Есть что-то глубоко неправильное в том, что отечественная гик-культура активно эксплуатирует имя и идеи Лавкрафта, пытаясь донести знание мифоса до самых темных уголков нашей вселенной. Дело это не только бесполезное, но и вредное для творчества HPL- я в России, потому что дальше мема о “Ктулхе” вся эта история не ушла и еще долго не уйдет. Молодежные массы теперь знают имя писателя, но творчество Лавкрафта до сих пор остается для этих людей закрытой страницей. Все эти Азатоты, плато Ленг и прочие elder sign-ы воспринимаются на поверхностном уровне, без всякого осмысления с литературной или оккультной точки зрения. Забавно то, что американские авторы прошли через этот этап в 60-ые годы, набили множество шишек и к концу столетия наработали достаточно материала для того, чтобы взглянуть на творчество HPL-я с новых и неожиданных ракурсов.
Дальше всех в исследовании Лавкрафтианского мифоса (в области комиксов, разумеется) зашли Алан Мур - автор, обладающий собственным, весьма оригинальным взглядом на происходящее и его коллега художник Джейсен Барроус. Итогом их трудов стала масштабная трилогия, вобравшая в себя три разных по длительности и тематике серии: The Courtyard, Neonomicon и Providence. Сегодняшний обзор посвящен второму эпизоду этого цикла.
Графиков целую кучу нарисовали, а что толку, если схема не учитывает весь пласт оккультных знаний.
Действие комикса Неономикон развивается в альтернативной реальности HPL-я, отличной от творчества Chaosium (то есть перед нами высококачественный фанфик, а не официальный сиквел). Главные герои серии - специальные агенты: Мерил Брайарс и Гордон Лампер, пытаются раскрыть серию ритуальных убийств, связанных с их бывшим коллегой - агентом ФБР Элдо Саксом. По итогам быстрой рекогносцировки, герои выходят на готический клуб Зотика (привет от Кларка Эштона Смита), в котором действует некий тип по имени Джон Каркоза. Во время рейда выясняется, что Каркоза обладает мистическими способностями, тогда как нить расследования ведет в Салем и Иннсмут, мрачно дремлющий на берегу Атлантического океана. Сбившись с пути и запутавшись в уликах, Брайарс и Лампер пытаются внедриться в Салемский оккультный кружок, практикующий сексуальные ритуалы. Решение оказывается ошибочным, агентов раскрывают и Мерил оказывается на краю гибели. Впрочем, это еще не самое ужасное. Куда страшнее те существа, которым любители оргий поклоняются не покладая рук, ибо будущее этих странных созданий неразрывно связано с судьбой специального агента…
Пожалуй, самая лучшая обложка комикса.
Как вы, наверное, знаете, выпущенный в 2011 году комикс Neonomicon был опубликован альтернативным издательством Avatar, продукция которого всегда ориентирована на взрослых читателей. Сменив издателя (ранее Мур работал на DC) британский волшебник решил сделать не простую страшилку, а мрачный эротический триллер, в котором зловещие пророчества пугают куда больше, чем кровавое настоящее. Получилось ли у Мура задуманное? Не совсем. Главная проблема книги в том, что она ориентирована на человека, знакомого с массивным пластом западной хоррор литературы. В тексте комикса встречаются ссылки на Смита, Дерлетта, Мейчена, Блэквуда, Дайсени и Ходжсона. Читатель не имеющий достаточного литературного базиса с трудом поймет некоторые сюжетные повороты и пропустит большую часть фан-сервисных моментов. Конечно, история повествования от камрада не ускользнет, но многие нюансы текста будут потеряны.
Р'Лайх в тебе мой маленький любитель X-COM.
Кровищи в комиксе, как это не удивительно, не так уж и много, потому что большая часть ужасов отнесена к далекому будущему. В книге есть всего пара боевых сцен, да и они не производят шокирующего впечатления (может оно и к лучшему), потому что герои уничтожают чудовищ и каких-то кошмарных уродов. Боди-хоррора в произведении вообще нет.
На верхнем этаже располагается обычный магазин, а вот в подвале есть много чего интересного...
С эротической частью книги дела вообщем-то не заладились. В первой половине повествования Мур демонстрирует эпизоды, словно бы списанные с приключений Ларри. Мерил надевает рыжий парик, туфли на 5 см шпильке и картинно страдая от “высоких каблуков” ходит по магазину в котором стоят резиновые ми-го (это не прикол, тут все серьезно). Потом начинается сцена с культистами и ты понимаешь, что лучше бы происходящее вообще осталось за кадром, поскольку атмосферности сцена не добавляет, а главные герои выглядят не то чтобы очень привлекательно (желать их невозможно, остается лишь жалеть). Наконец, авторы делают все возможное для того, чтобы камера смотрела куда-то в бок или демонстрировала крупным планом испуганное лицо персонажа. Вообщем, выглядит все это довольно странно, словно бы Мур вдохновлялся советскими фильмами начала 90-ых. Другой вопрос, что при всех своих недостатках эпизод с оргией важен для развития сюжетной линии и фактически является ключевым моментом произведения, без которого невозможен грядущий апокалипсис.
Ктулху спит и видит сны. Пусть спит дальше, его время еще не пришло...
В конечном итоге Neonomicon достаточно интересное произведение, пытающееся пролить свет на те части мифоса, о которых Лавкрафт упоминал лишь намеками (в частности теперь ясно, каким образом появились на свет обитатели Иннсмута). Другой вопрос, что Мур уделил слишком много времени фансервисной части и не сумел вытянуть на нужный уровень сюжетную линию. В своем следующем Лавкрафтианском произведении “Провиденс” Мур попытался исправить этот недостаток, но это уже совсем другая история.
Это интересно. В моих руках оказался редкая limited edition версия комикса, выпущенная в твердой обложке в 2011 году. Найти ее было не просто, но я оказался крайне доволен этой редакцией, ибо в нее вошел массивный пролог (из 2 частей) и галерея жутких картинок.
19.07.20
(с) Илья Садчиков