сложности граната убивает Маллинса наповал.
В игре есть вертолетная атака под Вагнера. Выглядит крайне дешево.
На протяжении десятка огромных миссий вы столкнетесь с разнообразными врагами, Чехословацкими военными, колумбийскими повстанцами, с боевиками триад и даже с ЧВК-ашниками Абрамовича, действующими на Камчатке. Все персонажи имеют одинаковые анимации и схоже реагируют на попадания. Система ghoul 2.0 позволяет оставить кочерыжку, или оставить врага без руки или ноги (в лучших традициях легендарной ДОКИ 2). На более поздних уровнях враги получают больше здоровья, множитель к урону и повышенную меткость. Игровой процесс становится более сложным и чуть менее интересным, ибо нарубать морковку из толстого HP бара врагов совершенно не увлекательно.
Стрельба с двух рук возможна, но крайне неэффективна.
Это интересно. SoF2 первая на моей памяти игра, в которой есть сразу три босса-вертолета (один из них - финальный). Кроме того, на китайском уровне вам придется сражаться с двойным боссом (мужик, вооруженный пулеметом и китайская леди, оснащенная американской оптической винтовкой).
Этим китайцам здорово не повезло, они набежали на автоматический дробовик Daewoo (sic!) USAS-12.
Разобравшись с врагами, поговорим про оружие. В сиквеле Маллинс может нести пистолет, два тяжелых ствола и девять разных видов гранат (плюс инфравизор). Desert Eagle в игре нет, зато появился Colt1911, а также Беретта, на которую можно прикрутить глушитель или систему подсветки целей. Позже в лапки игрока попадет мини-УЗИ (с них можно стрелять по-македонски), AK-74, M-16A2, одноствольный и автоматический дробовик. На поздних уровнях сложности Маллинс сможет познакомится с РПГ-7 и XM29 OICW (разработка которого будет остановлена через три года после выхода SoF2 в пользу XM25). XM29 представляет собой штурмовую винтовку следующего поколения, снабженную гранатометом и системой инфракрасного зрения. Поскольку настройка XM29 проводится через систему меню, в бою она применяется как более точный аналог M16.
Это интересно. Игрок может выбить ствол из рук врага, но поднять его с пола не может. Вероятно, не имеет права. Если из лапок противника упал дробовик, то снять с него вы сможете только патроны.
Нью-Йорк охраняет босс-конвертоплан.
Авторы постаралась создать множество разнообразных уровней, но результат их работы, честно говоря, не впечатляет. Ничего подобного знаменитому “Метро” или кровавой “Африканской бойне” здесь нет. После Чехословакии игрок посетит Колумбию, возьмет на абордаж корабль с вирусными контейнерами, побывает в Гон-Конге и заснеженной Камчатке, а также спасет Швейцарию от тотального разрушения. Несмотря на то, что авторы попытались сделать множество открытых пространств, игра постоянно ощущается, как обычный коридорный шутер. Если вместе с вами действуют боты, то уровень страданий достигает пика, ибо NPC изрядно тупят и расстреливают Маллинса если тот ушел далеко вперед.
Снежная Камчатка и XM29.
Уровни игры состоят из 5-10 связанных локаций, переход между которыми осуществляется с помощью загрузки. Огромных уровней в стиле Return to Castle Wolfenstein здесь нет (вероятно на это повлияла XBOX версия проекта). Детализация эпизодов находится на уровне Medal Of Honor: Allied Assault - то есть в проекте есть множество пустых открытых пространств, тогда как внутренние помещения плохо детализированы. В 2002 году проект смотрелся современно, но в наши дни видно, что качество проработки игровой среды намного ниже чем у более раннего RTCW.
Колумбия. В этой траве не видно ни друзей, ни врагов, ни растяжки. Иногда мина перетягивает лесной "коридор" от одной стены до другой.
Завершая рассказ об игре замечу, что проект не прошел проверку временем. Боевая часть SoF2 устарела, а уровни оказались состряпаны слишком халтурно, для того, чтобы получать от них удовольствие. Впрочем, самая большая проблема игры это ограничение по сэйвам, которое вызывает стресс сильнее, чем даже контрольные точки. Если хотите сохранить нервы, то играйте в SoF2 на среднем или низком уровне сложности. Мучения на Hard не стоят затраченного времени.
08.11.2020
(с) Илья Садчиков